Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Страховые взносы предпринимателя без дохода


Сообщений в теме: 21

#1 natalyagomulenko

natalyagomulenko
  • Новенький
  • 2 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 December 2010 - 04:18

Уважаемые господа юристы, подскажите, пожалуйста, как разобраться с проблемой: с 2008 года не осуществляла предпринимательской деятельности, хотела закрыть ИП, но как-то не доходили руки, теперь для того, чтобы закрыть ИП нужно оплатить страховые взносы за это время. Почитала статьи на эту тему в интернете и законодательство (насколько смогла разобраться), вывод - предприниматель должен платить страховые взносы даже если фактически пред.деятельностью не занимался и прибыли не получал. Вопрос того, насколько это справедливо в сравнении с положением бюджетников и безработных отдельная тема, а в этой предлагаю обсудить Ваш опыт в решении данной проблемы.
Накопала несколько возможных решений, прокомментируйте, пожалуйста:

1. Озвучено в журнале "Практическое налоговое планирование» и процитировано в соседней теме, вкратце: МРОТ для исчисления страховых взносов равен 100р, а не 4330р.
2. Ссылка на экстраординарные обстоятельства - взято из Практики рассмотрения фед.арб.судом С-З округа дел, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании
3. Тот же источник: "Кроме того, ВАС РФ указал, что индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". - вроде подходит, более 5 лет ухаживаю за ребенком-инвалидом

Спасибо за помощь, извините, если вопросы глупые с юридической точки зрения.
  • 0

#2 ксюн

ксюн
  • ЮрКлубовец
  • 273 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 January 2011 - 23:52

Взносы обязаны заплатить, а о справедливости речи не идет. МРОТ устанавливается федеральным законом и сейчас составляет 4330.
Можете попробовать побороться в суде.

Сообщение отредактировал ксюн: 09 January 2011 - 23:52

  • 0

#3 natalyagomulenko

natalyagomulenko
  • Новенький
  • 2 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 January 2011 - 01:30

А 3ий пункт можете прокомментировать, есть какие-нибудь шансы?
  • 0

#4 prokyror23

prokyror23
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 25 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 February 2011 - 19:08

Здравствуйте уважаемые колеги. Подскажите пожалуста ответ на следующий вопрос. Значит есть индивидуальный предприниматель который работающий по упрощенной системе налогообложения (скажем риэлтор или юрист), налог выплачивает из дохода, более полутора лет назад данный ИП написал в налоговую инспекцию заявление о приостановлении деятельности (так как устроился на работу)...однако как оказалось за полтора года пенсионный фонд насчитал ему страховые и пенсионные взносы + пени и штрафы, сумма вышла приличная, дело передано в УФССП на принудительное взыскание задолженности!!!
В связи с этим у меня возникает несколько вопросов:
1. Как ИП не имеющий дохода от своей деятельности (по причине того что она приостановлена) обязан выплачивать причитающиееся ЕМУ ЖЕ САМОМУ СТРАХОВЫЕ И ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ, деятельность ведь дохода не приносит???
2. Сталкивался ли кто с такой практикой, что возможно отменить насисленые отчисления в пенсионный фонд, и имеется ли она вообще???
3. Почему не принимается в зачет то что данный человек работает и работодатель в должной форме производит отчисления на его пенсию и срахует его???
4. И последнее, почему являясь ИП человек сам заработывая себе на пенсию собствееным трудом потом и кровью ОБЯЗАН ПРОИЗВОДИТЬ НЕПОНЯТНО КАКИЕ ОТЧИСЛЕНИЯ НЕПОНЯТНО КУДА, ГДЕ ЕГО ГАРАНТИЯ ЧТО ПО ДОСТИЖЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ЕМУ ОНИ ВЕРНУТСЯ.
Давайте обсудим уважаемые господа юристы данный вопрос, мне нужна истина!!!
Нармативная база:
ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования.
Статья 7. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)
Как я понимаю ИП сам с собой никаких трудовых договоров не заключает!!! Или я ошибаюсь?
И еще как исчесляется и начисляется сумма страховых и пенсионных взносов, откуда берутся цифры???

