Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 июня 2010 года Салехардский городской суд в составе
Председательствующего судьи: Волкова А.Е.
при секретаре: Бакиевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Ямало-Ненецкого таможне о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль иностранного производства без уплаты таможенных платежей и вне зависимости от экологического класса двигателя,
У С Т А Н О В И Л:
С. обратился в суд с иском к Ямало-Ненецкой таможне о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль иностранного производства без уплаты таможенных платежей и вне зависимости от экологического класса двигателя, мотивировав требования тем, что приобрёл автомобиль иностранного производства «Тойота Ленд Крузер», поставил автомобиль на учёт в ГАИ в г. Лабытнанги, управлял им по генеральной доверенности, затем по окончании срока её действия обратился к бывшему собственнику автомобиля, однако не нашёл его, в связи с чем обратился в суд с иском о признании права собственности на автомобиль.
После признания права собственности на автомобиль обратился в таможенные органы с заявлением о выдаче ПТС на автомобиль, но получил ответ, что ПТС может быть выдан только после уплаты таможенных платежей и переоборудования двигателя не ниже четвертого экологического класса.
В судебном заседании истец С. на иске настаивал на том основании, что в период нахождения в отпуске в г. Киеве в 05.08.1997 г. приобрёл автомобиль иностранного производства «Тойота Ленд Крузер», 1992 года выпуска, на автомобиль имелись ПТС и свидетельство транспортного средства.
Автомобиль эксплуатировал по генеральной доверенности, поставил его на учёт в ГАИ в г. Лабытнанги, по окончании срока действия доверенности обратился к бывшему собственнику автомобиля в г. Санкт-Петербург, однако не нашёл бывшего собственника, в связи с чем обратился в суд в иском о признании права собственности на автомобиль, решением Лабытнангского городского суда его иск был удовлетворён.
Впоследствии через своего представителя обратился на Ямало-Ненецкую таможню с заявлением о выдаче ПТС, но получил ответ, что ПТС может быть выдан после уплаты таможенных платежей и переоборудования двигателя не ниже четвёртого экологического класса. Указал, что с данным ответом не согласен, поскольку является добросовестным приобретателем автомобиля, о том, что автомобиль ввезён бывшим собственником с нарушением таможенных правил ему известно не было, а технический норматив, на который ссылается таможенный орган, введён с 01.01.2010 г. Просил обязать Ямало-Ненецкую таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль иностранного производства «Тойота Ленд Крузер» 1992 года выпуска, государственный знак -, идентификационный знак VIN -, двигатель № -, кузов -, без уплаты таможенных платежей и вне зависимости от экологического класса двигателя.
Представитель ответчика, К., действующая по доверенности, исковые требования не признала, настаивая на доводах, изложенных в возражениях на иск. Указала, что факт признания истца добросовестным приобретателем не является основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей, выдача ПТС регулируется специальными нормами в области таможенного дела и производится только после завершения таможенного оформления и только после уплаты таможенных платежей.
Также указала, что автомобиль был ввезён на территорию России до июля 1997 г., на такие автомобили ПТС выдаётся ГАИ, но только после таможенного оформления.
Представитель ответчика, Г., действующая по доверенности, иск не признала, поддержав доводы другого представителя и доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец С. 05.08.1997 г. приобрёл автомобиль иностранного производства «Тойота Ленд Крузер», 1992 года выпуска, государственный знак -, идентификационный знак VIN -, двигатель № -, кузов -.
По возвращении в г. Лабытнанги осуществил постановку транспортного средства в ГАИ г. Лабытнанги на временный учёт, эксплуатацию автомобиля осуществлял на основании генеральной доверенности, выданной бывшим собственником.
Решением Лабытнангского городского суда от 01.09.2003 г. за С. было признано право собственности на спорный автомобиль
Поскольку транспортное средство не прошло таможенное оформление, органами ГАИ было оказано в регистрации автомобиля.
Действуя через своего представителя, С. обратился в таможенный орган с заявлением о выдаче ПТС.
Решением ответчика от 15.04.2010 г. С. в выдаче ПТС без уплаты таможенных платежей и переоборудования двигателя на более высокий экологический класс было отказано.
В исковом заявлении и в судебном заседании истец полагал данный отказ незаконным, ссылаясь на то, что является добросовестным приобретателем автомобиля, за ним признано в судебном порядке право собственности на транспортное средства, о том, что автомобиль ввезён без соблюдения таможенного законодательства ему известно не было, в связи с чем ПТС должен быть выдан без уплаты таможенных платежей и переоборудование двигателя на более высокий экологический класс.
Указанные доводы основаны на неверном толковании таможенного и гражданского законодательства и не могут быть приняты судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
При таких обстоятельствах, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства являются актами специального действия, регулирующими отношения лиц в области таможенного дела.
На основании ч. 1 ст. 59 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
В силу ч. 1 и 2 ст. 12 Таможенного кодекса РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 14 Таможенного кодекса РФ установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
По смыслу ч. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 149 Таможенного кодекса РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, касающихся, в том числе, уплаты налогов и таможенных пошлин.
В соответствии с п. 6 Положения «О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (утв. Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г.) таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
Аналогичные положения установлены п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. «О введении паспортов транспортных средств» № 477.
Подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации паспорта выдаются на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
В соответствии с п. 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г.) паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
На основании п. 9 названного Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
При таких обстоятельствах, на таможенный орган не может быть возложена обязанность по выдаче истцу паспорта транспортного средства.
На основании ст. 16 Таможенного кодекса РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, несут лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П указано, что из ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его ст. ст. 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.
Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Учитывая приведённую позицию Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также положения ст. 14, 15 и 16 Таможенного кодекса РФ как специальных норм, регулирующих правоотношения сторон, суд приходит к выводу, что оформление транспортного средства истца без уплаты таможенных пошлины и соблюдений требований к экологическому классу двигателя транспортного средства не возможно, поскольку противоречило бы актам таможенного законодательства и не соответствовало бы целям таможенного регулирования и контроля.
Доводы истца о том, что он является добросовестным владельцем транспортного средства и о том, что за ним в судебном порядке признано право собственности на автомобиль, не могут повлиять на существо спора, поскольку правовая категория добросовестного приобретения имущества относится к сфере гражданско-правовых отношений и используется законодателем для защиты прав такого приобретателя в гражданском обороте, а не в сфере таможенного дела.
По смыслу п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 27.11.2001 г. № 202-О «Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П» следует, что если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это даёт основание говорить о его вине в форме неосторожности».
В Определении Верховного Суда РФ от 13.03.2006 г. № 67-В06-3 указано, что осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли - продажи) вопреки требованиям части первой ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера.
Конституционный Суд РФ в своём Определении от 12.05.2006 г. № 167-О указал, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление.
При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Товары и транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться (за исключением случаев, специально оговоренных законодателем) и, следовательно, в отношении них не могут совершаться сделки, в том числе договор купли-продажи.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск С. к Ямало-Ненецкой таможне о возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль иностранного производства без уплаты таможенных платежей и вне зависимости от экологического класса двигателя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья /подпись/