Добрый день, уважаемые коллеги!
К Вашему вниманию предлагаю рассмотреть кейс по последствиям, связанных с расторжением договора по причине его существенного нарушения одной из сторон.
Предположим, между сторонами заключен договор. Договор стороной А исполнен, на стороне Б возникла задолженность. В какой-то момент сторона Б решила инициировать процедуру расторжения со ссылкой на его существенное нарушение со стороны А (в качестве примера возьмем скрытый недостаток) в судебном порядке. Суд удовлетворяет требование, договор расторгает. Далее сторона Б заявляет, что исполненное до даты расторжения, оплачивать не собирается, поскольку результат имел существенные недостатки. Все бы ничего, но вот все это время, несмотря на такой недостаток, в результате использования результата работы А, Б извлекало доход. Тем самым, КМК, Б вполне себе со ссылкой на п. 5 ПВАС № 35 от 06.06.2014 г. вправе претендовать на всю сумму доходов, полученную А в результате использования такого результата. Или я неправильно толкую позицию ВАСи?
Вне зависимости от основания для расторжения договора сторона, обязанная вернуть имущество, возмещает другой стороне все выгоды, которые были извлечены первой стороной в связи с использованием, потреблением или переработкой данного имущества, за вычетом понесенных ею необходимых расходов на его содержание. В частности, если возвращается имущество, бывшее в использовании, подлежит возмещению износ данного имущества, определяемый расчетным путем, при этом заинтересованное лицо может доказать, что фактический износ превышал расчетный ввиду чрезмерного использования, которому подвергалось имущество. Если возвращаются денежные средства, подлежат уплате проценты на основании статьи 395 ГК РФ с даты получения возвращаемой суммы другой стороной (ответчиком).