  • 0

#5 Extreme

Extreme
  • Старожил
  • 1291 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 February 2011 - 19:52

вроде подходит, более 5 лет ухаживаю за ребенком-инвалидом

по поводу ухода за ребенком посмотрите судебную практику, в т.ч. КС. Смысл в том, что закон не может ухудшать положение женщин-ИП по сравнению с женщинами-работницами и в плане социальных гарантий. До 3 лет короче не платим. Я через АС подобные решения "протаскивал".
prokyror@mail.ru,

И еще как исчесляется и начисляется сумма страховых и пенсионных взносов, откуда берутся цифры???

почти в таком виде забейте вопрос в поисковик. Добавте слово "предприниматель".
  • 0

#6 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 16 February 2011 - 03:02

Говорят, было постановление КС по этому поводу - ибо было сразу понятно, брать 8+ т.р. при отсутствии доходов в качестве фиксированного платежа смахивает на слишком дорогой билет для желающих попробовать себя в качестве предпринимателя при отсутствии доходов от соответствующей деятельности, и норма должна быть в каком-то виде отменена. На поддержку предпринимательства и соразмерность с доходами от предпринимательской деятельности никак не похоже.

Просьба к тем, кто владеет предметом, дать ссылку на соответствующее постановление КС. Напрямую отгуглить не удалось.

С уважением,
JClubber

  • 0

#7 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 February 2011 - 05:43

С прискорбием удалось найти следующее:

Конституционный Суд Российской Федерации
О п р е д е л е н и е
№ 242-О-П 15.01.2009

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА САРКИСЯНА СЕРГЕЯ СААКОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ
25 И 25.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 12
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.С. Саркисяна,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.С. Саркисян, являющийся индивидуальным предпринимателем, оспаривает конституционность положений статей 25 и 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ), согласно которым взыскание с индивидуальных предпринимателей недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется непосредственно территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает пяти тысяч рублей, а если превышает - то теми же органами в судебном порядке, и части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", относящей к видам исполнительных документов - помимо актов перечисленных в ней органов - акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заявитель утверждает, что названные законоположения, как позволяющие лишать индивидуального предпринимателя его имущества в виде страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не на основании судебного решения, противоречат статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а установленные этими законоположениями различия в порядке взыскания задолженности в зависимости от суммы задолженности - в нарушение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации - свидетельствуют о закрепляемом ими неравенстве индивидуальных предпринимателей по имущественному признаку. Кроме того, заявитель считает, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют персональное целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, а потому их уплата либо неуплата индивидуальным предпринимателем интересы всего общества не затрагивает и не может носить обязательный характер.

Как следует из представленных материалов, Арбитражный суд Орловской области отказал в удовлетворении заявления С.С. Саркисяна о признании недействительным постановления о взыскании с него задолженности по уплате страховых взносов в размере 1409 руб. 59 коп., вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и как исполнительный документ направленного для исполнения в службу судебных приставов. Апелляционная и кассационная жалобы С.С. Саркисяна также были оставлены без удовлетворения, а Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не нашел оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

2. Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется в том числе посредством обязательного пенсионного страхования.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Соответственно, в условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователем.

Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них же как страхователей обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Кроме того, своевременная и полная уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является необходимым условием реализации в обязательном пенсионном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования; требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и предопределяемые принципом солидарности публичные интересы.

В силу приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 10 июля 2007 года N 9-П, а также в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О, возложение на индивидуальных предпринимателей обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.

