|
||
|
Кто есть глава субъекта федерации
#1
Отправлено 08 December 2004 - 10:47
Кто-нибудь знает, какое место в структуре власти занимает глава субъекта федерации?
Его деятельность и вообще его существование согласно ст. 77 п. 1 Конституции РФ регулируется федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ вся гос. власть "осуществляется на основе разделения" на три ветви, каждая из которых самостоятельна.
Может ли существовать орган гос. власти, который берет на себя функции нескольких ветвей власти, не противоречит ли это Конституции РФ, если такое его существование не закреплено в ней?
Вот эта фраза, "на основе разделения", позволяет ли считать, что разделение на три ветви не исключительное, что это просто общий принцип, что государственную власть может осуществлять также орган или лицо не принадлежащее к одной из трех ветвей власти?
Основанием так думать также является наличие ст. 11 Конституции РФ, которая перечисляет тех, кто действительно осуществляет гос. власть.
В соответствии со ст. 11 п. 1 Конституции РФ Президент РФ осуществляет гос. власть - к какой ветви власти он относится?
Является ли он сам по себе, главой государства (ст. 80 п. 1 Конституции РФ) и не принадлежит ни к какой ветви власти?
Подтверждает ли это принцип не исключительного разделения власти?
Можно ли рассматривать главу субъекта федерации как аналога Президента РФ для субъекта федерации, можно ли таким образом закрепить его статус в федеральном законе?
На настоящий момент глава субъекта федерации является главой исполнительной власти субъекта федерации или не является?
I. Если глава субъекта федерации не является главой исполнительной власти субъекта федерации.
Тогда он не подчинен руководителям исполнительной власти РФ ни по вопросам ведения РФ, ни субъекта федерации, ни совместного ведения.
Его права и обязанности должны быть явно закреплены в законе, аналогично правам и обязанностям Президента.
Конституция РФ отдает вопрос статуса главы субъекта федерации на откуп федеральному закону и усмотрению субъекта федерации (ст. 11 п. 2, 77 п. 1 Конституции РФ).
II. Если глава субъекта федерации является главой исполнительной власти субъекта федерации.
1) По предметам ведения субъекта федерации.
В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, глава субъекта федерации обладает всей полнотой государственной власти, не подчинен руководителям исполнительной власти РФ или Президенту РФ.
В соответствии со ст. 77 п. 1 Конституции РФ система органов гос. власти субъекта федерации устанавливается субъектом самостоятельно.
Тогда назначение главы субъекта федерации со стороны Президента сводит на нет смысл разделения полномочий власти по предметам ведения и независимости такого разделения (ст. 5 п. 3 Конституции РФ) и действительно является попыткой монополизации власти.
2) По предметам ведения РФ и совместного ведения субъекта и РФ.
Согласно ст. 77 п. 2 Конституции РФ, органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта федерации образуют единую систему.
Глава субъекта федерации подчинен Правительству РФ.
Но и в этом случае, в соответствии со ст. 77 п. 1 Конституции РФ, система органов гос. власти субъекта федерации, и их руководство, устанавливается субъектом самостоятельно.
Тогда назначение главы субъекта федерации со стороны Президента, хотя должно бы быть со стороны Правительства, можно выдать за попытку обеспечить функционирование исполнительной власти по предметам ведения РФ.
Некоторая проблема заложена в ст. 77 п. 2 Конституции РФ, согласно которой исполнительная власть субъекта федерации одновременно и независима, и подчинена федеральным органам исполнительной власти в некоторых вопросах.
Но проблемы легко избежать, если руководствоваться, согласно ст. 5 п. 3 Конституции РФ, смыслом разделения полномочий власти по предметам ведения и независимости такого разделения.
Согласно ст. 78 п. 1 Конституции РФ, на территории субъекта федерации может существовать территориальный орган _федеральной_ исполнительной власти (а не орган исполнительной власти субъекта федерации), назначение главы которого осуществляет Правительство РФ и который занимается исключительно предметами ведения РФ.
Если Правительство не устраивает, как органы исполнительной власти субъекта федерации выполняют его приказы по вопросам ведения РФ, оно может создать на территории данного субъекта федерации территориальный орган _федеральной_ исполнительной власти.
