Ок.
Суть проблемы возникает в соотношении понятий «работодатель» по закону о муниципальной службе и по трудовому законодательству.
Согласно ч.2 ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В этот момент происходит разделение нормативно-правового регулирования муниципальной службы и нормативно-правового регулирования казенных учреждений.
Если следовать от правового положения казенных учреждений, то
в соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
в соответствии с ч. 2 ст. 123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
в соответствии с ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
в соответствии с ч. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Таким образом, все договоры заключаемые муниципальным казенным учреждением, заключаются самим муниципальным казенным учреждением от имени муниципального образования.
Поскольку для трудовых договоров законодатель не сделал никакого исключения, то и к трудовым договорам должны применяться указанные положения.
Если следовать нормативно-правовому регулированию муниципальной службы, то
в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
А вот здесь у меня с коллегами возникли расхождения относительно того, кто является работодателем по отношению к заместителю директора и кто является работодателем по отношению к директору.
Лично мое мнение следующее:
Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Поскольку в рассматриваемом случае в трудовые отношения вступает казенное учреждение, то и работодателем является казенное учреждение, вне зависимости от того, кто заключает трудовой договор.
То есть
- для заместителя директора департамента работодателем является муниципальное казенное учреждение, действующее от имени нанимателя – городской округ город Рыбинск, в лице директора департамента (полномочие из положения о департаменте финансов);
- для директора департамента является муниципальное казенное учреждение, действующее от имени нанимателя – городской округ город Рыбинск, в лице главы городского округа город Рыбинск (полномочие из Устава города)
Таким образом возможен внутренний перевод внутри одной организации без расторжения трудовых отношений и возникновения новых.
У моих коллег отличное от моего мнение:
Согласно положениям части 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). 3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
- для заместителя директора департамента представителем нанимателя (работодателем) является директор департамента финансов (полномочие из положения о департаменте финансов);.
- для директора департамента представителем нанимателя (работодателем) является глава города (полномочие из Устава города)
Таким образом перевод возможен только через расторжение трудовых отношений и возникновения новых.
Поэтому и ищу "третье лицо" в возникшем споре.