Такой вот странный вопрос: работники моего предприятия считают необходимым внести изменения в один конкретный ФЗ и, соответственно, в связанные с ним подзаконные акты (я пишу и понимаю, что это все звучит более чем странно).
Да нет. Это звучит не странно. Странно другое. Обычно те, кто понимает, когда без изменений в закон не обойтись, и, значит, надо инициировать изменения в законодательство, а когда надо работать с тем что есть, знают, как инициировать изменения в законодательство. Я, конечно, говорю не про откровенное лоббирование интересов и не про коррупционные схемы, а про совершенно нормальную законную работу по инициированию изменений в законодательство.
Когда же люди считают, что изменения в закон надо внести, но не понимают, КАК, значит, они не знают ничего о законотворческой технике. В подавляющем большинстве случаев это означает, что на самом деле никаких изменений в закон не требуется, а такими вот инициативами прикрывают собственное неумение работать.
З.Ы. Написала Вам в личку примерно то же самое. Но т.к. в личке Вы сообщение не прочитали, пришлось написать здесь.
01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 206-ФЗ «О карантине растений». Статья 27 данного федерального закона закрепляет обязательное проведение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в случае оформления карантинного и фитосанитарного сертификатов.
В свою очередь, наличие фитосанитарного сертификата является обязательным условием для экспорта подкарантинной продукции. В частности, в перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю в ред. Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 859 включены семена рапса, дробленые или недробленые, а также семена подсолнечника, дробленые или недробленые, жмых.
В силу того, что ОАО «***» регулярно осуществляет экспорт шрота, а также завоз семян подсолнечника из подкарантинных территорий, ему не менее регулярно приходится иметь дело с фитосанитарным обеззараживанием семян, поскольку в противном случае в силу положений вышеупомянутого федерального закона становится невозможным получить фитосанитарный либо карантинный сертификат и, как следствие, экспортировать/завозить продукцию.
Согласно ст. 8 ФЗ «О карантине растений» № 206-ФЗ первым этапом государственного карантинного фитосанитарного контроля является государственный карантинный фитосанитарный досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям.
При этом в соответствии со ст. 15 № 206-ФЗ в отношении подкарантинной продукции, зараженной и/или засоренной карантинными объектами, по выбору собственника применяется: либо карантинное фитосанитарное обеззараживание либо переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции, либо уничтожение подкарантинной продукции.
В то же время ОАО «***» изготавливает из семян подсолнечника и рапса масло, которое не относится к подкарантинной продукции.
Согласно описанию технологической схемы обработки семян подсолнечника и рапса последние подвергаются неоднократной тепловой обработке на разных стадиях технологического процеса: в тепловом кондиционере – 50 градусов по Цельсию, в жаровне – 105 градусов по Цельсию, в тостере и в каскадном кондиционере – 187 градусов.
Таким образом, ОАО «***» осуществляется «переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции», указанная в ст. 15 как одно из возможных действий в отношении подкарантинной продукции, зараженной и/или засоренной карантинными объектами.
ст. 15 ФЗ «О карантине растений» закрепляет право собственника подкарантинной продукции на выбор способа нейтрализации зараженной подкарантинной продукции, однако ст. 27 ФЗ «О карантине растений» фактически закрепляет единственный способ нейтрализации зараженной подкарантинной продукции, делая его обязательным для получения фитосанитарного сертификата.
Проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания приносит убытки ОАО «***», негативно сказывается на деятельности предприятия в целом.
До вступления в силу данного ФЗ «О карантине растений» ОАО «***» проводило обеззараживание только тех партий подкарантинной продукции, лабораторное исследование которых выявило факт заражения. С 01 января 2015 г. фумигируется вся экспортируемая подкарантинная продукция, а также вся подкарантинная продукция, поставляемая в ОАО «***» из подкарантинных территорий, что значительно увеличивает затраты на обеззараживание и может привести к необходимости повысить цены на продукцию. Представляется целесообразным поручить расчёт конкретных последствий соответствующим службам предприятия ОАО «***».