В соответствии со ст. 77 п. 2 Конституции РФ, исполнительная власть субъекта федерации подчинена федеральным органам исполнительной власти в вопросах совместного ведения. Также согласно ст. 78 п. 3 органы исполнительной власти субъекта федерации могут передавать федеральным органам исполнительной власти свои полномочия.
Поэтому в случае вопроса совместного ведения, по которому органы исполнительной власти субъекта федерации подчинены федеральной исполнительной власти, начальник может издать приказ о передаче полномочий по данному вопросу территориальному органу _федеральной_ исполнительной власти в этом субъекте федерации.
Т.е. территориальный орган _федеральной_ исполнительной власти, на территории данного субъекта федерации, может решать вопросы совместного ведения.
Так кем же является глава субъекта федерации, главой территориального органа федеральной исполнительной власти, раз его будет назначать Президент?
#2
Отправлено 08 December 2004 - 12:11
2. Правовое положение высшего должностного лица субъекта РФ определено Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, согласно которому это лицо возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ.
3. Разделение властей - это принцип, в силу которого полномочия органов власти должны быть сбалансированы, а сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении одного органа или лица не допускалось. Иначе говоря, совмещение в одном и том же органе полномочий, относящихся к различным ветвям власти (как это имеет место в отношении Президента РФ), в принципе, допустимо. Главное, чтобы этот орган или это лицо не могло полностью подменять собой другие ветви власти. Принцип разделения властей означает не только раздельное осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти, но еще и подразумевает наличие системы сдержек и противовесов между ветвями власти, которая обеспечивает их взаимодействие и препятствует тому, чтобы одна ветвь власти подминала под себя другие.
#3
Отправлено 17 December 2004 - 05:58
К чему это все?
То что сегодня творит ВВП и Ко, не снилась даже коммунистам в 70-х.
Так что конституцией можно подтереться.
#4
Отправлено 17 December 2004 - 08:29
#5
Отправлено 25 December 2004 - 08:45
В этом случаеПравовое положение высшего должностного лица субъекта РФ определено Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, согласно которому это лицо возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ
Но исходя из того, что глава субъекта федерации независим по вопросам, относящимся к ведению субъекта федерации, такое назначение нарушает разделение полномочий на федеральное и субъектное.назначение главы субъекта федерации со стороны Президента, хотя должно бы быть со стороны Правительства, можно выдать за попытку обеспечить функционирование исполнительной власти по предметам ведения РФ
Вообще, что именно важное остается в ведении именно субъекта федерации, там какие-нибудь полномочия интересные есть, может зря копья ломаем?
По наилучшему соблюдению конституционного разделения полномочий главу по вопросам ведения субъекта федерации надо избирать в субъекте, а по вопросам федерального и совместного, можно и назначать, т.к. подчиненный, которого нельзя сменить - нонсенс.
Вот только во что выльется такое двоевластие и раздувание бюрократии на практике?
#6
Отправлено 25 December 2004 - 22:55
Мечтаний? Проснитесь, это реальность.У вас это - предел мечтаний?
#7
Отправлено 04 February 2005 - 11:55
ВВП через своих губернаторов назначает половину Совета Федерации - верхней палаты Федерального собрания.
Учитывая, что среди оставшихся 50% всегда найдется хотя бы 1 сенатор, голосующий в поддержку ВВП, фактически СФ является недействующим, т.е. не исполняющим свои функции.
Т. о. субъекты РФ фактически не имеют своих представителей в федеральном собрании, отстаивающих интересы регионов.
Резюме - необходимо срочно вносить изменения в зак-во, предоставляя населению регионов возможность самостоятельно избирать своих сенаторов.
Однако власть нынешнее положение дел устраивает.
Краткая характеристика правящей системы РФ:
- карманная систем правосудия (см. назначение ВАСи);
- однопартийная власть в Госдуме;
- неработоспособный Совет Федерации;
- вся власть у Президента.
Результат налицо.
С уважением
#8
Отправлено 23 February 2005 - 23:46
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных