Jason Voorhees,
В будущем планируется создание темы "Практика ФАС округов по исполнительному производству", где будут обобщены материалы, присланные Вами.
Очень хорошая задумка, поддерживаю.
Выкладываю, что есть в архиве. Хоть и старенькое, но думаю пригодится.
1) ФАС Северо-Кавказкого округа
"Обобщение по обжалованию действий судебных приставов - исполнителей и по другим вопросам исполнительного производства за 1999 год" 2) Обзор практики федерального арбитражного суда Московского Округа по рассмотрению
споров, связанных с применением Федерального Закона "Об исполнительном производстве" . Источник публикации: "Судебно - арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения" N 1, 2000
OlegK, огромное Вам спасибо. С Вашего позволения раскрою архив и вывешу практику как есть. Jason VoorheesУтверждено Постановлением Президиума
Федерального арбитражного суда
Московского округа от 14.04.2000 N 11
ОБЗОР ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 21.07.97 N 119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
I. Судебная практика по делам, связанным с обжалованием
наложения ареста на имущество должника
1. Наложение ареста на имущество должника в целях взыскания исполнительского сбора до истечения срока на добровольное исполнение исполнительного документа недопустимо.
В арбитражный суд должником подана жалоба на постановление судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства, в котором одновременно был разрешен вопрос о наложении ареста на имущество (денежные средства) должника на сумму, подлежащую взысканию по исполнительному документу, определен срок для добровольного исполнения решения арбитражного суда, определен размер исполнительского сбора, а также наложен арест на денежные средства на сумму, равную размеру установленного исполнительского сбора.
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении жалобы отказано.
Кассационная инстанция изменила судебные акты, признав постановление судебного пристава - исполнителя недействительным в части наложения ареста на денежные средства должника в размере исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1> судебному приставу - исполнителю предоставлено право указать в постановлении о возбуждении исполнительного производства об обязательном взыскании с должника исполнительского сбора при условии неисполнения им исполнительного документа добровольно.
--------------------------------
<1> Далее - Закон.
Пунктом 5 статьи 9 Закона предусмотрено, что в целях обеспечения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав - исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить арест на него, о чем указывается в этом постановлении.
Несмотря на то, что согласно пункту 7 статьи 7 Закона постановление судебного пристава - исполнителя является исполнительным документом и обеспечение его исполнения допустимо с учетом положения, закрепленного в пункте 5 статьи 9 Закона, оно не может вводиться судебным приставом - исполнителем до наступления у должника обязательства по уплате исполнительского сбора, то есть до возникновения права на взыскание исполнительского сбора.
Взыскание исполнительского сбора возможно, по мнению суда кассационной инстанции, не раньше истечения срока, назначенного должнику судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения основного исполнительного документа. (Дело N КА-А40/2191-99, А40-64-422 ИП)
2. Наложение ареста на дебиторскую задолженность должника допускается только в случае ее документального подтверждения.
В арбитражный суд подана жалоба на постановление судебного пристава - исполнителя об аресте дебиторской задолженности.
Определением суда первой инстанции жалоба была удовлетворена.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Кассационная инстанция оставила определение суда первой инстанции без изменения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.98 N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" при наложении ареста на дебиторскую задолженность стороны этих обязательств должны представить судебному приставу - исполнителю все необходимые документы, удостоверяющие права требования и подтверждающие размер задолженности по обязательству.
Следовательно, аресту подлежит документально подтвержденная дебиторская задолженность.
Поскольку судебным приставом - исполнителем произведен арест дебиторской задолженности, не подтвержденной соответствующими документами, его действия противоречат требованиям закона. (Дело N КА-А40/1286-99, А40-573/98)
II. Судебная практика по делам, связанным
с обжалованием взыскания исполнительского сбора
1. Отсутствие денежных средств у организации, полностью финансируемой из бюджета, является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа добровольно в установленный срок при условии принятия мер для получения необходимых денежных средств.
Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, действия судебного пристава признаны неправомерными.
Суд кассационной инстанции оставил данные судебные акты без изменения, указав на следующее.
Войсковая часть является организацией, полностью финансируемой из бюджета. Отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения судебного документа, на счете бюджетной организации, на неоднократные обращения которой денежные средства не выделялись, является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа.
Надзорная инстанция в письме об отсутствии оснований для принесения протеста указала, что неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. При этом судебный пристав - исполнитель, прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора, должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно. Только если эти причины окажутся неуважительными, судебный пристав вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. (Дело N КА-А41/1463-99, А41-К-ИП-66)
2. Судебный пристав - исполнитель вправе взыскать исполнительский сбор и после добровольного исполнения должником судебного акта в случае нарушения его срока без уважительных причин.
