Информация по делу №2-2050/2015 ~ М-1853/2015
Дело №2-2050/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2015 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Филатовой О.С.,
с участием представителей истца Общества с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» - Дощечникова А.С., действующего на основании доверенности от 22.06.2015,
ответчика Попова Ю.А.,
представителя ответчика Попова Ю.А. - адвоката Кузнецовой О.А., предоставившей удостоверение №0322 от Дата и ордер № от 15.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» к Попову <данные изъяты> о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю недостачей вверенных ценностей,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» (сокращенное наименование юридического лица ООО «Логистик Плюс») обратилось в суд с иском к Попову <данные изъяты> о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю недостачей вверенных ценностей. В обоснование исковых требований истец указал на следующие обстоятельства.
Дата между ООО «Логистик Плюс» (работодателем) и Поповым Ю.А. (работником) заключен трудовой договор, по условиям которого ответчик принят на работу к истцу для выполнения работы в должности водителя-экспедитора с окла<адрес> 000 рублей в месяц.
Дата между ООО «Логистик Плюс» (перевозчиком) и ООО «Интер Транс» (заказчиком) заключен договор перевозки груза автомобильным транспортом. На основании договора перевозки груза ООО «Интер Транс» Дата на основании Маршрутного задания №SH00004233 направило в рейс грузовой автомобиль с водителем Поповым Ю.А. для перевозки грузов ООО «Обувь Ком» со склада во Внуково в розничные магазины по маршруту: пункт отправления - <адрес> в ТРК «ОКА», ТЦ «Капитолиц», ТК «Сенная», ТЦ «Смайл», ТРК «Фиолент».
При отгрузке товара в магазины розничной сети сотрудниками магазинов совместно с водителем Поповым Ю.А. установлено боковое вскрытие транспортного средства, повреждение части опломбированного троса и недостача товаров на общую сумму 1 498 264,24 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются накладными на получение товара, Актами об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. По факту пропажи части товара от водителя поступило обращение в правоохранительные органы.
Дата ООО «Лид-Тайм» и ООО «Интер Транс» предъявили претензию о возмещении ущерба в связи с недостачей груза на общую сумму 1 498 264,24 рублей. В связи с поступившей претензией на основании Приказа генерального директора ООО «Логистик Плюс» №26-Р от Дата проведено служебное расследование с целью установления причин и размера причиненного ущерба. Согласно отчету от 22.06.2015, в результате неосторожных действий работника Попова Ю.А. причинен ущерб ООО «Интер Транс» в вышеуказанном размере, который подлежит возмещению ООО «Логистик Плюс». Дата между ООО Интер Транс» и ООО «Логистик Плюс» заключено Соглашение о зачете взаимных требований на сумму 1 498 264,24 рублей, тем самым ООО «Логистик Плюс» исполнило свою обязанность по возмещению третьими лицу причиненного ущерба в полном объеме.
Поскольку ООО «Логистик Плюс» несло ответственность за сохранность груза перед ООО «Интер Транс», то стоимость недостачи, которую возместил истец посредством заключения соглашения о зачете, является для общества прямым действительным ущербом.
В связи с возмещением причиненного действиями работника истца ущерба, общество вправе требовать взыскание прямого действительного ущерба с самого работника - водителя экспедитора Попова Ю.А. на основании заключенного трудового договора.
В рамках проведения служебного расследования работодатель в связи с отсутствием Попова Ю.А. на рабочем месте, направил ему уведомление о необходимости представления объяснений по факту обнаруженной недостачи. Дата Попов Ю.А. предоставил объяснения по факту недостачи, указал, что по причине сильной усталости был вынужден встать на ночевку в кармане автобусной остановки в <адрес>. Проснувшись утром и убедившись в целостности пломбы, продолжил движение. В первом пункте назначения обнаружил недостачу, вызвал сотрудников полиции. Данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины со стороны водителя, поскольку, он был обязан во избежание повреждений, пропажи, порчи груза, проявлять должную степень заботливости и осмотрительности, переночевать на платной охраняемой автостоянке. Работодатель оценил данные действия ответчика как недобросовестные, не направленными на соблюдение условий трудового договора.
Учитывая, что Попов Ю.А. получил товар по товарным накладным, то есть по разовому документу, на него возлагается материальная ответственность в полном объеме в силу закона. Обстоятельств исключения материальной ответственности не установлено. Истец считает обоснованным заявить ко взысканию с ответчика сумму ущерба в размере 300 000 рублей, оставляя за собой право увеличить сумму требований в случае не предоставления работником в ходе рассмотрения гражданского дела объективных объяснений.
