Уважаемые коллеги!
В арбитражном суде сейчас рассматривается дело о взыскании с должника процентов по ст. 395 ГК РФ. Обязательство - валютное, в евро (соответственно - проценты также в евро). Кредитор - иностранное юрлицо.
Возник вопрос о том, какую ставку применять за период после 01.08.2016.
Февральский обзор ВС РФ 2017 года ясности не вносит из-за неопределенности употребляемых терминов, напомню, как звучат его формулировки:
"Принимая во внимание, что ключевая ставка Банка России представляет собой процентную ставку по операциям предоставления Банком России коммерческим банкам краткосрочных кредитов на аукционной основе, размер процентов, уплачиваемых за нарушение денежного обязательства, валютой долга которого является иностранная валюта, должен определяться с учетом аналогичных показателей и исчисляться исходя из средних процентных ставок в валюте долга.
Источниками информации о средних ставках по краткосрочным кредитам в иностранной валюте являются официальный сайт Банка России в сети «Интернет» и официальное издание Банка России «Вестник Банка России».
Если средняя ставка в соответствующей иностранной валюте за определенный период не опубликована, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается исходя из самой поздней из опубликованных ставок по каждому из периодов просрочки.
Когда отсутствуют и такие публикации, сумма подлежащих взысканию процентов рассчитывается на основании справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им среднюю ставку по краткосрочным валютным кредитам"
ЦБ РФ приводит на своем сайте статистику по кредитам, выдаваемым коммерческими банками (раздельно по физлицам и нефинансовым организациям), статистики по процентной ставке для валютных кредитов, выдаваемым ЦБ РФ коммерческим банкам, на сайте найти не удалось.
Соответственно, возникают следующие вопросы:
1) Что является аналогом ключевой ставки для валютных обязательств - кредиты ЦБ РФ банкам или кредиты банков, выдаваемые частным лицам? Если исходить из того, что верен первый ответ - где находится такая информация?
2) Если верен второй ответ - какие именно кредиты являются "краткосрочными"? В Excelевской таблице дается разбивка по периодам, есть кредиты до 30 дней, 31-90 дней, 91-180 дней, 181 день-1 год, от 1 до 3 лет. Понятие краткосрочности в доступных мне документах не раскрывается.
Насколько мне известно, до 2015 года суды применяли понятие краткосрочности из законодательства о бухучете (где краткосрочными считались обязательства до 1 года), далее применяли ставку исходя из периода фактической просрочки. Применимо ли такое правило сейчас? (для справки: в нашем случае просрочка уже превысила 1 год).
3) Можно ли считать, что корректной информации по "аналогу ключевой ставки" для валютных обязательств в российских источниках пока нет и в силу этого кредитор может применить кредитную ставку согласно справке банка из его страны (находится в зоне евро)?
Интересует практика, которая уже успела появиться, желательно АС Москвы или Московской области. Свежей базы данных сейчас, к сожалению, нет, а важно любое новое решение. Возможно, уже появились какие-то внутренние разъяснения для судов?