Жалоба подана на постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.
Определением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении жалобы отказано.
Как усматривается из материалов дела, судебный пристав - исполнитель возбудил исполнительное производство. В постановлении должнику предложено в пятидневный срок со дня возбуждения исполнительного производства добровольно исполнить решение суда, также указано, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Должник исполнил решение суда добровольно, но с нарушением установленного срока без уважительных причин. Судебный пристав - исполнитель вынес постановление о взыскании названного сбора. Обжалуя данное постановление, заявитель сослался на то, что оно вынесено после добровольной оплаты долга.
Суд, отклоняя жалобу, правильно исходил из того, что согласно пункту 3 статьи 9 Закона срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. Сумма задолженности перечислена с нарушением срока, в связи с чем судебный пристав - исполнитель, руководствуясь пунктом 1 статьи 81 Закона, правомерно взыскал исполнительский сбор с должника. Оснований для отмены обжалованного постановления судебного пристава - исполнителя не имеется. (Дело N КА-А40/2736-99, КА-А40/2737-99, А40-11-161ИП, А40-11-162ИП)
3. Отсутствие денежных средств на банковском счете должника не является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа и влечет взыскание исполнительского сбора.
Жалоба подана на постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении жалобы отказано.
В силу статьи 81 Закона исполнительский сбор взыскивается только при условии неисполнения исполнительного документа без уважительных причин. Должник сослался на отсутствие денежных средств как на уважительную причину неисполнения документа.
Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие денежных средств на счете не является уважительной причиной неисполнения решения суда и не освобождает должника от обязанности уплаты сбора. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении жалобы и отметил, что исполнительский сбор взыскан правомерно. (Дело N КА-А40/740-99, 51-3ИП)
4. Отсутствие в деле доказательств извещения судебным приставом - исполнителем должника о возбуждении исполнительного производства явилось основанием для удовлетворения жалобы на взыскание исполнительского сбора.
Должник, не согласившись с взысканием с него исполнительского сбора, обратился в арбитражный суд с жалобой, в которой указывал, что он не был извещен о возбуждении исполнительного производства и тем самым был лишен возможности добровольно исполнить решение арбитражного суда в назначенный судебным приставом - исполнителем срок.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд согласился с доводами представителя службы судебных приставов о том, что извещение должника о возбуждении исполнительного производства, а также о предоставлении ему пятидневного срока для добровольного исполнения исполнительного документа было произведено простым почтовым отправлением. Направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства заказным письмом не предусмотрено Законом, а следовательно, по мнению представителя службы судебных приставов - исполнителей, не предусмотрено получение от узла связи подтверждения принятия почтового отправления в адрес должника, подобного заказному почтовому отправлению.
Суд кассационной инстанции определение арбитражного суда отменил, указав на то, что выводы суда о наличии оснований для взыскания исполнительского сбора в связи с виновным неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок не основано на доказательствах, так как в деле не имеется объективного подтверждения факта уведомления должника о возбуждении исполнительного производства с предложением произвести исполнение исполнительного документа в пятидневный срок добровольно.
Отсутствие в Законе указания о том, что почтовое отправление с копией постановления о возбуждении исполнительного производства должно оформляться заказным почтовым отправлением не означает освобождение службы судебных приставов от обязанности представлять в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) доказательства исполнения требований пункта 4 статьи 9 Закона по отправке копии постановления должнику не позже следующего дня после возбуждения исполнительного производства. (Дело N КА-А40/724-99, 43-8ИП)
III. Судебная практика по делам, связанным с обжалованием
иных действий судебных приставов – исполнителей
1. Направление исполнительного документа на взыскание денежной суммы в кредитную организацию или непосредственно судебному приставу-исполнителю производится по выбору взыскателя.
Должник, обжаловавший действия судебного пристава - исполнителя в суде, указывал, что направление исполнительного листа взыскателем непосредственно судебному приставу - исполнителю противоречит пункту 3 статьи 198 АПК РФ, предусматривающему направление исполнительного листа на взыскание денежных средств взыскателем банку или иной кредитной организации.
Арбитражный суд в своем определении, оставленном без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, отказал в удовлетворении жалобы на постановление судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства и указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона на судебного пристава - исполнителя возложена обязанность принять исполнительный документ, отвечающий требованиям статьи 8 Закона, если не истек срок для его предъявления к исполнению. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона обращение взыскателя в банк с исполнительным документом является его правом и не исключает возможности обращения с исполнительным документом непосредственно к судебному приставу.
