Всем доброго дня! Заранее спасибо всем тем, кто хотя бы прочитает, вообщем такая ситуация.
Предистория
1) Гр.Иванов продает ООО «Ромашка» объект недвижимости. Договором предусмотрена отсрочка платежа, в следствии чего объект обременяется ипотекой. Через месяц Иванов и директор/ед.участник ООО (Петров) подают заявление на прекращение ипотеки.
2) Через 3-4 месяца ИФНС ликвидирует ООО, т.к. отсутствует хозяйственная деятельность, и Петров своим волевым решением распределяет недвижимость на себя.
3) Еще через месяц Петров приходит к Сидорову, берет у него заем и закладывает объект в обеспечение своих финансовых обязательств.
Сидоров, принимая в залог объект, предпринимает все действия по выяснению истории прихода Объекта Петрову. В частности, он видит всю цепочку переходов прав. Видит, что объект изначально был продан в адрес ООО, и была ипотека, которую потом прекратили. Петров утверждает, что ООО рассчиталось с Ивановым, но подтвердить не может, т.к. ООО ликвидировано, а с Ивановым контактов нет. Сидоров предполагает, что прекращение ипотеки было возможно только в одном случае – полный расчет, иначе Иванов, находясь в здравом уме, заявление на прекращение ипотеки не подписал.
Проходит время, Петров пропадает с горизонта событий, после чего Сидоров обращается в суд за взысканием долга и обращением взыскания на предмет ипотеки.
Вот тут начинается самое интересное.
На судебное заседание представитель Петрова приносит судебный акт, которым право собственности за Петровым прекращено и возвращено…. Иванову («поскольку за объект расчет не произведен, Петров, зарегистрировав объект за собой, неосновательно обогатился»). При чем Сидорова, как залогодержателя объекта, на заседание даже не приглашали. (суд даже запрос в Росреестр не делал). (для понимания – суды идут в двух соседних городах, т.к. залогодержатель и объект находятся в разных городах, суды тоже идут в разных райсудах)
Сидоров, возмущенный таким беспреде правосудием, пишет апелляцию и направляет ее в суд, принявший такое фееричное решение. Жалоба туда приходит, и все…. По прошествии месяца от Иванова поступает заявление о пересмотре дела по ВОО, где ВОО – это (о чудо!) наличие залогодержателя объекта, о котором никто не знал. Суд, потирая руки быстро рассматривает данное заявление, и – удовлетворяет (частная жалоба не спасла). К моменту нового рассмотрения дела в отношении Петрова инициируют процедуру банкротства и вводят реструктуризации догов. Соответственно это дело, как и иск Сидорова о взыскании задолженности и обращении взыскания на предмет ипотеки оставляют без рассмотрения. Но это еще не все….
Иванов пишет заявление на Петрова по факту мошенничества. Обстоятельства, которые изложены выше, легли в основу уголовного дела. В течении трех месяцев провели предварительное следствие и утвердили обвинительный приговор в отношении Петрова по ч.4 ст.159 УК РФ! В рамках уголовного дела выясняется, что Иванов и Петров действительно сняли ипотеку без полного расчета, т.к. они планировали взять кредит на ООО, однако его не вовремя ликвидировали.
Сейчас уголовное дело уже в суде, а в арбитраже будет рассматриваться заявление Сидорова о включении его в реестр залоговым кредитором.
Цель Иванова вполне ясна – для того, чтобы вернуть объект обратно, при чем не обремененный ипотекой, ему нужен обвинительный приговор в отношении Петрова.
У Сидорова (на мой взгляд) единственный вариант – защищать свой залог по линии добросовестного залогодержателя (п.2 ст.335 ГК) Однако именно п.2 ст.335 ГК содержит такую формулировку:
«Правила, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, не применяются, если вещь, переданная в залог, была утеряна до этого собственником или лицом, которому вещь была передана собственником во владение, либо была похищена у того или другого, либо выбыла из их владения иным путем помимо их воли.»
Соответственно, необходимо наступления одного из вышеуказанных событий:
1. была утеряна до этого собственником или лицом, которому вещь была передана собственником во владение
2. была похищена у того или другого
3. выбыла из их владения иным путем помимо их воли
Первый пункт не подходит. Третий пункт тоже проблематичный, т.к. Иванов, подписав заявление о прекращении ипотеки, позволил Петрову распоряжаться объектом. Остается второй – хищение, для чего нужен обвинительный приговор.
PS Скажу сразу, что выкладка полной правовой позиции, со ссылками на нормы права, равно как и судебные акты - тут на начальном этапе кажется бессмысленной, т.к. сообщение получится очень большим, а в процессе общения (если кого заинтересует) свои мысли (судебные акты) буду выкладывать.
PPS Я со стороны Сидорова (залогодержателя)