Кстати, был веселый эпизод еще в начале:
Эксперт, глядя на ботинки истца, в которых он пришел, как бы укоризненно говорит мне: смотрите, как они сильно изношены, а торец не отстает.
Истец смущенно: я на этих подошву поменял и прошил в мастерской, а то старая потрескалась.
Аут.
Мне в ходе этой экспертизы удалось наконец взглянуть на стандарты ТПП, о которых я говорила выше.
Даже начала быстро конспектировать ключевое место, которое имеет отношение к нашей проблеме (собираюсь продолжить конспектирование, если не позволят снять копии).
Вот как интересно построена таблица, причем на эту таблицу как основание для экспертизы мне указывала именно эксперт, вроде больше ничего к нашей ситуации из стандартов не подходило в принципе.
Столбцы:
Дефект / Производственные причины возникновения дефекта (хотя тут я может неточно записала, но смысл такой) / эксплуатационные причины возникновения дефекта
Значит в таблице так:
дефект: отклеивание (отставание)
производственные причины: неравномерное взъерошивание затяжной кромки заготовки подложки или подошвы: неравномерная промазка клеем склеиваемых деталей; низкое качество применяемого клея; нарушение режима прессования.
Эксплуатационные причины: удары о твердые предметы или другие механические повреждения во время носки обуви и далее что-то еще, не успела дописать
Далее проблема: как определяется тот или иной вариант выбора, подробно не описано!!! Я думала, что-то такое должно там быть. Нет. Полагаемся то есть на признаки и делаем логические выводы - так надо понимать.
Ну хорошо.
Ну и вот интересная картина. По умолчанию оба столбца имеют право на существование.
И вот эксперт в первые же 5 минут общения любезно перечислила, вернее заученно произнесла весь! столбец "производственные дефекты" с приставкой "могло иметь место". То ли все сразу, то ли по отдельности? Эксперт: не знаю, у меня нет лабораторных методов испытания. Я говорю: а были бы, чтобы вы применили конкретно? Вообще-то все ГОСТовские методики относятся к новой обуви, а исследовать, к примеру, химический состав клея по тонкому слою вообще утопично в принципе.
Эксперт молчит.
Я спрашиваю: взъерошивание есть? Есть. Видна неравномерность взерошивания где-либо на исследуемых участках? Не видна. Следы клея есть везде? Да, везде, где должен быть. И следы ворса на затяжной кромке эксперт с первой экспертизы явно увидела с лупой, что свидетельствует о возможном отрыве. Ну то есть отрывалось, образно говоря, слегка "с мясом".
Эксперт говорит: Ну может клей не такой?
Я говорю: ну а как это доказать.
Тут уже включился руководитель и говорит эксперту: если клей не такой, почему по остальному контуру все нормально, ну и как выше я писала, он говорит, почему в пучковой части все нормально, а тут нет?
Эксперт говорит: ну, прессование какое-то не такое было... Руководитель говорит: везде нормально запрессовалось, а тут нет, очень интересно как это, процедура прессования стандартна, и если везде все нормально, то что именно могло произойти при прессовании с носком? Эксперт говорит, не знаю, но могло, наверное.
Я отмечаю факт, что остальная обувь при продаже вся была нормальная, и, более того, если был бы дефект прессования, то это либо было бы видно на фабрике и нам, брак никто гнать не собирается, либо, на худой конец, это вскрылось бы сразу при эксплуатации.
Причем вот про дефект прессования. Я вообще-то о прессах имею представление. Брак может быть, если заготовки неправильно вложили, так тогда всю обувь перекосячит сразу, ее сразу на в урну. Либо не правильно дали усилие - тогда вообще плохо приклеится и на другой поверхности.
Руководитель ТПП говорит: эта операция (прессование) стандартна, и признаков нарушения в этой паре никаких нет.
Я согласна с ним, ес-но.
Причем покупатель 28 дней носил, средняя степень износа.
Вообщем, ключевые слова "могло" "могли". Это, что доказательство?
Вообще все это обсуждение меня уже стало напрягать, и я заявила, что я вообще-то инженер-исследователь, и сама пишу в том числе заключения о браке.
Эксперт испуганно: по обуви?
Я говорю: нет, по металлургии и обработке металлов
И логика такова: либо ищется параметр несоответствия изделия (мех.свойства, размер фаз, несплошности, хим.состав, например), либо параметр несоответствия технологии (по диаграммам, фиксирующим приборам), либо иногда по какой-то новой, опытной технологии начальник(и) не вник в возможные проблемы, не освоил предыдущий опыт и накосячил в самой опытной технологии.
Либо: иногда ничего не находим, так так и пишем: причина брака не выявлена, требуется дальнейший контроль всех важных параметров (для серийной продукции). А иногда и брак не выявлен, то есть у кого-то были подозрения, но они не подтвердились. Это так, в общих чертах.
Но в нашей-то с покупателелем ситуации и эксперты, и судья привыкли к двухвариантному, а не трехвариантному возможному заключению.
То есть производственный дефект
Эксплуатационный дефект
Причина дефекта точно не установлена - вот это очень интересный вариант в нашей ситуации.