3. В Определении от 5 февраля 2004 года N 28-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. Вместе с тем некоторые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Так, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, наделение такого органа публичной власти, как налоговый, полномочиями действовать властно-обязывающим образом при бесспорном взыскании обязательных платежей правомерно лишь в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются именно в рамках налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина; при этом налогоплательщику во всяком случае должно быть гарантировано вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что юридическое лицо, в отличие от гражданина - физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом; гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод; различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства. Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти - подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не могут, однако, распространяться на законодательство о страховых взносах как обязательных в силу закона публичных платежах механически, без учета всей совокупности правовых гарантий, предусмотренных для плательщиков страховых взносов, к числу которых относятся и индивидуальные предприниматели. Так, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает бесспорного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: согласно пункту 10 его статьи 25.1 в случае обжалования страхователем соответствующего решения в вышестоящий орган его исполнение приостанавливается, в случае же обжалования в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Закрепление названной нормы-гарантии именно в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не является простым дублированием аналогичной нормы части 3 статьи 199 АПК Российской Федерации, согласно которой по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта или решения, - федеральный законодатель тем самым акцентировал внимание арбитражных судов на необходимости активного применения данного полномочия во всех случаях, когда это диктуется обстоятельствами конкретных дел. Его реализация - в силу конституционных принципов, действующих в сфере правосудия, - не может носить произвольный характер, а отсутствие в названной норме указания на конкретные основания для приостановления решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не означает наличие у арбитражного суда неограниченных дискреционных полномочий: арбитражный суд в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения решает этот вопрос с учетом всех особенностей имущественного положения и иных конкретных обстоятельств, характеризующих жизненную ситуацию индивидуального предпринимателя как страхователя, исходя в том числе из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

В случаях, когда имеются основания полагать, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов нанесет положению индивидуального предпринимателя как страхователя такой ущерб, при котором будут существенно затронуты его личные имущественные права как физического лица, данное право арбитражного суда становится его обязанностью (аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации применительно к полномочиям судов по пересмотру судебных актов в порядке надзора в Определении от 24 ноября 2005 года N 471-О и Постановлении от 5 февраля 2007 года N 2-П).

4. Таким образом, положения статей 25 и 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают произвольное и не ограниченное судебным контролем применение правил взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя. Иное истолкование этих законоположений противоречило бы статьям 35 (часть 3), 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Саркисяна Сергея Сааковича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Заместитель