ООО «Логистик Плюс» просило суд взыскать с Попова <данные изъяты> в свою пользу материальный ущерб в сумме 300 000 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела представитель истца ООО «Логистик Плюс» исковые требования увеличил, просил взыскать с ответчика Попова Ю.А. материальный ущерб в размере 1 269 715,46 рублей по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что Попов Ю.А. с должной инструкцией водителя-экспедитора, иными внутренними правилами и инструкциями не знакомился, что не освобождает его от ответственности. Попов Ю.А. пренебрег инструкциями руководства, самостоятельно решил продолжить движение по маршруту, находился в дороге двое суток без сна, чем подверг опасности не только свою жизнь, но и жизнь иных участников дорожного движения, в связи с чем, негативные последствия от данного выбора ответчик должен нести сам. Необходимости выезда на маршрут двух водителей не было. Рейс Попова Ю.А. не превышал 12 часов, состоял из нескольких маршрутов: Орел -Москва, Москва -Санкт-Петербург, Санкт-Петербург - Москва, Москва- Курск, Курск - Орел. Между данными рейсами у водителя были достаточные промежутки времени для отдыха, о наличии которых водитель не отрицал. Работник был предупрежден перед рейсом об осуществлении остановок в ночное время на платных стоянках. Поэтому, принимая во внимание обязанность работника бережно относиться к имуществу работодателя и третьих лиц, действия Попова Ю.А. должны были достаточной степенью возможности направлены на обеспечение сохранности вверенного ему имущества. Однако подобных действий ответчик не произвел. Довод об отсутствии денежных средств для оплаты стоянки противоречит представленным доказательствам. За время нахождения в рейсе ответчику было перечислено 21 500 рублей, а также был заправлен полный бак топлива автомашины, а именно 330 литров дизельного топлива. Согласно приказу ООО «Логистик Плюс» № от Дата размер суточных одному работнику составляет 1 000 рублей, за 10-дневный рейс работнику было перечислено 10 000 рублей. Учитывая, что установленный приказом № от Дата расход топлива для грузового автомобиля составил в зимнее время 19 литров на 100 км, то заправленного бака хватило бы Попову Ю.А. доехать до Санкт-Петербург и обратно в Москву. При выезде в рейс Дата Попову Ю.А. было перечислено на карту 2 000 рублей, Дата перечислено 2 000 рублей. Учитывая размер суточных, у ответчика оставались денежные средства для оплаты охраняемой автостоянки.
Ответчик Попов Ю.А., его представитель Кузнецова О.А. исковые требования не признали, просили отказать ООО «Логистик Плюс» в их удовлетворении. Пояснили, что с Дата по Дата Попов Ю.А. выполнял рейс по маршруту Орел - Москва- Санкт-Петербург- Москва-Курск-Орел на автомобиле, принадлежащем истцу. О необходимости останавливаться на платных стоянках работодатель ему разъяснял. В дороге его никто не торопил. Попов Ю.А. принял решение ехать без остановки до Санкт-Петербурга. Денег на платную стоянку у него не было, все уходило на топливо. Предупреждал работодателя о том, что автомобиль имеет неисправности, в связи с чем, идет перерасход топлива. В дороге в 3-4 часа ночи внезапно почувствовал усталость, не спал вторую ночь подряд, был вынужден встать на ночевку в кармане автобусной остановки в <адрес>, так как не знал расположения ближайшей автостоянки. Проснулся в 8 утра, осмотрел пломбы на предмет целостности, убедился в наличии целостности пломбы, продолжил маршрут движения в Санкт-Петербург. Во время первой разгрузки совместно с сотрудником магазина была обнаружена недостача коробок с обувью, о чем поставил в известность работодателя и незамедлительно сообщил о произошедшем сотрудникам полиции. О принятых процессуальных решениях по данному факту ему до настоящего времени ничего не известно.
Никаких локальных актов по нормам труда и отдыха в ООО «Логистик Плюс» в отношении ответчика не издавалось, с ними он не знакомился. Договор о полной материальной ответственности с ним не заключался. Попов Ю.А. не был ознакомлен в период своей работы с Правилами внутреннего распорядка, инструкцией по безопасности труда для водителя грузового автомобиля, инструкцией по охране труда, с должностной инструкцией. Его трудовой договор не содержит условий, возлагающих на водителя обязанность размещать транспортное средство в ночное время исключительно на платных охраняемых стоянках. Места остановок истцом не было определено. Отсутствуют доказательства выдачи средств для оплаты стоянки автомашины. Недостача возникала в результате кражи груза в ночное время неустановленными лицами. Поэтому сторона ответчика считает, что ущерб возник в связи с неисполнением работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного Попову Ю.А. Кроме того, автомобиль не был оборудован техническим средством контроля, обеспечивающим регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителя. В автомобиле не было второго водителя. Работодатель не определил для водителя время и место отдыха, тем самым наделив его правом определять это время и место самостоятельно, в зависимости от своего состояния, состояния дороги и времени доставки груза. Истец как профессиональный субъект предпринимательской деятельности не предпринял действенных мер, направленных на недопущение отрицательных последствий перевозки дорогостоящего груза. Не представлены основания зачета долгов истца перед ООО «Интер Транс». В актах об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных накладных отсутствует подпись Попова Ю.А., его в состав комиссии не включили, что позволяет сделать вывод о необъективности подхода к установлению ущерба и его размера.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе, по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.
