В мае исполнится три года, как с легкой руки авторов правительственного Постановления № 307 от 23.05.2006 по бескрайним просторам России в сфере оказания коммунальных услуг пошли гулять вопиющие нелепости и возмутительные выдумки. Прежде всего это касается изобретенных авторами Постановления так называемых «коммунальных ресурсов». Это не существующее в природе понятие даже украшает название нынешней конференции. И мне, например, это очень режет слух.
Уже неоднократно писалось и говорилось, что никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Что ресурс – это фактор производства, который всегда образует реальный запас, резерв, расходуемый на изготовление продукции или на достижение общественных благ.
Мы ведем себя, как зрители, любующиеся платьем голого короля: никто никаких коммунальных ресурсов не видит, но все опасаются в этом признаться. Я глубоко уверен, что и авторы Постановления № 307 прекрасно знают, что коммунальные ресурсы – это фикция. Но в то же время они прекрасно знали, для чего вводили это понятие, и все мы тоже это знаем.
Еще одна откровенно циничная выдумка – это концепция «исполнителя услуг». Авторы Постановления № 307 расписались здесь в том, что плохо представляют себе, что такое услуга (или умышленно это игнорируют). Между тем, каждый грамотный человек знает (и это подтверждает пункт 5 статьи 38 НК РФ), что услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. То есть процессы производства, продажи и потребления у услуг происходят одновременно. Это значит, что услуга всегда направлена от производителя непосредственно к потребителю.
Поэтому услуги невозможно приобретать, накапливать, перепродавать. Их можно только потреблять. Потребители коммунальных услуг – это граждане, а производители – ресурсоснабжающие организации. Так что ни ТСЖ, ни ЖСК, ни иные управляющие организации не могут вклиниваться в эту непосредственную связь между производителем и потребителем коммунальных услуг в качестве неких «исполнителей». У услуг производитель и исполнитель – это всегда одно и то же лицо. Не надо лицемерно (умышленно) путать «обеспечение предоставления услуг» (ст. 161 ЖК РФ) с самим предоставлением услуг.
Каким бы высоким ни был ранг документа, он не должен искажать действительность. А реальность заключается в том, что ЖСК, ТСЖ или управляющая организация лишь обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, элементы которого используются при оказании коммунальных услуг. Кроме того, они заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах собственников (нанимателей), контролируют их исполнение, аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи, осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса. Именно эти функции и обеспечивают предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями.
Ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющие организации как юридические лица никаких коммунальных услуг они не потребляют и не оказывают.
Между тем, есть еще один документ, более высокого ранга, чем постановление Пра-вительства, в котором невозмутимо утверждается, что коммунальные услуги сначала приобретаются товариществом, кооперативом, управляющей организацией, а те после этого предоставляют услуги гражданам.
Я имею в виду Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в статье 2 которого читаем, что потребителями услуг предприятий коммунального комплекса в многоквартирных домах являются «…товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме». Мало того, что здесь неправомерно обзываются потребителями те, кто таковыми никак не могут являться, так в добавок еще провозглашается немыслимая процедура перепродажи услуг.
Услуги невозможно приобретать и перепродавать, поскольку они бесследно потребляются одновременно с их осуществлением. Как можно перепродать то, что уже потреблено? Это нонсенс. Ведь это все равно, что перепродать кому-то услугу такси после того, как тебя перевезли, или, выйдя из парикмахерской, перепродать свою стрижку. Тем не менее эта концепция стала множиться и повторяться во многих подзаконных актах.
Как можно называть ЖСК, ТСЖ или управляющую организацию «абонентом» коммунальных услуг? А это мы наблюдаем повсеместно в тех договорах, которые насаждаются, например, МОЭК у нас в Москве. Более того, в этих договорах нельзя без улыбки прочитать о некой «границе балансовой принадлежности тепловой сети Абонента и Энергоснабжающей организации». Как-то не верится, что юристам МОЭК не известно, что такое общее имущество и кому оно принадлежит. Уверен, что и в других городах такие перлы не редкость.
Иногда просто не верится, что взрослые грамотные люди могут с серьезным видом утверждать, что коммунальные услуги оказывают не предприятия коммунального комплекса, а ТСЖ, ЖСК и управляющие организации.
Иной раз доходит до смешного, когда приходится доказывать, что коммунальные услуги – это, таки действительно, услуги, а не товары. Ведь с серьезным видом утверждают, что мы с вами покупаем (приобретаем) воду, газ, электричество, тепло, то есть товары, а не услуги водо-, газо-, энергоснабжения. Это равносильно утверждению, что, находясь в такси, мы приобретаем расходуемый при этом бензин.
Хотелось бы отметить, что, к чести арбитражных судов, они в этом отношении отнюдь не поддерживают приписывание ТСЖ (ЖСК) роли «абонента», и они не согласны, что ТСЖ (ЖСК) предоставляют коммунальные услуги.
Вот несколько выдержек из постановлений арбитражных судов.
1) Из Постановления Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 сентября 2006 г. № А56-31339/2006:
«ТСЖ не производит реализацию энергоресурсов, работ и услуг своим членам и не потребляет их само, а заключает договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и другие договоры в интересах членов ТСЖ (п.п. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ)».
2) Из Постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2006 г. № А72-7134/05-14/15:
«Таким образом, суды сделали правомерный вывод, что средства, взимаемые с жильцов (членов Товарищества) для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые Товариществом для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость».
3) Из Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2006 г. № А05-2960/2006-22:
«Таким образом, из изложенного следует, что Кооператив является некоммерческой организацией, не имеет цели получения экономической выгоды, не имеет полномочий на реа-лизацию населению водоснабжения и отопления.
Следовательно, в данном случае имеет место не реализация товаров или услуг. Реализация услуг по водоснабжению и отоплению осуществлялась населению непосредственно организациями, поставляющими энергоресурсы. Кооператив в этих отношениях выступает как сборщик оплаты…» (подчеркнуто мной – И.Ф.).
4) Из Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 31 октября 2006 г. № А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1:
«Из материалов дела следует, что собственники жилых помещений в спорном периоде перечислили на счет товарищества коммунальные платежи на сумму 162 355 рублей 20 копеек, которые товарищество уплатило в счет погашения задолженности перед ОАО "Иркутскэнерго", МУП "ВКХ", МУП "Спецавтохозяйство" за предоставленные коммунальные услуги.
Перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья...» (подчеркнуто мной – И.Ф.).
5) Из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2007 г. № 57:
«…Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ…» (подчеркнуто мной – И.Ф.).
Когда мне задают вопросы на эти темы по электронной почте или на семинарах, я советую представителям ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций не подписывать ни одного документа, где хотя бы один раз упоминается продажа не существующих коммунальных ресурсов, или приписывается надуманная роль «абонента», или утверждается, что ТСЖ, ЖСК, управляющая организация оказывает кому-то коммунальные услуги.
Потому что только широкими общими усилиями можно противодействовать этому издевательству над реальной действительностью и здравым смыслом.
Давно уже подготовлен законопроект с поправками в Федеральный закон № 210-ФЗ, направленный на уточнение понятия «потребитель товаров и услуг организаций коммунального комплекса», а также на устранение ошибочной концепции приобретения и перепродажи коммунальных услуг товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и управляющими организациями, давно критикуется Постановление № 307, но никаких сдвигов пока нет.
И.А.Фельдман, канд. техн. наук, профессор, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы, Член Президиума НП «Управдом»,
(Тезисы доклада на 5-ой Научно-практической конференции «Поквартирный учет коммунальных ресурсов на основе показаний приборов», Москва, 12 марта 2009 г.)
Источник: www.shgp.ru