Опубликовано
постановление ВАС РФ от 06.12.2011 № 9860/11 по делу № А40-89453/10-157-780 (иск "ИЖ Лайн" к "Европлану" о признании недействительным условия договора, допускающего удержание лизинговой компанией авансового платежа при расторжении договора и возврате имущества). На фоне жути и мрака июля 2011 г. новое постановление уже значительно адекватнее, хотя и не может полностью возместить урон, нанесенный правовому регулированию лизинговой деятельности.
Президиум оставил без изменений судебные акты, которыми отказано в признании недействительным
условия договора:
при расторжении договора финансовой аренды вследствие либо невступления в силу или расторжения договора купли-продажи до передачи предмета лизинга либо расторжения договора купли-продажи из-за отказа продавца от исполнения обязательства по поставке предмета лизинга авансовый платеж, внесенный лизингополучателем, подлежит возврату последнему за вычетом обоснованных расходов и документально подтвержденных прямых убытков лизингодателя в порядке, предусмотренном договором лизинга. В остальных случаях расторжения договора финансовой аренды уплаченный лизингополучателем аванс возврату не подлежит
В обоснование постановления Президиум удачно указал, что
Само по себе определение договором на случай его прекращения порядка распределения между участниками сделки понесенных ими расходов и возмещения возникших убытков с учетом произведенных ранее авансовых платежей не противоречит положениям статьи 453 Гражданского кодекса.
Это правоположение подводит фундамент под такие договоренности, как рассматривавшееся в одном деле соглашение о последствиях первоначального отсутствия, последующих отпадения или прекращения оснований для совершения гражданско-правовых предоставлений по договору финансовой аренды. Оно оспаривалось лизингополучателем, однако суды отказали в признании его недействительным, т.к.
спорные пункты соглашения не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают прав истца, не изменяют императивно установленных законом правил поведения, а лишь конкретизируют действия сторон в случае наступления определенных обстоятельств в той части, которая законодательством не урегулирована (постановление ФАС СЗО от 22.06.2010 по делу № А56-52251/2008).
Далее Президиум указал, что
при прекращении договора финансовой аренды вследствие допущенного лизингополучателем правонарушения и при наличии соответствующего договорного условия лизингодатель вправе удерживать сумму аванса в той части, в какой это не нарушает правила статьи 15 Гражданского кодекса о пределах возмещения убытков и статьи 1102 Кодекса о недопустимости неосновательного обогащения
Вот за это искреннее спасибо! Вот это реальный шаг вперед по сравнению с июльским многосерийным триллером!
Что разочаровало. Не нашла отражения бОльшая часть доводов, приведенных в обоснование своей позиции представителем "Европлана", - в первую очередь, - в отношении свободы договора, открытого перечня способов обеспечения исполнения обязательств, обеспечительной природы авансового платежа, экономической сути лизинга.
Что крайне удивило. Вопрос о действительности условия договора (которая, по моим пещерным представлениям, зависит только от обстоятельств, предшествующих заключению договора) разрешен с учетом фактических обстоятельств, имевших место не просто после заключения договора, но даже после его частичного исполнения, нарушения и расторжения!
В рассматриваемом случае общество «Европлан» представило доказательства того, что в совокупности полученные от общества «ИЖ-Лайн» платежи (авансовый и периодические) и вырученные от реализации изъятого предмета лизинга денежные средства не покрыли убытков лизингодателя.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество «ИЖ-Лайн» данные доводы документально не опровергло.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, заявление общества «ИЖ-Лайн» – без удовлетворения.
Логичнее было бы предположить, что данное условие действительно во всех случаях жизни, однако при противоположном финансовом результате лизинговой операции и при предъявлении лизингополучателем кондикционного иска лизингодателю возражение последнего со ссылкой на такого рода договорное условие должно было бы отклоняться на основании контрвозражения лизингополучателя о злоупотреблении правом.
Сообщение отредактировал Serrj: 14 February 2012 - 14:44