Согласно абз. 1 и 2 ст. 242 Трудового Кодекса РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от Дата N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (статья 239 ТК РФ).
К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.
Неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, может служить основанием для отказа в удовлетворении требований работодателя, если это явилось причиной возникновения ущерба.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» (ОГРН 5137746165365, ИНН 7705875325, КПП 770501001) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, к основным видам деятельности которого относится, в том числе, деятельность автомобильного грузового транспорта.
Дата между ООО «Логистик Плюс» и Поповым Ю.А. заключен трудовой договор. Работник принимался к работодателю для выполнения работы в должности водителя-экспедитора с окла<адрес> 000 рублей в месяц. Работа у работодателя являлась для работника основным местом работы. Работнику устанавливался ненормированный рабочий день.
Согласно трудовому договору работник Попов Ю. А. обязан был выполнять следующие должностные обязанности: обеспечить своевременную подачу автомобиля к указанному месту для перевозки груза, соблюдать Правила дорожного движения, обеспечить своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов, бережно относиться к автомобилю работодателя, проверять техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, устранять возникшие во время работы неисправности; соблюдать установленные работодателем Правила внутреннего трудового распорядка, производственную и финансовую дисциплину, добросовестно относиться к исполнению своих должностных обязанностей; беречь имущество работодателя, соблюдать конфиденциальность, не разглашать информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной работодателя; соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.
Работодатель ООО «Логистик Плюс» обязался: предоставить работнику работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора; обеспечить безопасные условия работы в соответствии с требованиями Правил техники безопасности и законодательства о труде РФ; оплачивать труд работника в размере, установленным в п.1.1. настоящего трудового договора; осуществлять социальное страхование работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомить работника с требованиями охраны труда и Правилами внутреннего трудового распорядка (л.д. 11-14).
Между ООО «Логистик Плюс» и ООО «Интер Транс» заключен договор аренды транспортного средства с экипажем. На основании данного договора ООО «Логистик Плюс» предоставило ООО «Интер Транс» грузовой автомобиль и водителя Попова Ю.А.
Между ООО «Интер Транс» и ООО «Лид-Тайм» заключен договор на оказание транспортных услуг.
Дата ООО «Интер Транс» направило в рейс грузовой автомобиль под управлением водителя Попова Ю.А. для перевозки грузов ООО «Обувь Ком» со склада во Внуково по маршруту: пункт отправления - <адрес>, пункт назначения Санкт-Петербург (ТРК «ОКА», ТЦ «Капитолий», ТК «Сенная», ТЦ «Смайл», ТРК «Фиолент»).
Дата по транспортным накладным №SH00004233 от ООО «Обувь Ком» в Москве Поповым Ю.А. принят груз: обувь и аксессуары в ассортименте, 98 грузовых мест, способ упаковки - картонные коробки, весом 485,71 кг, сдача груза должна была осуществляться в Санкт-Петербурге в ТРК «ОКА» (л.д. 15); лампы, одно грузовое место, массой 3,4 кг, сдача груза должна была осуществляться в Санкт-Петербурге в ТРК «ОКА» (л.д. 22); обувь и аксессуары в ассортименте 76 грузовых мест, массой 475,40 кг, сдача груза должна была осуществляться в Санкт-Петербурге в ТЦ «Капитолий» (л.д. 48); обувь и аксессуары в ассортименте 129 грузовых мест, массой 699,86 кг, сдача груза должна была осуществляться в Санкт-Петербурге в ТЦ «Сенная»
Дата при отгрузке товара в магазины розничной сети ООО «Обувь Ком» сотрудниками ТРК «ОКА» совместно с водителем Поповым Ю.А. установлено боковое вскрытие транспортного средства, повреждение части опломбированного троса и недостача товаров.
Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТРК «ОКА» составлены и подписаны членами комиссии грузополучателя. Подписи грузоотправителя, а также водителя в актах отсутствуют (л.д. 23-28, 29-42, 43-46).