Председателя Конституционного Суда

Российской Федерации

О.С.ХОХРЯКОВА


  • 0

#8 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 February 2011 - 06:09

Вместе с тем, суды иногда освобождают пенсионерок от взыскания:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕот 27 декабря 2010 г. по делу N А65-8697/2010(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстанна решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010по делу N А65-8697/2010по заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Валентины Григорьевны, г. Набережные Челны, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан, к судебному приставу-исполнителю Набережночелнинского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан Андросенко Н.С., о признании незаконными постановлений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.06.2007 N 38395, от 26.05.2008 N 39395-7, от 08.06.2009 N 38395-8 и признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию суммы в размере 5941,56 руб.,установил:индивидуальный предприниматель Смирнова Валентина Григорьевна (далее - ИП Смирнова В.Г., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными постановлений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик, пенсионный фонд) от 09.06.2007 N 38395, от 26.05.2008 N 38395-7, от 08.06.2009 N 38395-8 о взыскании с заявителя недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Набережночелнинского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан Андросенко Н.С. по взысканию суммы в размере 5941,56 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2010 заявление удовлетворено частично, признаны недействительными постановления пенсионного фонда от 09.06.2007 N 38395, от 26.05.2008 N 38395-7, от 08.06.2009 N 38395-8.Суд обязал пенсионный фонд устранить допущенные нарушения прав ИП Смирновой В.Г. путем возврата сумм страховых взносов и пеней, удержанных на основании указанных постановлений.В удовлетворении остальной части заявления отказано.Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 судебное решение оставлено без изменения.Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 08.07.2010 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать предпринимателю в заявленных требованиях о признании незаконными постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся предпринимателя и представителя пенсионного фонда, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.Из приобщенных к делу материалов усматривается, что в связи с неисполнением ИП Смирновой В.Г. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2006 - 2008 гг. пенсионным фондом в адрес предпринимателя были направлены требования от 28.03.2007 N 38395 об уплате недоимки в сумме 1238 руб. в срок до 12.04.2007, от 13.03.2008 N 38395-7 об уплате недоимки по страховым взносам и начисленным пени на общую сумму 1253,05 руб. в срок до 31.03.2008, от 23.03.2009 N 38395-8 об уплате недоимки по страховым взносам и начисленным пени на общую сумму 3061,80 руб. в срок до 13.04.2009.В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований ответчиком были вынесены решение от 06.06.2007 и постановление от 09.06.2007 N 38395, решение от 26.05.2008 и постановление от 26.05.2008 N 38395-7, решение и постановление от 08.06.2009 N 38395-8 о взыскании с заявителя недоимки по страховым взносам и пеням.Указанные постановления были направлены для исполнения в Набережночелнинский межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан, на основании которых 02.06.2008 и 17.06.2009 судебным приставом-исполнителем Андросенко Н.С. были вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства, а 13.10.2008 - об обращении взыскания на денежные средства должника.24 декабря 2009 года судебным исполнителем были вынесены постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований.Правомерно признавая недействительными постановления пенсионного фонда от 09.06.2007 N 38395, от 26.05.2008 N 38395-7, от 08.06.2009 N 38395-8, арбитражные суды исходили из положений действующего законодательства, регулирующих сложившиеся по делу отношения, и анализа материалов дела и его обстоятельств.В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.В силу положений статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты.Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.В пункте 4 определения от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указано, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в срок не более пяти дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов; заявление может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте, и не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации заявителю обязаны выдать или направить в его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (статьи 8, 9, 11 и 22.3). При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.При этом предписания статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.Аналогичные указания содержатся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в силу пункта 1 которого суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для вынесения оспариваемых постановлений явились решения, вынесенные в связи с неисполнением предпринимателем требований от 28.03.2007 N 38395, от 13.03.2008 N 38395-7 и от 23.03.2008 N 38395-8, которыми предпринимателю предлагалось уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2006 - 2008 гг.

Из объяснений ИП Смирновой В.Г. (09.10.1947 года рождения), следует, что с 01.05.2005 предпринимательская деятельность ею приостановлена, в настоящее время она является пенсионеркой по возрасту и получает трудовую пенсию.Из материалов дела не усматривается, что ИП Смирнова В.Г. в период с 2005 года по 2009 год имела иные доходы, кроме трудовой пенсии.Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, пенсионным фондом не представлено.Учитывая конкретные обстоятельства дела (фактическое отсутствие ведения предпринимательской деятельности с 2005 года) и личность заявителя (пенсионерка по возрасту), арбитражные суды обеих предыдущих инстанций правомерно указали на то, что данные факты являются достаточными для признания отсутствия оснований для взыскания с заявителя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2006 - 2008 гг.Указанные обстоятельства применительно к положениям пункта 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации являются иными обстоятельствами и связаны с фактом неуплаты ИП Смирновой В.Г. фиксированных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты в указанной части являются законными и обоснованными.Правовых оснований для их отмены не имеется.На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округапостановил:решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А65-8697/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Примерно резюмировать можно, например, вот так:

Как следует из пункта 1 резолютивной части Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года № 223-О "взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 182-О "нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет".

Согласно пункту 1 резолютивной части Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-О, № 165-ФЗ и 12 мая 2005 года № 183-О "нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии".

Следует отметить, что выводы, сформулированные Конституционным Судом в приведенных выше определениях, являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу с момента провозглашения.

Наряду с изложенным, следует также учесть следующее:

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 апреля 2006 г. N 107

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 28
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
При рассмотрении дел, связанных с взысканием с индивидуальных предпринимателей недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также пеней и штрафов, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам учитывать следующее.
1. Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.
При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
2. Индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше, женщины 1956 года рождения и старше) обязаны уплачивать в качестве страховых взносов только часть фиксированного платежа, которая направляется для финансирования страховой части трудовой пенсии.
3. Индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ


Добавим про пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2009 г.