Возвращаясь к двум столбцам, второму столбцу (удары, механические повреждения) эксперт почему-то внимания не уделяла вообще и вероятность этих событий даже не хотела рассматривать... Но, я-то естественно, многократно ей напоминала о такой вероятности...
Она говорит: мы все же в обуви ходим по поверхностям. Я говорю: да, но ведь были возможны удары, высокие механическ. нагрузки.
Давайте смотреть нормативы.
Нормативы ГОСТ 21463-87 прочность крепления подошвы на 1 см ширины затяжной кромки, не менее такие
полиуретан
толщина подошвы 5 мм - 44 Н/см
6 мм - 47 Н/см
8 мм - 58 Н/см.
Толщина где-то около 6 мм (у меня сейчас пары этой нет), значит один погонный сантиметр затяжной кромки должен выдерживать нагрузку около 5 кг.
При большей нагрузке затяжная кромка имеет полное право отходить от приклееной поверхности.
Торец имеет погонную ширину где-то 5 см примерно (модель заужена спереди), причем отклеен не весь а сантиметра на 3 примерно.
Это получается, что достаточно нагрузки 15 кг на торец при спотыкании, ударе о порог, о другой предмет, чтобы обувь в этом месте начала разрушаться?
Эксперт тут вдруг говорит: если б был удар, то на подошве должна была быть вмятина, другой след.
Я в шоке. Говорю: давайте ударим обувь носком (торцем носка) о линолеум, о гладкий порог, и что - будет дыра в подошве?!!!
Говорю: полиуретан - эластичный, амортизирующий материал. Вмятина, порез могут образоваться только при ударе об острую поверхность. При ударе о тупую дыр не образуется. А потертость в торцах-то есть! То есть как бы материал может цапапаться,сошлифовываться при ударе о поверхность с абразивными свойствами, например об асфальт, и признаки этого как раз есть.
Руководитель, слушая дискуссию, говорит эксперту: да практически любую обувь можно руками порвать! Ну в смысле, действительно не надо огромных нагрузок.
В общем, руководитель говорит эксперту: ты не права, раз нет никаких признаков нарушения технологии, так и дефект нельзя признать производственным.
Кстати, про квалификацию эксперта. Когда я уже представилась, что имела счастье не только видеть заключения по браку, но и сама их пишу, я от эксперта не услышала ни одного! комментария о ее образовании и работе на производстве. Собс-но, и лицензии никакой я еще не видела. Отложила этот вопрос на следующий раз.
Я говорю ей: смотрите, есть экспертиза из столичного респ. города (несудебная), и вы практически слово в слово повторили текстовую часть, а резолютативную ( о причинах) вроде как хотите написать прямо противоположную, а работаете на основании одних и тех же стандартов в одном фактически учреждении?!!!
Тут эксперт гордо говорит: "Каждый эксперт делает заключение на основании личного опыта!"
Без пояснений об этом самом опыте. (Меня вообще-то интересует не ее жизненный опыт вообще, а именно в области технологии обуви, но я пока этот вопрос ей не задала)
Я ей говорю с намеком: ну, мне придется задавать вопросы о расхождениях первому эксперту и выяснять причины.
Я и с образованием экспертов попытаюсь разобраться, с опытом. Тут, если нет консенсуса, надо считать очки, голы, секунды, так я понимаю. Напомню, что в столице смотрела руководитель и эксперт, написано, что дефект эксплуатационный.
Причем мне муж сейчас напомнил: когда еще в начале июня мы пришли в местную ТПП побеседовать и говорим: вот все же мы хотим съездить в столицу респ. и туда обратиться, этот руководитель и говорит: конечно, вы можете, но ведь результат экспертизы и у нас, и у них должен быть одинаков. (ну то есть работают эксперты ТПП по одним стандартам и ошибок не допускают)
И что мы имеем в итоге?
Какое-то зависание. На сегодняшний день.
Добавлено немного позже:Был еще прикол.
Эксперт спрашивает меня: когда покупатель принес обувь, Вы не думали отправить на предприятние-изготовитель для исследования?
Я говорю: думала. Но я бы наверняка не уложилась в 10дневный срок. Обувь надо довезти, специально ехать в Москву из-за пары за 2000 р дорого, да и на фабрике не обязаны смотреть пару в короткие сроки, там и без нас производственной работы хватает - планы, объемы, отправка партий, и мою пару посмотрят, но при наличии возможности, так сказать.
Если попытаться отправить тр.компание, так надо рублей 500 заплатить из от нас до Москвы идет груз неделю в один конец, потом его в течение трех дней получают..
Я говорю, ну никак я бы сроки рассмотрения претензии не выдержала.
Тут эксперт говорит с надеждой: так Вы бы позвонили, просто назвали артикул,и вам бы изготовитель сказал: да, этот артикул у нас плохой...
Я опять в шоке, то ли это шутка юмора у эксперта, ан нет, она серьезно.
Представляете: звонит автодилер на АвтоВАЗ и говорит: тут у нас претензия по модели Лада Приора.
И менеджер изготовителя радостно кричит в трубку: "Ну да, мы сами знаем что эта модель у нас полное г....!"
Сообщение отредактировал lapin12: 17 October 2009 - 02:43