Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Прецедент: официальное признание?


Сообщений в теме: 73

#51 Sera

Sera

    сомневающийся

  • Старожил
  • 1680 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 March 2007 - 22:33

вот тут:
http://www.consultan...iew/ivanov.html

мистер Иванов говорит

разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – обязательной силы не имеют, а носят лишь рекомендательный характер. Да и трудно говорить о придании им обязательной силы, ведь это не норма закона, а некий результат рассмотрения отдельных дел. Рассматривая отдельные дела, каждое из которых индивидуально, имеет свои особенности, мы не можем придать обобщениям практики какую-то законную, легальную обязательность. Сделав иначе, мы тем самым подменили бы собой законодателя. Отсутствие легальной законной обязательности, тем не менее, не означает, что эти обобщения лишены должного авторитета, поскольку они подготовлены соответствующим судом, учитывают всю систему сложившейся практики, все позиции по делу и, таким образом, могут обеспечивать единство правоприменения. Обязательную силу им придавать не надо, но надо стараться, чтобы они были авторитетными с точки зрения объема, серьезности и глубины проведенных обобщений.


Вот, можно сказать, официальная точка зрения.

там же

Когда, по Вашему мнению, в России будет активно использоваться прецедентное право? На мой взгляд, это прямой путь к обеспечению единства судебной практики. - Андрей (Санкт-Петербург)

А.А.: У прецедентного права есть много противников и сторонников. Если еще лет 10-20 назад противников было гораздо больше, чем сторонников, то сейчас соотношение меняется. Появляется гораздо большее количество сторонников прецедентного права. Вместе с тем, этот вопрос не так прост, как кажется. Ведь прецедентное право в странах англо-саксонской системы права формировалось столетиями. Оно соответствует сложившейся правовой традиции. В России такой правовой традиции не было. И если мы хотим ее создать, то на это тоже уйдет довольно много времени. Во всяком случае, трудно себе представить какой-то одномоментный акт, в результате которого у нас сразу будет сформировано прецедентное право. На пути его формирования большую роль сыграет повышение авторитета судебных органов, их независимости и отсутствие подверженности внешним влияниям. Прецедент формируется авторитетной судебной системой, она должна поддерживаться подавляющим большинством людей в обществе, и тогда ее решения могут стать основой для последующих решений. Эти прецеденты будут, если можно так выразиться, активированы, иметь широкую поддержку. Поэтому я бы связал создание системы прецедентного права с повышением независимости и авторитета суда в целом. Чем выше будет независимость и авторитет, тем больше шансов для того, чтобы в нашей стране все-таки была сформирована система прецедентного права.

Теперь что касается прецедентного права как способа обеспечения единства судебной практики. Действительно, это так. Прецедент, конечно, формирует практику. Причем это, если так можно выразиться, самый быстрый процессуальный способ обеспечения единства, потому что решение принимается уже по конкретному делу и все дела в последующем решаются в соответствии с этим прецедентом.

Что такое внедрение прецедента применительно к деятельности российских арбитражных судов? Видимо, это признание возможности применять те или иные постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда при рассмотрении других дел. Здесь, правда, тоже есть немало проблем. Все-таки решение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было вынесено по конкретному делу, т.е. основано на тех доказательствах, которые в нем были собраны. В наших условиях, когда Президиум не пересматривает дело целиком, по сути его постановление сводится к толкованию соответствующих норм закона, исходя из того, что обстоятельства дела уже доказаны и не проверяются. В этом смысле постановление нашего Президиума не совсем похоже на прецедент по конкретному делу, хотя здесь, если можно так выразиться, грань очень зыбкая. Но формально постановление Президиума сейчас не является основанием для решения аналогичных дел. Те ссылки, которые имеются в наших постановлениях и других судебных актах на состоявшееся постановление Президиума, это не ссылки на закон, они не тождественны ссылкам на закон. Ведь закон подлежит применению во всех случаях, а суд не может положить одно лишь наше постановление Президиума в основу решения по конкретному делу. Он должен опираться на закон. Хотя, конечно, здесь все-таки есть некая доля лукавства. И мне кажется, что грань между прецедентом и постановлением Президиума часто найти очень трудно, но пока что формально эту грань нужно проводить.


Что сообщество думает по этому поводу?

