Создам новую тему. Считаю, что она может быть полезна т.к. смотрю по поиску, что вопросы задаются, а ответов нет. Цель темы – определить правило использования МРОТ в различных условиях. Тем более что, наконец, появилось первое (я надеюсь, что не последнее) решение ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О проливающее хоть что-то на указанную ситуацию. Дело в том, что с 1 сентября 2007 года были внесены изменения в статьи 129 и 133 ТК РФ. В результате сразу появилась точка зрения, что меньше МРОТ не может быть вся сумма производящихся работнику ежемесячных выплат за полное отработанное время, установленного федеральным законом. Причем власти, правительство, прокуратура, инспекция по труду, работодатели и некоторые суды в понятия стимулирующие и компенсационные выплаты включали всё и вся, считая, что если человек получил зарплату в размере МРОТ то всё законно. Остальные статьи ТК и других законов просто не рассматривались, не смотря на явные противоречия. Указанное Определение КС далеко не самое лучшее, но позволяет уже перевести разговор в другую плоскость – в обсуждение каждого конкретного случая начисления зарплаты. Но по порядку. Сначала само определение:
Вот что нашел в Интернете на указанную тему (просто если кому интересно – может пригодиться):
Очень любопытное письмо в Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросу применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих.
И текст оригинальной реакции (разберитесь вы там внутри министерства) на это письмо начальника Правового управления Федеральной службы по труду и занятости А.В. Анохин
Решение суда с. Тоцкое
Решение суда г. Оренбург
Дело № 11 -223\08 Мировой судья: Сазонова Ю.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 ноября 2008 года г. Москва
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вознаграждение за выслуг лет является выплатой стимулирующего характера, и не может быть включена в тарифную часть минимального размера оплаты труда.
<a href='http://www.ikd.ru/node/11439' target='_blank'>http://www.ikd.ru/node/11439</a> Профсоюзы пишут
Суд постановил: уральскую надбавку выплачивать сверх МРОТ
<a href='http://www.przrf.ru/' target='_blank'>http://www.przrf.ru/</a>
Профсоюзы Пермского края
Правительство
Ну а теперь ближе к теме:
КС был задан вопрос – допускают ли законоположения установление равной оплаты труда работников, работающих в обычных условиях труда, и работников, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда.
КС ответил - Таким образом, оспариваемые заявителями законоположения в системной связи с положениями статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в том числе при выполнении работ с вредными условиями, не направлены на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Т.е. КС не нашел в законе того, что позволяло бы устанавливать равные оплаты за труд в разных условиях. Я вообще то тоже. Тут ведь дело в толковании а не в букве закона. А заявители дальше трудовой инспекции не пошли. Причём они требовали повышения окладов до МРОТ и ничего более. Т.е. судебной практики нет. Прошу обратить внимание на вот такое - Проверка же соблюдения работодателем при установлении системы оплаты труда и заработной платы конкретного работника требований трудового законодательства … к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации … не относятся. Я думаю, что КС отправляет всех недовольных в суды и другие правоприменительные органы – жалуйтесь, нарабатывайте практику, а я потом её обобщу, и если правоприменители совсем зарвутся, тогда может их и поправлю.
Что не нравиться в законодательстве мне:
1. Нет законодательного определения понятий компенсационные и стимулирующие выплаты. Это позволяет неограниченное усмотрение при использовании этих понятий. К примеру, это позволяет устанавливать маленькие оклады, включая в заработную плату стимулирующие выплаты (гипертрофированный пример – оклад 1 рубль, премия – 4329 рублей). Ну а если какие либо обязательные выплаты ("за вредность" к примеру) применяются к окладу, то налицо возможность свободного манипулирования размером этих выплат (применяются к 1 рублю). Вот такая неопределённость и может быть предметом рассмотрения КС.
2. Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса
Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.
Данная статья чисто бланкетная и не включает в себя никаких условий принятия федерального закона. Думаю это тоже повод практикующим юристам обратиться в КС. Прошло достаточно времени чтобы закон был принят. Общество должно знать, как и когда (какие для этого нужны условия) МРОТ станет равным прожиточному минимуму что бы прогнозировать свое поведение (к примеру).
3. Ну и грамматическое толкование: в части 3 статьи 37 Конституции говориться о вознаграждении за труд не ниже МРОТ. А вот в ТК вознаграждение за труд это только часть зарплаты. Как дополнительный вопрос при обращении в КС может применяться – ведь ТК принимался после Конституции и должен содержать в себе и её терминологию. А так вводит человека в заблуждение.
Думаю что после определения КС нужно ставить перед правоприменителями другие вопросы (ссылаясь на это самое определение что бы КС не отмазался потом). К примеру, почему моя зарплата такая же как у … (а далее по обстоятельствам – у кого что болит). К примеру может стоять вопрос – а почему моя зарплата больше минимальной зарплаты в сочи на 50%, хотя у нас в регионе коэффициент 1,8, а у меня 8 надбавок к заработной плате по 10%? Где справедливость!!! Думаю это поставит в более затруднительное положение и суды, и инспекцию труда и прокуратуру, когда те будут безоговорочно защищать власть. Но только тогда, когда обращения будут в достаточном количестве.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал rty: 16 January 2012 - 06:48