(Дело N КА-А40/1260-99, N 64-14ИП)
2. Совершение судебным приставом - исполнителем действий, не предусмотренных Федеральным законом или исполнительным документом, является основанием для признания их незаконными.
Организация обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия судебного пристава - исполнителя, связанные с уничтожением арестованного имущества.
Суд первой инстанции жалобу удовлетворил.
В апелляционном порядке определение суда первой инстанции отменено в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями, и вынесено судом апелляционной инстанции новое решение, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции по причине нарушения норм материального права и вынес новое решение об удовлетворении жалобы, указав на следующие обстоятельства.
Судебный пристав - исполнитель наложил арест на имущество должника в целях исполнения решения арбитражного суда о взыскании с должника денежной суммы в счет погашения долга, но на основании заключения санэпидемнадзора о непригодности имущества к реализации принял меры для его уничтожения. Эти действия выходят за пределы компетенции судебного пристава - исполнителя.
Нормами законодательства, регулирующего условия и порядок принудительного исполнения судебных актов (Федеральный закон от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве") не предусмотрено право судебного пристава - исполнителя на совершение каких-либо действий с имуществом должника, не связанных с обеспечением исполнения исполнительного документа.
Предписания на уничтожение имущества должника в исполнительных документах не содержится.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд признал действия судебного пристава - исполнителя по уничтожению арестованного имущества незаконными.
(Дело N КА-А40/1367-99, А40-562/98)
3. Удовлетворение имущественных требований одного из взыскателей по сводному исполнительному производству не свидетельствует об исполнении всех исполнительных документов по сводному производству и потому не влечет его прекращения.
Жалоба поступила на бездействие судебного пристава, выразившееся в уклонении от вынесения постановления об окончании сводного исполнительного производства в отношении одного из взыскателей.
Определением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции жалоба не удовлетворена. Суд кассационной инстанции указанные судебные акты оставил без изменения.
Как следует из материалов дела, судебным приставом - исполнителем вынесены постановления о возбуждении ряда исполнительных производств по исполнительным листам. В каждом из постановлений указано, что они объединены в сводное исполнительное производство. Должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить исполнительные документы суда.
Должник обратился к судебному приставу - исполнителю с просьбой рассмотреть вопрос об окончании возбужденного исполнительного производства в связи с фактическим исполнением обязательств перед одним из взыскателей путем перечисления причитавшейся ему денежной суммы. Судебный пристав - исполнитель уклонился от рассмотрения данного обращения, поскольку имущественные требования других взыскателей удовлетворены не были.
Перечисление денежных средств одному из взыскателей по сводному исполнительному производству по истечении установленного срока на добровольное исполнение нарушает законные права и интересы других взыскателей и не свидетельствует о фактическом исполнении исполнительных документов. Оснований для окончания данного исполнительного производства у судебного пристава - исполнителя не имелось.
(Дело N КА-А40/2132-99, 34-252ИП)
IV. Судебная практика по делам, связанным с обжалованием уклонения судебного пристава - исполнителя от совершения действий,
предусмотренных Законом.
1. Непринятие судебным приставом - исполнителем мер по принудительному исполнению решения по истечении срока на добровольное исполнение решения не соответствует Закону.
Судебный пристав - исполнитель не принял мер для принудительного исполнения решения суда после его неисполнения должником добровольно.
Его бездействие было обжаловано взыскателем.
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении жалобы отказано. Суд указал, что законодательством не установлен механизм применения судебным приставом - исполнителем мер воздействия к должнику в случае неуплаты им задолженности.
Судом кассационной инстанции судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В соответствии со статьей 44 Закона судебным приставом - исполнителем применяются меры принудительного характера по истечении срока, установленного на добровольное исполнение.
Меры принудительного исполнения перечислены в статье 45 Закона. Среди них предусмотрено обращение взыскания на имущество должника, осуществляемое по правилам главы IV Закона. Суд должен проверить применение указанных мер.
(Дело N КА-А40/256-99, А40-268/98-69-3ИП)
2. Жалоба на уклонение судебного пристава - исполнителя от ознакомления взыскателя с исполнительным производством подведомственна арбитражному суду.
Жалоба подана на уклонение судебного пристава - исполнителя от ознакомления взыскателя с материалами сводного исполнительного производства.
