В связи с тем, что в и-нете не обнаружен электронный документ, цитирую основные положения статьи:
По прочтении этой статьи возникли следующие вопросы:«Среди правопритязаний личности… можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт и (в уже зримой перспективе) на клонирование, а затем – и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования.
…
«Соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены в традиционной (конституционной) классификации прав и свобод…
…
Исключительно своеобразен здесь и предмет правовых притязаний: будучи лишь отчасти (потенциально) материальным, он вместе с тем принципиально определен персональными характеристиками правообладателя.
…
Если программа реализации негативна (суицид, аборт), она все равно решающим образом обусловлена данностью существования (телесной жизнью) именно этого индивида.
…
<Далее с симпатией рассматривается требование Дж. Локка из его «Послания о веротерпимости» «о безусловном исключении атеистов из сферы конституционного устроения».>
…
<Довольно подробно рассматривается вред клонирования.>
...
«Наука готова поставить верующих людей, которые есть, и тех, кто находится на внутреннем духовном пути к Богу (а их очень много), перед необходимостью жизни в условиях радикально чуждой им социальной реальности».
…
«По-видимому, всякая попытка последовательной юридизации (средствами позитивного права) отношений, связанных с пользованием «соматическими» правами, вдет либо в логический тупик, либо к решению безусловно аморальному.»
…
«… современное (либертарное) юридическое правопонимание решающим образом «легитимировано» (гносеологически постулировано) трансцендентной идеей «эксклюзивности» природы человека (что, собственно, и позволяет говорить о его неотъемлемых правах и свободах) независимо от того, воспринимаем ли мы эту идею в качестве догмата веры или интеллектуальной интуиции».
…
«Конституционным решениям проблемы «соматических» прав, таким образом, должно предшествовать ее философско-правовое осмысление. Кроме того, нельзя не учитывать и аргументацию теологического порядка.»
…
«Нельзя не видеть связи современной концепции прав человека, которая последовательно утверждается в качестве глобальной цивилизационной ценности, с философией постмодернизма.»
…
< Дается уважительная оценка экологической философии В. Хёсле. >
…
<Рассмотрены и высоко оценены философские идеи С.Л. Франка.>
...
«В какой мере принципиальные положения христианской антропологии С.Л. Франка могут иметь значение для практики нормативного упорядочения жизни в современной России? В самой существенной, – пусть и покажется это утверждение многим опрометчивым и безосновательным.» (Франк С.Л., "Реальность и человек, 1997.)
…
«Применительно к положениям части третьей ст.55 Конституции РФ можно утверждать, что соответствующее осмысление таких конституционных ценностей, как нравственность и здоровье (духовное и физическое) – вполне предопределило бы судьбу «соматических» притязаний.
Ограничение возможностей пользования «соматическими» правами явилось бы ограждением жизни (как самого «правообладателя», так
и телесно зависимых от актуальных и потенциальных личностей) от гибельных последствий греховной воли, и потому оно допустимо и оправдано. Законодательное ограничение « соматических» прав стало бы и тем реальным внешним фактором, который служил бы решению задачи сущностного преодоления греха (морального зла) в человеке, ориентируя его на те нравственные требования, в отношении которых могут и должны сойтись и подлинная вера, и гуманистически ориентированная философия.»
1. Не свидетельствует ли ее опубликование о том, что в нынешней философии "дехристианизированного" русского права существуют серьезные пробелы в части обоснования так называемых естественных (некоторые из которых лучше бы именовать универсальными) прав человека?
2. Если пробелов нет и разработанные правоведами материалистические теории имеют цельный и системный характер, следовательно, в них присутствуют контраргументы метафизическим идеям В. Крусса? Какие именно?
3. Не должно ли отсутствие (предположим это!) приемлемых и мотивированных возражений стать основанием для поиска иных*** принципов конструирования основ "прав человека"?
Примечания.
1. Только что на сайте Юрия Альбертовича Дмитриева обнаружил ссылку на его "Письмо против В.И. Крусса", опубликованное в "Государстве и праве" №1, 2003г. Не знаю, возможно именно там присутствуют ответы на некоторые поставленные вопросы...
2. ***Например, на основе биологического примата права собственности личности (как субъекта такого права) на собственный организм? Подчеркнем -- личности, а не человека, т.к. обособление сознательной составляющей человека от телесной носит объективный биологический характер (как в филогенезе, так и в онтогенезе), чему вряд ли сможет противостоять христианская эсхатология. И, разумеется, с ясным пониманием того, что "экономизм", кажущийся неотъемлемым от категории собственности, -- всего лишь исторически временная ее форма. А "биологизация" "соматической" собственности -- не тактический прием, а возвращение к первичным основам личности на пригодном для этого цивилизационном уровне.