Сообщение отредактировал Sera: 25 March 2007 - 22:37

  • 0

#52 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 March 2007 - 23:15

Sera

мистер Иванов говорит

Ага, а санкция за неисполнение - расформирование суда на три.
  • 0

#53 blackmag

blackmag

    Никогда не спит, всегда о чем-то думает...

  • Старожил
  • 2924 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 March 2007 - 00:54

думаю, что это лишь по форме напоминает прецедент.
на самом деле это экономия как юридический технический прием.

Ведь тут самоотсылка. Если бы речь шла в резолютивной части постановления нижестоящего суда со ссылкой на ВАС...тогда бы можно было говорить!
  • 0

#54 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 March 2007 - 00:58

blackmag

Если бы речь шла в резолютивной части постановления нижестоящего суда со ссылкой на ВАС...

В резолютивной части решения никогда нет ссылок на нормы права, да и те нормы, которые перечисляются перед словами "решил" - это нормы процессуального, а не материального права. Всё материально-правовое обоснование решения идет в его мотивировочной части, а в ней ст.170 АПК допускает ссылку и на постановления пленумов :D
  • 0

#55 Stan

Stan

    Инквизитор

  • Partner
  • 1787 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 20 April 2007 - 01:18

палата лордов (а сейчас - Верховный суд Соединенного Королевства) давным давно уже не связана своими прецедентами

Со второй половины XX века. Для них это, можно сказать, на днях принятое решение. :D
  • 0

#56 NVV

NVV

    безграмотный толкователь, "гордость НН"

  • Старожил
  • 6500 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 20 October 2007 - 16:18

В Федеральное государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» поступило письмо генерального директора ЗАО ПСФ «ПЕРСПЕКТИВА» Е.А.Горлова (от 26.09.2007 № 100) по вопросам правомерности требований отдела ПЭ и ИТМГОЧС Мособлгосэкспертизы о необходимости предоставления специальной лицензии МЧС на разработку раздела проекта «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».
Федеральное государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» рассмотрело указанное письмо и по вопросам, поднятым в нем сообщает.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»:
к компетенции МЧС России отнесено лицензирование деятельности по предупреждению и тушению пожаров и производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
к компетенции Росстроя отнесено лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. № 625, под деятельностью по предупреждению и тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 №174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», деятельность по проектированию зданий и сооружений включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с нормативно-техническими документами в строительстве в составе проектной документации должны разрабатываться также проектные решения по противопожарным мероприятиям - системам пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, противодымной защиты, эвакуации людей при пожаре. То есть, разработка противопожарных мероприятий должна выполняться непосредственно в составе деятельности по проектированию зданий и сооружений.
Законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации о лицензировании не предусмотрено получение дополнительных лицензий проектными организациями на разработку отдельных разделов проектной документации.
Данное положение было подтверждено постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 июня 2006 года по делу А 71-2347/2006, касавшемуся рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Домстрой Проект", в котором, в частности, указывается:
«в ст.24 Закона «О пожарной безопасности», на который ссылается МЧС, не сказано, что выполнение проектных и изыскательских работ является видом деятельности по предупреждению и тушению пожаров. Из буквального содержания данной статьи следует, что в ней содержится перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащие выполнению и оказанию в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров;
довод о том, что выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к деятельности по предупреждению и тушению пожаров и подлежит отдельному лицензированию в МЧС России на основании Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, не соответствует Закону № 128-ФЗ и Положению о лицензировании данного вида деятельности.»


  • 0

#57 Softtea

Softtea
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 3 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 October 2007 - 15:28

похоже, у прецедента есть все шансы прочно закрепиться в отечественной правовой системе, благо, что все условия для его функционирования в наличии. я имею в виду, саму иерархически организованную судебную систему, фиксацию всего в суде происходящего и итогов этого и, конечно же систему подготовки профессиональных юристов. кстати, в этой связи представляется не вполне корректным отнесения актов КС РФ к прецедентам. их правовая природа ближе к нормативным актам. если интересно: Лозовская С.В. Правовой прецедент: вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... к.ю.н. Е-бург, 2005.
  • 0

#58 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 October 2007 - 20:20

Softtea

в этой связи представляется не вполне корректным отнесения актов КС РФ к прецедентам. их правовая природа ближе к нормативным актам.

А постановления пленумов ВС и ВАС относить к прецедентам корректно? :D

Лозовская С.В. Правовой прецедент: вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... к.ю.н. Е-бург, 2005.