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2009 г.

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.


По военным пенсионерам:

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В силу статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.


и ещё по военным пенсионерам:

Об уплате страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями - военными пенсионерами

24 декабря 2010 г.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года №212-ФЗ с 1 января 2010 года все индивидуальные предприниматели, независимо от того, являются они военными пенсионерами или нет, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в размере исходя из стоимости страхового года.

До 2010 года индивидуальные предприниматели уплачивали суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (часть 1 статьи 28 Федерального закона №167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г.).

При этом в соответствии с пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 №582 (далее - Постановление №582), фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года №223-О.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начиная с 24 мая 2005 года (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).

Однако, с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее - Закон №156-ФЗ) норма об освобождении индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, закрепленная в п.3 Правил, прекратила свое действие.

Согласно Закону №156-ФЗ в целях реализации указанного Определения КС РФ были внесены изменения в Закон №4468-1, а также в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон №166-ФЗ) и Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-ФЗ).

В соответствии с изменениями установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст.7 Закона №173-ФЗ, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом №4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Законом №173-ФЗ.

Отметим, что положения ст.7 Закона №4468-1 (в новой редакции), п.6 ст.3 Закона №166-ФЗ (в новой редакции), Закона №173-ФЗ (в новой редакции) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом №4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Таким образом, Закон №156-ФЗ, представляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, т.е. на установление с 1 января 2007 года страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий: не менее 5 лет страхового стажа и достижения общеустановленного Законом №173-ФЗ возраста (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин).

С 1 января 2010 года в соответствии с п.26 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статья 28 Закона №167-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой страхователи (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в размере и в порядке, установленных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ).

В связи с этим постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582 не может применяться с 1 января 2010 года к правоотношениям по уплате страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом №212-ФЗ.

Другими словами, вступивший в силу с 1 января 2010 года, Закон №212-ФЗ, обязывает индивидуальных предпринимателей, в том числе военных пенсионеров, уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Следовательно, в 2010 году индивидуальные предприниматели-военные пенсионеры должны уплатить страховые взносы в следующих размерах: в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - 10392 руб. (лица 1966 года рождения и старше уплачивают на страховую часть трудовой пенсии - 10392 руб. на КБК 392 1 02 02100 06 1000 160; лица 1967 года рождения и моложе уплачивают на страховую часть трудовой пенсии в размере -7274, 40 руб. на КБК 392 1 02 02100 06 1000 160, на накопительную часть трудовой пенсии 3117, 60руб. КБК 392 1 02 02110 06 1000 160); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 572 руб. на КБК 392 1 02 02100 08 1000 160; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1039 руб. на КБК 392 1 02 02110 09 1000 160.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными платежными документами в каждый внебюджетный фонд. За несвоевременную уплату страховых взносов начисляются пени. Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам предоставляется в УПФР в г.Тамбове в срок до 1 марта 2011 года. За несвоевременное предоставление отчетности применяются штрафные санкции.


Возможно, были и какие-то решения положительные в смысле отказа от взыскания.
Вдруг удастся их увидеть здесь или где-то ещё.

Спасибо за внимание.

Сообщение отредактировал JClubber: 19 February 2011 - 06:23

  • 0

#9 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 February 2011 - 06:39

Вот ещё удачное резюме по ответственности за неуплату, непосредственно относящееся к проблеме:

За несвоевременную уплату или неуплату налогов и отчислений во внебюджетные фонды автоматом капают пени и штрафы.

Об открытии (закрытии) расчетного счета теперь необходимо сообщать не только в налоговую, но еще и в ПФР и в фонд социального страхования (в последний, если ИП добровольно делает взносы за себя, или если у ИП есть наемные работники)
За несвоевременное сообщение от открытии (закрытии) расчетного счета - штрафы по 5 тыров от каждой конторы.


Да, ещё мам по рождению ребёнка освобождают от ответственности на полтора года.

Пипец, я когда-то надеялся, что эту бессовестную обдираловку в период кризиса, тем более, отменят.
Дерут, оказывается, требования из ПФ идут в ССП.
Нет дохода - плати всё равно.
Мда, рад был бы ошибиться.
  • 0

#10 Extreme

Extreme
  • Старожил
  • 1291 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 February 2011 - 20:36

JClubber, не выкладывайте такие болшие "портянки". Пользуйтесь спойлером.
  • 0

#11 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 February 2011 - 15:48

JClubber, не выкладывайте такие болшие "портянки". Пользуйтесь спойлером.

Можно и спойлер. Хоть его нет у меня в редакторе, не получается менять название спойлера стандартным образом (=) и не увидел возможности включить кнопку спойлера в редакторе в профиле.

Скрытый текст


А по существу вопроса - знает ли кто-нибудь искомое решение КС, позволяющее получить освобождение от уплаты в ПФ по теме и решения на его основе?
Можно в личку или за оплату консультации в разумных пределах.
  • 0

#12 jurist-tpp

jurist-tpp
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 99 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 March 2011 - 09:43

супер инфа, спасибо. однако есть вопрос:
- а есть ли какие-либо особенность в отношении ИП инвалидов-чернобыльцев? деятельности в 2010г. не вел, до 2010г. взносы не платил, а теперь ПФР наезжает...
  • 0

#13 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2011 - 03:32

супер инфа, спасибо. однако есть вопрос:
- а есть ли какие-либо особенность в отношении ИП инвалидов-чернобыльцев? деятельности в 2010г. не вел, до 2010г. взносы не платил, а теперь ПФР наезжает...

Ищи решения ВАС и КС, не забудь поделиться, минимум в личку... У меня тоже очень актуально.
Удачи.
------------------------------------
Уважаемые члены клуба юристов - подскажите пожалуйста - явное неравенство - есть два субъекта, оба работают, например, по найму, один решил ещё заняться предпринимательством, дело не пошло - доходов нет, оба субъекта не имеют доходов от предпринимательской деятельности, так за проявленную активность предпринимателю ещё и дополнительные взносы насчитали и взыскивают в ПФР. Выглядит, как налог на саму предпринимательскую деятельность.
Добивают зажатое кризисом предпринимательство.
Явное неравенство предпринимателя и непредпринимателя при одинаковом уровне дохода (по крайней мере от предпринимательства - ноль). Одного заставляют платить, другого - нет.
Где тут противоречие с ГК, конституцией и прочими актами законотворчества?

Про поддержку предпринимательства государством в это месте вообще молчу - сколько народу, интересно, сбежало из ИП от взносов в ПФР, в % от общего числа? Похоже, немало...

Сообщение отредактировал JClubber: 05 March 2011 - 03:32

  • 0

#14 JClubber

JClubber
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 12 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 12 March 2011 - 03:13

Оспорить взыскание ПФР - актуально до сих пор...
может, можно уцепиться за то, что нет связи - доход - взнос?
  • 0

#15 _NIKO_

_NIKO_
  • Старожил
  • 1202 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 16 March 2011 - 23:20

Выше в теме была ссылка на ФЗ О трудовых пенсиях в РФ, в частности на п.1. ст.11. пп.6 этой статьи, если я правильно понял, позволяет предпринимателю на платить фиксированные платежи, например, при уходе за лицом достигшим возраста 80 лет. Подскажите, а как необходимо оформить уход? Требуется ли привлечение органов опеки и попечительства, или других соцслужб? Имеет ли значени тот факт, что лицо зарегистрированное в качестве ИП не осуществляет предпринимательской деятельности и является инвалидом 2 группы и при этом еще ухаживает за человеком старше 80 лет?
  • 0

#16 Дворняга

Дворняга
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 11 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 April 2011 - 06:18

