Добрый день. Следил за ходом дела, которое вел коллега, в связи с интересов к теме приобретательной давности.
Ситуация: Есть жилой дом, в котором жили 2 брата и которые были долевыми собственниками дома.В 89 году дом был признан подлежащим сносу, и одного брата ("А") расселили в другую квартиру, он выписался из дома. Второй брат ("Б") отказался расселяться, т.к. ему предлагали плохие условия. По итогу дом так и не снесли.
С 89 г. брат "Б" оплачивал все коммунальные платежи, осуществлял капитальный ремонт, реконструкцию дома итд (открыто, добросовестно, непрерывно).
В 2015 г. брат "Б" захотел признать за собой право на весь дом в силу приобретательной давности. В октябре 2015 г. брат "А" умирает. В апреле 2016 г. брат "Б" подает исковое заявление к его наследнику о признании права собственности на дом в силу приобретательной давности (основание - брат "А" отказался от права собственности, что подтверждается его действиями).
Ответчик приходит в суд в мае и показывает свидетельство о праве на наследство на спорную долю (выданное за пределами срока принятия наследства) и свидетельство Росреестра о праве собственности.
Суд отказывает в иске.
Какие ошибки совершены? Видимо в первую очередь необходимо было при подаче иска заявить об обеспечительных мерах в виде запрета регистрации ПС на спорную долю. Хотя это бы не спасло от выдачи нотариусом свидетельства, которое само по себе, без регистрации, подтверждает право собственности.
Что можно предпринять в сложившейся ситуации? Я не вижу оснований для признания недействительным свидетельства о праве на наследство, кроме того, что оно выдано за пределами срока для принятия наследство, да и наследник скорее всего докажет факт принятия наследства, посредством совершения определенных действий.
Как с процессуальной точки зрения должен был действовать истец, чтобы увеличить свои шансы на благоприятный исход дела (не берем во внимание то, что по давности очень тяжело признать собственность, хотя есть практика по схожим ситуациям - суды признавали действия бывшего собственника действиями, свидетельствующими об отказе от собственности.