В электронном виде нет?
  • 0

#59 Softtea

Softtea
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 3 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 October 2007 - 16:11

[quote]Лозовская С.В. Правовой прецедент: вопросы теории и практики. Автореф. дис. ... к.ю.н. Е-бург, 2005. [/quote]В электронном виде нет?
[/quote]
могу отсканировать
  • 0

#60 advice

advice

    адвокат

  • Partner
  • 6092 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 October 2007 - 16:26

будьте уж так добры - отсканируйте
  • 0

#61 Softtea

Softtea
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 3 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 October 2007 - 17:53

Не пошлет ли государство всех нах - вот тут дескать можно, а тут не моги!

а кто пошлет? от имени государства?
  • 0

#62 Duncan MacLeod

Duncan MacLeod

    Доктор, который лечит

  • Старожил
  • 2644 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 October 2007 - 08:18

формально постановление Президиума сейчас не является основанием для решения аналогичных дел. Те ссылки, которые имеются в наших постановлениях и других судебных актах на состоявшееся постановление Президиума, это не ссылки на закон, они не тождественны ссылкам на закон. Ведь закон подлежит применению во всех случаях, а суд не может положить одно лишь наше постановление Президиума в основу решения по конкретному делу. Он должен опираться на закон


И в чём противоречие?

Суд ссылается на конкретную норму закона, применённую в деле и тут же указывает, что в аналогичном случае, при рассмотрении аналогичного дела, Президиум ВАС, ФАС округа в деле № 00000хххх**** применил эту норму точно таким же образом.
  • 0

#63 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 October 2007 - 09:36

Va-78
Эмоции, батенька. То, что делается в стране не только Вам не нравится. И, все же, у этой ветки есть определенная тематика и самые благие побуждения не оправдывют оффтоп.
Softtea

могу отсканировать

Буду очень признателен. Думаю не я один.
  • 0

#64 Va-78

Va-78
  • ЮрКлубовец
  • 161 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 October 2007 - 11:50

Сорри! Исправился :D
  • 0

#65 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 11 February 2008 - 17:55

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

О внесении дополнений в постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 12.03.2007 № 17 «О применении Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную
силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам»

В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при
пересмотре судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, в целях обеспечения единообразных подходов к их
разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об
арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дополнить
постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 12.03.2007 № 17 пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) может
быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам также
судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный
на положениях законодательства, практика применения которых после его
принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по
результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора
.

Установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о
пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с
частью 8 статьи 299 АПК РФ выносит определение об отказе в передаче
дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в
котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного
акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный
частью 1 статьи 312 АПК РФ, в данном случае начинает течь с момента
получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При обжаловании в апелляционном (кассационном) порядке судебного
акта, основанного на положениях законодательства, практика применения
которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации, суд апелляционной (кассационной) инстанции
учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены
обжалуемого судебного акта.


Формирование Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
правовой позиции не является основанием пересмотра дел, по которым
утрачена возможность обжалования».



Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.А. Иванов

Секретарь Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.С. Козлова

Источник: http://www.arbitr.ru...2-14_vas_14.pdf
  • 0

#66 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 12 February 2008 - 21:42

Занимательно
  • 0

#67 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 February 2008 - 12:43

В Процессе еще обсуждается
  • 0

#68 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 February 2008 - 12:59

Честно говоря, ВОО - это совсем не подходящий порядок. Он же предназначен для тех случаев, когда после вынесения судакта появились новые факты. Новые же нормы, а равно их толкование, для ВОО по идее основанием быть не должно. Хотя положениями п.6 и 7 ст.311 АПК, например, это уже подвергнуто сомнению.
  • 0

#69 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 February 2008 - 16:08

Хотя положениями п.6 и 7 ст.311 АПК, например, это уже подвергнуто сомнению.

Дык, это ж квазиВОО. ИМХО, пересмотр судактов в этих случаях целесообразно производить именно судом, принявшим судакт (т.е., как правило, -- 1-я инстанция), а для этого из известных процедур годится лишь процедура пересмотра по ВОО. Загружать Президиум ВАС пересмотром судакта, когда он в любом случае подлежит пересмотру (в одном случае, это требование ФКЗ, а по сути -- Конституции, а в другом -- международного договора), да еще и с учетом нормы права, необходимость применения которой не оценивалась 1-й инстанцией -- ему, что ль заняться больше не чем?

Другое дело, что:

Новые же нормы, а равно их толкование, для ВОО по идее основанием быть не должно.