При этом семена подсолнечника и рапса являются пищевым продуктом, следовательно, обеззараживание негативно влияет на их пищевые свойства, качество продукции. Конкретный эффект такого воздействия может быть определен путем лабораторного исследования центральной заводской лаборатории ОАО «***» самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.
На сегодняшний день согласно ст. 34 ФЗ «О карантине растений» работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с ч.1 ст. 27 ФЗ проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, до 1 января 2018 года. Таким образом, на вышеуказанный срок предприятиям агропромышленного комплекса предстоит иметь дело фактически с монопольной организацией, пользующейся государственной поддержкой.
Монопольное положение данной организации приводит к нарушению принципа свободы договора, равенства сторон договора. ОАО «***» вынуждено принимать невыгодные для себя условия договора на фумигирование продукции, поскольку в противном случае экспорт продукции становится в принципе невозможным.
В частности, одним из условий договора ОАО «***» с ФГБУ «Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория» является обеспечение необходимого равномерного прогрева в толще продукции в холодный период времени, при этом температурный режим должен составлять не менее 15 градусов по Цельсию. На данный момент необходимо получить от соответствующих служб информацию о том, являются ли данные условия выполнимыми и какие ресурсы потребуются для их соблюдения (в частности, существуют ли в организации производственные мощности, позволяющие обеспечить равномерный прогрев продукции, какие затраты потребуется понести для их создания и поддержки их функционирования, как отразится такое нагревание на качестве самой продукции).
Кроме того, п. 5 приложения № 1 к договору на проведение обеззараживания (фумигации) указан минимальный срок проведения фумигации груза. В зависимости от температуры продукции он варьируется от 5 до 16 дней. Соблюдение данного условия в свою очередь ведет к увеличению продолжительности простоя продукции. Экономические последствия соблюдения данного условия с учетом обязательств ОАО «***» перед контрагентами подлежат подсчету соответствующими службами предприятия.
Следует также отметить, что ФЗ «О карантине растений» в части проведения обязательного обеззараживания продукции распространяет своё действие на широкий круг предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации, особенно учитывая, что перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю, содержит порядка сотни наименований. Подлежит анализу эффект, который применение данного ФЗ будет иметь на отрасль в целом, а также на экономику страны, учитывая вышеуказанные обстоятельства. Согласно предварительной оценке имеет смысл, объединившись с предприятиями данной отрасли, выступить с инициативой о внесении изменений в рассматриваемый федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю Вам поручить соответствующим службам ОАО «***» всесторонне исследовав и проанализировав поставленную задачу,
подготовить справку по следующим вопросам:
1. Влияние увеличения затрат на обеззараживание на стоимость продукции ОАО «***».
2. Влияние обеззараживания на пищевые свойства продукции и качество продукции в целом.
3. Наличие в организации производственных мощностей, позволяющих обеспечить равномерный прогрев продукции, затраты, которые потребуется произвести для их создания и поддержания их функционирования.
4. Влияние нагревания продукции на её качество.
5. Экономические последствия соблюдения ОАО «***» сроков проведения фумигации продукции в контексте обязательств предприятия перед контрагентами.
6. Эффект применения норм ФЗ «О карантине растений» на агропромышленный комплекс, а также экономику страны в целом.
По результатам проведенной аналитической работы предлагается поручить соответствующим службам предприятия составить обращения к депутатам Государственной Думы РФ, членам Совета Федерации РФ, в Общественную палату РФ, Федеральную Антимонопольную службу РФ, Конституционный суд РФ с инициативой о внесении изменений в ФЗ «О карантине растений» и соответствующие подзаконные акты. Также считаю целесообразным привлечь к данному проекту другие предприятия отрасли, путем сбора подписей под данным обращением через отраслевые и межотраслевые союзы предпринимателей РФ.