Согласно служебной записке директора магазина «Обувь Ком» ТРК «ОКА», при разгрузке товара Дата в 13.00 часов по накладной №SH00004233 98 мест обуви, по факту приемки разгружено 44 места, 54 места отсутствует. По накладной № одно место лампы, отсутствует. Служебная записка подписана, в том числе, водителем Поповым Ю.А (л.д. 47).
Дата магазином «Обувь Ком» ТЦ «Капитолий» в Санкт-Петербурге составлены Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (л.д. 55-60, 61-68). Согласно Акту директора магазина «Обувь Ком» ТЦ «Капитолий» от 16.04.2015, было принято 76 мест товарно-материальных ценностей, вместо 94 мест. Акт подписан, в том числе, водителем Поповым Ю.А. (л.д. 69).
Согласно Коммерческому акту магазина «Обувь Ком» <адрес> ТЦ «Сенная» от Дата по факту получено 126 грузовых мест. Акт подписан, в том числе, водителем Поповым Ю.А. (л.д. 86). Дата магазином «Обувь Ком» ТЦ «Сенная» составлены Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (л.д. 78-81. 82-85).
В магазины ТЦ «Смайл» и ТРК «Фиолент» товар не был доставлен водителем в полном объеме.
Дата по факту пропажи части товара от водителя Попова Ю.А. поступило обращение в правоохранительные органы, что подтверждается талоном-уведомлением (л.д. 93).
Дата ООО «Лид-Тайм» направило ООО «Логистик Плюс» претензию о возмещении ущерба за недостачу груза на сумму 1 498 254,24 рублей (л.д. 87-89).
В связи с поступившей претензией от ООО «Лид-Тайм» на основании приказа № от Дата ООО «Логистик Плюс» назначено проведение служебного расследования для установления причин возникновения ущерба (л.д. 90).
Во исполнение приказа ООО «Логистик Плюс» № от Дата в связи с проведением служебного расследования по установлению факта причинения контрагентам ущерба и определению размера ущерба, водителю-экспедитору Попову Ю.А. было предложено дать письменные объяснения (л.д. 91).
Согласно объяснению Попова Ю.А. от 16.06.2015, с Дата по Дата он выполнял маршрут: Орел - Москва - Санкт-Петербург - Москва - Курск - Орел. Выполняя перевозку груза из Москвы в Санкт-Петербург, Дата по причине сильной усталости около 3 часов утра был вынужден встать на ночевку в кармане автобусной остановки в <адрес> во избежание дорожно-транспортного происшествия, так как не знал местоположения ближайшей автостоянки. Проснувшись в 8 часов утра, осмотрел пломбу на предмет ее целостности, после чего продолжил движение в Санкт-Петербург. В первой точке разгрузки обнаружил недостачу большого количества коробок в кузове, о чем поставил в известность сотрудников магазина и работодателя. Затем вызвал сотрудников полиции для фиксирования данного происшествия, написал заявление, на основе чего сотрудники полиции составили протокол и акт осмотра места происшествия. После этого Попов Ю.А. продолжил движение для дальнейших разгрузок (л.д. 92).
Дата ООО «Логистик Плюс» подготовлен отчет о результатах служебного расследования по установлению причин и размера причиненного вреда, согласно которому размер действительного ущерба составил 1 498 264,24 рублей, сделан вывод о том, что Попов Ю.В. несет полную материальную ответственность за причиненный работодателю вред.
Дата ООО «Логистик Плюс» и ООО «Интер Транс» вследствие причинения ущерба подписали между собой Соглашение о зачете взаимных требований на сумму 1 498 264,24 рублей.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, указывающих на неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения вверенного ответчику имущества, суд приходит к выводу о том, что истец не представил допустимых и достоверных доказательств причинения ему материального ущерба виновными противоправными действиями или бездействием ответчика Попова Ю.А.
Договор о полной материальной ответственности ООО «Логистик Плюс» с ответчиком не заключался, поэтому в данном случае отсутствуют основания для возложения на ответчика полной материальной ответственности в соответствии с п.2 ч.1 ст. 243 Трудового кодекса РФ.
Не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований доводы истца о том, что материальные ценности были получены ответчиком на основании разового документа - товарно-транспортной накладной, что, по мнению истца, может служить самостоятельным основанием для привлечения ответчика к полной материальной ответственности согласно п.2 ч.1 ст. 243 Трудового кодекса РФ. Действительно, в товарно-транспортной накладной, на которую ссылается истец, имеется подпись Попова Ю.А. о принятии им груза. Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не влечет безусловную материальную ответственность ответчика за недостачу материальных ценностей. Трудовым договором на Попова Ю.А. не была возложена обязанность по обеспечению сохранности груза при его транспортировке.