и
Filaret

Это новое понимание, предполагающее, что вновь открывшимся обстоятельством является изменение судебной практики напрямую противоречит принципу правовой определенности


Сообщение отредактировал BRD: 15 February 2008 - 16:16

  • 0

#70 BRD

BRD
  • Старожил
  • 2912 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 February 2008 - 20:06

Вроде как приняли проект


Вот я и говорю, что, если раньше президиуму ВАС, иногда, приходилось в один день выносить несколько постановлений почти "под кальку", то сейчас он может вынести одно, а пересмотр остальных судактов, аналогичных отмененному, пнуть в нижестоящую инстанцию. Дабы не шлепать постановления, не имеющие самостоятельного значения для судебной практики.
  • 0

#71 MMKonst

MMKonst
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 16 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 March 2010 - 12:45

21 января 2010г. Постановлением № 1-П Конституционный суд РФ согласился с выводами, содержащимися в Постановлении Пленума ВАС от 14.02.2008г. № 14, согласно которым толкование той или иной нормы права, определяющее (изменяющее) практику ее применения, данное в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ , может рассматриваться в качестве основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, вступившего в законную силу ранее.
КС указывает, что арбитражным судам следует исходить из того, что правовые позиции, сформулированные как в порядке абстрактного (по результатам обобщения практики) толкования законодательства Пленумом ВАС РФ, так и в связи с рассмотрением конкретного дела Президиумом ВАС РФ и рассчитанные на единообразное применение в делах со схожими фактическими обстоятельствами, действуют с обратной силой, - при наличии, однако, не допускающего произвольное придание истолкованному законоположению обратной силы специального указания ВАС РФ и при условии, что такое указание не предопределяет решение компетентного арбитражного суда в процедуре возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
По моему мнению, это решение КС открывает путь к рецепции принципов прецедентного права в России. Конечно, нельзя сказать, что оно, прецедентное право, у нас теперь есть. Конечно же нет. Предстоит еще длинный путь и не факт, что правопорядок не свернет с него или не пойдет назад. Но тренд виден.
Однако, что коллеги думают об этом?
  • 0

#72 Grishin

Grishin
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 9 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 April 2010 - 12:38

21 января 2010г. Постановлением № 1-П Конституционный суд РФ согласился с выводами, содержащимися в Постановлении Пленума ВАС от 14.02.2008г. № 14. ...По моему мнению, это решение КС открывает путь к рецепции принципов прецедентного права в России. Конечно, нельзя сказать, что оно, прецедентное право, у нас теперь есть. Конечно же нет. Предстоит еще длинный путь и не факт, что правопорядок не свернет с него или не пойдет назад. Но тренд виден.
Однако, что коллеги думают об этом?


Считаю, что прецедент как источник права был узаконен у нас после принятия ч.1 ст.304 АПК РФ. Но, на мой взгляд, суд должен заниматься правосудием, а не правотворчеством, иначе, зачем тогда создавалась система разделения властей. Обидно и за Шарля нашего Монтескье, и за Михал Михайловича Сперанского! Ну да ладно - они жили в другое время, а мы ведь и "тройки" знали. Думаю, что время существование прецендента, должно быть ограничено временем принятия необходимых изменений в закон. Хотя с одной стороны - прецедент разгрузит суды, а с другой - сделает из судей роботов! А благими намерениями ...

Сообщение отредактировал Grishin: 13 April 2010 - 12:49

  • 0

#73 NoMeansNo

NoMeansNo
  • ЮрКлубовец
  • 381 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 April 2010 - 12:49

Уж пусть лучше судьи творят право, чем кучка певцов, спортсменов, шоуменов и просто старых маразматиков. Ничего страшного в этом не будет. Главное чтобы ВАС от своих правовых позиций не отступался.
  • 0

#74 MMKonst

MMKonst
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 16 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 April 2010 - 13:01

Считаю, что наделение судов правотворческой функцией очень полезно для развития правовой системы как таковой. Причем я не сторонник перехода на английскую модель, в которой суды имеют безграничные вохможности правотворчества. На мой взгляд правильно поступили немцы. У них при всей "континентальности" правопорядка высшие суды вправе давать официальное толкование норм закона, которое имеет обязательный характер не только для нижестоящих судов, но и в других сферах правоприменительной практики. Именно этого и не хватает российской неповоротливой правовой системе.
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных