В постановлении ВАС просто раскрыл всем мотивы принятия им своих решений и выработки правовых позиций, основы своего "внутреннего убеждения", которое все так стремятся узнать у суда.
Раньше, идя в суд, каждый играл в лотерею - каким мотивом будет руководствоваться каждая инстанция, дойдет ли дело до ПВАС, и если дойдет, какие мотивы будут там. Полная неопределенность, которая выливалась в известные многим "революционные" решения и кардинальные смены правовы позиций.
А если прогнать все эти мини-революции через ППВАС № 16, то по большинству станет видно, что результат каждого дела можно было предвидеть еще на старте.
По сути ВАС ничего нового по сравнению с уже сказанным в ст.1 и 10 ГК не сказал - только проиллюстрировал их действие в конкретных ситуациях.
Он мог бы просто повторить их текст или ограничиться категорическим императивом, но суть послания остается ясной - всегда поступайте добросовестно и прогнозируйте исход дела с точки зрения очевидности вашей добросовестности.
Действовал ли ВАС раньше исходя из этой максимы? Не всегда, но стремление к тому явно нарастало.
Считаем ли мы неправильными решения, в которых эта максима нашла конкретное выражение? Очевидно, нет.
Имели ли мы раньше предсказуемость результата на основе буквы закона, если имела место недобросовестность? Очевидно, нет.
Появилась ли сейчас большая предсказуемость за счет объявления правил игры для всех - как для судов, так и для участников процесса? Очевидно, да.
Изменится ли эта оценка предсказуемости из-за объединения судов? Скорее всего, да.
Но стоило ли это принимать во внимание при принятии Постановления? Однозначно, нет.
А вообще удивительно - ВАС всем рассказал, почему он принимает те или иные решения, и исходя из чего он и дальше (пока существует) будет это делать, раскрыл перед всеми свое "внутренее убеждение", да еще дал пресловутые "удочки", как можно попробовать самим смоделировать такое "внутреннее убеждение", а на него за это же еще и ополчились все подряд.
Возможно, многие "заматеревшие" юристы слишком привыкли к дозированной раздаче собственных удочек, и им неприятно, когда вдруг такую удочку дают им самим, а попутно и всем вокруг.