Из материалов дела следует, что транспортировка груза осуществлялась одним водителем автомашины. Режим работы водителя-экспедитора не был определен трудовым договором, определялся им самостоятельно.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что трудовой договор не содержат в себе условий возлагающих на работника обязанность размещать транспортное средство в ночное время исключительно на платных охраняемых стоянках. Ответчик Попов Ю.А. не был ознакомлен работодателем с Должностной инструкцией водителя-экспедитора, Инструкцией по охране труда для водителя грузового автомобиля, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Свидетель ФИО1 указывал на то, что Попову Ю.А. давались указания размещать транспортное средство в ночное время на платных охраняемых стоянках. Показание данного свидетеля подтверждает позицию истца, изложенную в судебном заседании, суд принимает их в части, не противоречащей обстоятельствам, установленным по делу.
Однако, по мнению суда, ответчик не мог в полной мере выполнять возложенные на него обязанности по охране и сбережению вверенного ему имущества при установленных обстоятельствах его утраты. Путевой лист суду не был представлен, однако из показаний ответчика следует, что в рейс Попов Ю.А. выпущен Дата вечером, с этого времени до Дата постоянно находился за пределами своего места жительства, то есть не мог нормально отдыхать, поскольку находился в рейсе без напарника, что бесспорно приводит к усталости водителя-экспедитора.
Решение о направлении в рейс двух водителей возлагается на работодателя. Критериями такого решения являются дальность и длительность рейса. Однако, возлагая на водителя-экспедитора обязанность отдыхать только на охраняемых стоянках в целях сохранности груза, работодатель должен обеспечить водителя информацией о месте нахождения таких стоянках для отдыха и питания, и предвидеть возможность остановки транспортного средства вне таких стоянок вследствие поломок либо иной невозможности водителя выполнить эту обязанность.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что до сведения водителя-экспедитора Попова Ю.А. не был доведен график рабочего времени и движения автомобиля, маршрут движения с указанием охраняемых автостоянок, не было выдано командировочное удостоверение, до выхода в рейс не были выданы командировочные расходы.
Также представителем истца не были представлены суду доказательства выдачи ответчику средств для оплаты стоянки автомашины на охраняемых стоянках по всему пути следования груза. Все переводы денежных средств, поступившие на карту Попова Ю.А., обезличены.
Таким образом, ответчик не мог обеспечить нахождение автомобиля на охраняемой стоянке и охрану груза по объективным причинам, которые не зависели от его воли: отсутствие информации о месте нахождения охраняемых автостоянок и естественная усталость после суток без сна.
ООО «Логистика Плюс», предоставляя Попову Ю.А. работу в соответствии с условиями трудового договора, должен был учитывать требования ПриказаМинтранса России от Дата N 15 (ред. от 24.12.2013) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", доводить до сведения водителя график работы, при осуществлении междугородной перевозки дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, время для охраны груза. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели. Данные требования истцом не соблюдались.
Из показаний ответчика следует, что время хищения груза приходилось на время его отдыха. Не предусмотрев указанной ситуации, не обеспечив второго водителя в рейсе, истец взял на себя обычный риск хозяйственной деятельности. Такое поведение истца также лишает его возможности требовать ущерба на условиях как полной материальной ответственности, так и в пределах среднего месячного заработка работника.
Кроме того, следует учесть, что в настоящее время следственными органами не установлены лица по факту возможного хищения материальных ценностей.
Как усматривается из правовой позиции истца ООО «Логистик Плюс», требования к ответчику Попову Ю.А. фактически основываются на нормах и правилах, по которым перед заказчиком несет ответственность профессиональный перевозчик в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности, что нельзя признать допустимым, поскольку работник несет материальную ответственность перед работодателем по правилам, установленным трудовым, но не гражданским законодательством.
Суд полагает, что из материалов дела следует наличие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника Попова Ю.А. перед работодателем ООО "Логистик Плюс», что в свою очередь исключает возможность взыскания с ответчика материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.
При подаче иска в суд ООО «Логистик Плюс» уплатил государственную пошлину в размере 6 200 рублей. Поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела истец увеличил исковые требования до 1 269 715,46 рублей, с ООО «Логистик Плюс» подлежит до взысканию государственная пошлина в размере 8 348,58 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» к Попову <данные изъяты> о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю недостачей вверенных ценностей, отказать в полном объеме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Логистик Плюс» в бюджет города Орла государственную пошлину в размере 8 348,58 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 29.09.2015.
Судья Н. М. Соколова