Определением арбитражного суда первой инстанции производство по жалобе прекращено на основании пункта 1 статьи 85 АПК РФ, поскольку неознакомление взыскателя с материалами исполнительного производства не может быть обжаловано в порядке пункта 1 статьи 90 Закона.
Суд кассационной инстанции отменил указанное определение. В пункте 1 статьи 90 Закона не предусмотрено, какие конкретно действия судебного пристава - исполнителя обжалуются в суд, а говорится о возможности обжалования его действий в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О судебных приставах" в обязанности судебного пристава входит ознакомление сторон с материалами исполнительного производства.
В силу статьи 31 Закона сторонам предоставлено право обжаловать действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя.
Прекращение производства по указанной жалобе, как не подлежащей рассмотрению в арбитражном суде, неправомерно.
(Дела N КА-А41/880-99, КА-А41/881-99, КА-А41/882-99, КА-А41/883-99, КА-А41/885-99, КА-А41/886-99, ИП-85-А41-К1-381/97, ИП-63-А41-К1-381/97, ИП-69-А41-К1-381/97, ИП-86-А41-К1-4900/97, ИП-68-А41-К1-4900/97, ИП-64-А41-К1-4900/97)
V. Некоторые процессуальные вопросы, связанные
с обжалованием действий судебных приставов – исполнителей
1. Реализация прав и интересов одного взыскателя обеспечивается в совокупности с правами и интересами других взыскателей, имеющих неудовлетворенные требования к одному и тому же должнику.
В арбитражный суд подана жалоба на постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства.
Определением суда первой инстанции в удовлетворении жалобы отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Кассационная инстанция оставила судебные акты без изменения, указав следующее.
Судебный пристав - исполнитель в соответствии со статьей 55 Закона и указанием Главного судебного пристава Российской Федерации направил материалы исполнительного производства для их присоединения к сводному исполнительному производству, возбужденному в другом городе. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 27 Закона исполнительное производство было окончено.
Доводы заявителя о том, что постановлением судебного пристава - исполнителя нарушены его права, нельзя признать обоснованными, поскольку реализация прав взыскателя, установленных статьей 31 Закона, обеспечивается в совокупности с правами и интересами других субъектов, имеющих неудовлетворенные требования к одному и тому же должнику.
(Дело N КА-А40/842-99, А40-705/98-47-11ИП)
2. Отсутствие в материалах дела оспариваемых постановлений судебного пристава - исполнителя явилось основанием для отмены судебного акта.
Жалоба подана на постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительского сбора и наложении ареста.
Определением суда первой инстанции в удовлетворении жалобы отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции указал, что при совершении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель действовал в соответствии с Законом.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 175 и частью 2 статьи 176 АПК РФ, определение суда первой инстанции отменил и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела отсутствуют оспариваемые постановления, которые являются доказательствами по делу. Суд первой инстанции должен был их исследовать и дать им правовую оценку. При отсутствии вышеуказанных документов нельзя сделать объективный вывод о законности действий судебного исполнителя и о правомерности списания исполнительского сбора
(Дело N КА-А40/724-99, КА-А41/1854-99, 43-8ИП, 6637/97)
3. Суд обязан привлечь к участию в рассмотрении жалобы на действия судебного пристава - исполнителя взыскателя, если им заявлено ходатайство об участии в деле.
Жалоба подана на действия судебного пристава - исполнителя. Определением арбитражного суда первой инстанции действия судебного пристава - исполнителя признаны неправомерными. Этим же определением отказано в удовлетворении ходатайства взыскателя о привлечении к участию в рассмотрении жалобы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Суд кассационной инстанции отменил определение суда первой инстанции, указав на следующее.
Согласно статье 29 Закона сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. В соответствии со статьями 31, 90 Закона сторонам предоставлено право обжаловать в суд действия судебного пристава - исполнителя.
По общим правилам арбитражного процессуального законодательства такие жалобы рассматриваются судьей в судебном заседании с извещением сторон исполнительного производства о месте и времени судебного разбирательства.
Суд первой инстанции необоснованно отказал взыскателю в удовлетворении ходатайства об участии в деле, сославшись на то, что жалоба подана в порядке Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Дело рассмотрено в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены судебного акта (пункт 2 части 3 статьи 176 АПК РФ).
(Дело N КА-А40/1222-99, А40-673/98-60-7ИП)
4. Окончание исполнительного производства не препятствует реализации прав должника на обжалование постановления, принятого судебным приставом - исполнителем в период исполнения судебного акта.
Должник, обжалуя постановление судебного пристава - исполнителя в части наложения ареста на банковские счета и автотранспорт, о взыскании исполнительского сбора, указывал, что он не был извещен о возбуждении исполнительного производства и не был уведомлен о предложении исполнить в пятидневный срок решение арбитражного суда добровольно.
Суд первой инстанции в удовлетворении жалобы отказал, сославшись на наличие неотмененного постановления об окончании исполнительного производства.
Суд кассационной инстанции, отменив определение и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что окончание исполнительного производства не влечет прекращение права должника, взыскателя или других лиц на судебную защиту путем обжалования действий судебного пристава - исполнителя.
(Дело N КА-А40/724-99, 43-8ИП)
5. Лицо, которому действиями судебного пристава причинен ущерб, вправе обратиться с иском к Министерству финансов Российской Федерации.
Иск заявлен к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному казначейству Российской Федерации о взыскании денежных средств, составляющих сумму ущерба, нанесенного неправомерными действиями судебного пристава - исполнителя.
Решением арбитражного суда производство по иску к Федеральному казначейству Российской Федерации прекращено на основании пункта 1 статьи 85 АПК РФ, поскольку Федеральное казначейство Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказано по причине законности действий судебного пристава - исполнителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Кассационная инстанция оставила решение в силе.
(Дело N КА-А40/2456-98, 16-215)
Дата документа
16.03.2001
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ОБОБЩЕНИЕ
ПО ОБЖАЛОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНЫХ
ПРИСТАВОВ - ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ПО ДРУГИМ ВОПРОСАМ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА 1999 ГОД
Справка
по обобщению судебной практики рассмотрения дел,
связанных с обжалованием действий судебных
приставов - исполнителей и другими вопросами
исполнительного производства
Часть 1.
1. Общие вопросы рассмотрения жалоб.
2. Срок для предъявления исполнительного листа.
3. Обращение взыскания на имущество
а) наложение ареста на имущество;
б) реализация имущества на торгах.
Часть 2.
4. Вопросы, связанные с арестом и реализацией имущества должника.
5. Вопросы, связанные с приостановлением, отложением, прекращением исполнительного производства.
6. Вопросы, связанные с процессуальным правопреемством в стадии исполнительного производства.
7. Вопросы, связанные со взысканием исполнительного сбора и другие.
ЧАСТЬ 1
За 1999 год всего рассмотрено 108 дел, связанных с исполнительным производством, из них рассмотрено жалоб на действия судебных приставов - исполнителей - 55. Наибольшее количество жалоб поступило по общим основаниям для обжалования действий судебных приставов - исполнителей (11); на обращение взыскания на имущество должника (18); по вопросам, связанным с проведением торгов (6).
1. Общие вопросы рассмотрения жалоб
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности органов судебной власти, а также исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О судебных приставах" от 04.06.97, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21.07.97, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, что составляет их правовую основу. За обобщаемый период кассационной инстанцией рассмотрено 55 дел, вытекающих из жалоб на действия исключительно судебных приставов - исполнителей. Поскольку Закон "Об исполнительном производстве" был принят после принятия Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процедура рассмотрения данной категории споров в АПК отсутствует, что вызывает определенные сложности у судов округа при их рассмотрении.
Фактически в настоящее время все эти вопросы разрешаются только ФЗ "Об исполнительном производстве". Вместе с тем кассационная инстанция проводила последовательную позицию по спорным вопросам, отменяя судебные акты, ограничивающие участников процесса в праве на обращение за защитой своего нарушенного права. В соответствии со статьей 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" на действия судебного пристава - исполнителя по исполнению исполнительных документов или на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава - исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). Так, по целому ряду дел апелляционные жалобы на определения судов первой инстанции по жалобам на действия судебных исполнителей возвращались в соответствии со ст. 160 АПК РФ со ссылкой на отсутствие в АПК РФ права у лица ее подавшей на обжалование. Рассматривая кассационные жалобы и отменяя судебные акты, ФАС СКО указывал, что статья 151 АПК РФ не содержит оснований возврата апелляционной жалобы, указанных в определении суда. Ограничения на обжалование определений, предусмотренные пунктом 1 статьи 160 АПК РФ, не распространяются на обжалование определений суда, принятых по результатам рассмотрения жалоб на действия судебных приставов. Статьей 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено право сторон по делу обжаловать действия судебного пристава - исполнителя. При этом ограничения в части обжалования определений, принятых по указанным жалобам, не установлены ни АПК, ни упомянутым Законом (дела NN Ф08-2678/99, Ф08-568/99, Ф08-2185/98, Ф08-90/99, Ф08-1160/99, Ф08-152/99). Несколько различный подход обозначился кассационной инстанцией по вопросу обжалования бездействия судебных исполнителей. Так, по одному из дел (N Ф08-213/99-2) определением суда первой инстанции в удовлетворении жалобы отказано по тем основаниям, что из содержания жалобы усматривается, что фактически обжалуются не действия судебного пристава - исполнителя по исполнению документа или отказ в совершении указанных действий, как предусмотрено статьей 90 Закона РФ "Об исполнительном производстве", а его бездействие, обжалование которого в суд не предусмотрено законом. Поддерживая этот вывод суда первой инстанции, кассационная инстанция указала, что в жалобе взыскатель просит службу судебных исполнителей представить информацию об исполнительных действиях, в случае невозможности обращения взыскания на имущество, обязать вернуть исполнительный лист взыскателю, кроме этого заявитель просил обязать службу судебных приставов принять все меры для реального исполнения решения арбитражного суда. Однако взыскателем не представлены доказательства неисполнения судебным приставом - исполнителем обязанности, установленной пунктом 4 статьи 54 ФЗ "Об исполнительном производстве", от имущества он не отказался. У судебного исполнителя не возникла обязанность возвратить исполнительный документ. Закон не предусматривает подачу жалобы на бездействие судебного пристава - исполнителя в арбитражный суд, поэтому суд первой инстанции правильно применил статью 90 Закона РФ "Об исполнительном производстве" и разъяснено взыскателю, что жалоба на бездействия судебного пристава - исполнителя может быть рассмотрена в порядке надзора и контроля вышестоящим должностным лицом либо прокурором. Между тем, по другому аналогичному спору (дело N Ф08-2874/99) кассационная инстанция, отменяя определение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении жалобы с аналогичной мотивировкой, сделала другой вывод. В частности в постановлении указано, что согласно статье 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. В соответствии с Конституцией РФ глава 11 Закона РФ "Об исполнительном производстве" устанавливает гарантии судебной защиты прав взыскателя на стадии исполнительного производства. Закон "Об исполнительном производстве" не устанавливает определенной формы, в которой должен быть выражен отказ судебного пристава - исполнителя в совершении действий по исполнению исполнительного документа. Поэтому кассационная инстанция сделала вывод о том, что исходя из вышеназванных правовых норм и смысла статьи 90 названного Закона несовершение судебным исполнителем действий по исполнению документа следует квалифицировать как отказ в их совершении. Представляется, что данная позиция является наиболее правильной, поскольку она косвенным образом подтверждается предшествующей законодательной политикой в области рассмотрения судами общей юрисдикции жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан. В частности глава 24-1 Гражданского процессуального кодекса РФ и статья 2 Закона РФ от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусматривает, что к действиям этих государственных органов и их должностных лиц относятся коллегиальные либо единоличные действия, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которой нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, кроме этого вправе обжаловать также и бездействие указанных органов, должностных лиц, если оно повлекло указанные последствия. Бездействие судебного пристава можно рассматривать как нарушение должностным лицом своих должностных обязанностей, вытекающих, в данном случае, из ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве". Своими действиями данное должностное лицо завершает отправление правосудия в сфере экономических отношений. Если неисполнение указанных действий нарушает права взыскателя, то эти права подлежат судебной защите в арбитражном суде, поскольку эффективность правосудия проявляется на стадии реального исполнения судебных актов. Особенность правового статуса судебного пристава - исполнителя заключается в том, что, исполняя судебный акт, он действует и как должностное лицо и как государственный орган. Немаловажное значение для правильного рассмотрения данных споров имеет правильное определение срока исковой давности, который определен в Законе "Об исполнительном производстве". Так, по делу N Ф08-115/99 определением суда первой инстанции отказано в удовлетворении жалобы на действия судебного исполнителя в связи с пропуском срока на обжалование. Соглашаясь с выводами суда, кассационная инстанция указала, что, в соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", на действия судебного пристава - исполнителя взыскателем может быть подана жалоба в 10-дневный срок со дня совершения действия. Течение этого срока в случае неизвещения о времени и месте совершения исполнительного действия начинается со дня, когда заявителю стало об этом известно. Поэтому сделан вывод о правильности отказа в удовлетворении жалобы на действия судебного исполнителя по процессуальным основаниям, без рассмотрения жалобы по существу, что не лишает заявителя обра
Сообщение отредактировал Jason Voorhees: 26 December 2003 - 00:43