Как всем нам известно, для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 382 ГК).
Допустим, договором как раз предусмотрено это самое «иное».
Нам также известно, что права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств (ст. 387 ГК). Например, это установлено в отношении договора комиссии (ст. 993), когда «В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан … по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования. Уступка прав комитенту допускается независимо от соглашения комиссионера с третьим лицом, запрещающего или ограничивающего такую уступку.»
ВОПРОС: Вправе ли комитент, став новым кредитором на основании закона по обязательствам об оплате, вытекающим из договора (поставки), содержащем запрет на уступку прав третьим лицам, в свою очередь еще раз переуступить данные права требования другому лицу?
P.S. Я ответил на свой вопрос утвердительно и вот моя аргументация.
Дело в том, что цессия – это так называемая абстрактная сделка, то есть она не связана с правоотношением, которое является ее основанием (договор поставки). Соответственно, переход прав кредитора к другому лицу не означает перемену стороны в договоре поставки. Комиссионер по прежнему является стороной в договоре поставки.
Таким образом, думается мне, что право требования после его передачи Комитенту на основании закона становится самостоятельным объектом, и на его дальнейшую передачу другим лицам ограничения договора не действуют (потому что Комитент не является стороной договора поставки).
В чем я не прав?
(поиском пользовался - ничего похожего не нашел).
Сообщение отредактировал Heres: 04 December 2006 - 19:22