Отправлено 02 September 2010 - 14:11
Rijir Статья 1304. Объекты смежных прав
1. Объектами смежных прав являются:
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
Фонограмма останется фонограммой в любом сложном объекте кроме АВП.
Можно было бы предположить, что фонограмма как объект смежного права перерабатывается в производный объект авторского права АВП, т.е. используется в АВП не фонограмма, а производное произведение - само АВП.
Однако, производное произведение может быть создано путем переработки исходного только произведения, т.е. только объекта авторского права.
А исходная фонограмма может быть переработана только в производную фонограмму, т.е. переработать этот объект смежного права в объект авторского права нельзя.
> Нажмите тут чтобы открыть/скрыть спойлер. <
Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.
2. Использованием фонограммы считается:
9) переработка фонограммы.
3. Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.
4. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1323 настоящего Кодекса.
Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
2. Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
Статья 1259. Объекты авторских прав
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
Считать фонограмму "базовым РИДом" АВП тоже нельзя, т.к. изготовитель фонограммы (если изготовитель - гражданин) не входит в троицу авторов АВП. Соответственно, исключительное право на АВП (ИПы троицы авторов) не включает исключительное право изготовителя фонограммы на фонограмму. Следовательно, фонограмма может использоваться в составе сложного объекта АВП только как РИД-компонент.
Однако, звукозапись, включенная в АВП, не есть фонограмма.
Это императивная норма о поглощении компонентного РИДа "фонограмма" сложным объектом самостоятельным произведением АВП, об исчерпании исключительного права на компонентный РИД "фонограмма" исключительным правом на АВП как на самостоятельное произведение.
При том, что в отношении компонентных РИДов - объектов авторского права "произведений" такого поглощения/исчерпания не происходит в силу:
Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
3. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.
Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Также не происходит поглощения/исчерпания в отношении РИДов-компонентов "объектов смежного права - исполнений":
- сохраняются личные неимущественные права исполнителей на исполнения при использовании исполнений как компонентных РИДов в составе сложного объекта АВП:
Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
3. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.
Статья 1315. Права исполнителя
1. Исполнителю принадлежат:
2) право авторства - право признаваться автором исполнения;
3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;
4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.
- исполнитель не входит в троицу авторов АВП, следовательно исключительное прав на АВП не включает исключительное право на исполнение как на РИД-компонент.
Непосредственно п.5 ст.1263 ГК РФ применить к исполнителям нельзя, т.к. автор исполнения не есть автор произведения, поскольку исполнения не есть произведение науки, литературы и искусства. П.5 ст.1263 ГК РФ применим к объектам авторских прав только.
Следовательно, сохранение за исполнителем исключительного права на исполнение при использовании исполнения продюсером в составе сложного объекта АВП по лицензии.... следует из общих норм о лицензионном договоре (с учетом императива о получении продюсером прав использования только по договору - лицензии или об отчуждении исключительного права):
Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Статья 1233. Распоряжение исключительным правом
1. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
Итак, поглощение/исчерпание есть по фонограмме, и поглощения/исчерпания нет по исполнениям и объектам авторского права.
Что представляет собой поглощения фонограммы сложным объектом АВП?
Использование продюсером фонограммы в составе сложного объекта АВП как компонентного РИДа. Фонограмма не может стать самостоятельным произведением АВП, т.к. изготовитель фонограммы не входит в число авторов АВП.
При этом компонентный РИД утрачивает свою "правообъектность" с исчерпанием исключительного права на компонентный РИД.
Значит должен существовать определенный способ использования компонентного РИДа ФОНОГРАММА "использование в составе сложного объекта АВП с исчерпанием всех прав изготовителя фонограммы".
Сообщение отредактировал Produzent: 02 September 2010 - 14:14