Я - ИП . Налоги плачу по ЕНВД. Работаю всего 4-5 месяцев в году ( сезонная торговля в садоводстве). Соответственно плачу налог согласно деклараций за этот период. А взносы в ПФ плачу за весь год. Судя по вышеизложенным ответам - выплаты не зависят от реально отработанного периодав течении года, если деятельность не прекращена по заявлению в налоговую ( т. е. пока не снялся с учета как ИП ?)
Однако я в остальной период года работаю в организации, получаю там зарплату, за меня платятся все налоги , в том числе и в ПФ. Получается двойное налогообложение за период, в который я не осуществляю деятельность и не имею дохода в ИП ?
  • 0

#17 Варежка

Варежка
  • ЮрКлубовец
  • 184 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 April 2011 - 12:59

ИП на УСН-6%. Деятельность есть по ЕНВД и по УСН. взносы в ПФ платит поквартально. Можно ли уменьшать суммы обоих налогов за счет ПФ-взносов на 50%? Соц.опрос выдал следующие ответы: Нет, потому что этого нет в НК; да, пропорционально выручке; да, но только один из налогов и (здесь же) нет, потому что будет необоснованно уменьшена сумма по одному из КБК; и последний вариант порадовал - откройте еще один ИП и не заморачивайтесь. Кто нибудь пробовал на практике эти варинаты (кроме последнего - с этим все понятно)?
  • 0

#18 _NIKO_

_NIKO_
  • Старожил
  • 1202 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 April 2011 - 13:55

ИП на УСН-6%. Деятельность есть по ЕНВД и по УСН. взносы в ПФ платит поквартально. Можно ли уменьшать суммы обоих налогов за счет ПФ-взносов на 50%? Соц.опрос выдал следующие ответы: Нет, потому что этого нет в НК; да, пропорционально выручке; да, но только один из налогов и (здесь же) нет, потому что будет необоснованно уменьшена сумма по одному из КБК; и последний вариант порадовал - откройте еще один ИП и не заморачивайтесь. Кто нибудь пробовал на практике эти варинаты (кроме последнего - с этим все понятно)?

минусуйте взносы в пфр из того налога который больше
  • 0

#19 Extreme

Extreme
  • Старожил
  • 1291 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 April 2011 - 20:38

минусуйте взносы в пфр из того налога который больше

Ответ поразвернутей можете дать?
  • 0

#20 Варежка

Варежка
  • ЮрКлубовец
  • 184 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 June 2011 - 11:09

Сама нашла.

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 февраля 2011 г. № 03-11-06/3/22



Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности, по одному из которых уплачивает ЕНВД, а в отношении другого применяет систему налогообложения УСН на основе патента. Каким образом следует распределять между двумя видами деятельности суммы страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя и за своих работников?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета сумм страховых взносов индивидуальными предпринимателями, совмещающими упрощенную систему налогообложения на основе патента и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
При переходе на упрощенную систему налогообложения ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные указанной главой Кодекса, определяются исходя из всех осуществляемых налогоплательщиками видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная п. п. 2, 2.1 ст. 346.12 Кодекса, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
Согласно ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
При этом в соответствии с п. п. 8 и 10 ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.
Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 7 ст. 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.02.2011




пропорционально доходам, если коротко.
  • 0

#21 ПАС

ПАС
  • Новенький
  • 1 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 September 2011 - 06:21

Скрытый текст


А по существу вопроса - знает ли кто-нибудь искомое решение КС, позволяющее получить освобождение от уплаты в ПФ по теме и решения на его основе?
Можно в личку или за оплату консультации в разумных пределах.
[/quote]

Доброй ночи!На меня тоже наежает пфр!ПОДСКАЖИТЕ эту информацию!!!ПРОШУ ПОМОЩИ!!!
  • 0

#22 Extreme

Extreme
  • Старожил
  • 1291 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 September 2011 - 09:39

ПАС, в данной ветке обсуждаются налоговые вопросы, а не ищутся консультанты. Идите в соответствующий раздел. На первый раз устное замечание.
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных