Здравствуйте,
История вопроса:
У гр. А с 2008 года открыт пополняемый вклад в ОАО Сбербанк на сумму 200 тыс. руб. Вклад пополнялся и к 2014 году на вкладе было уже около 500 тыс. руб.
Примерно в 2012 году гр. А получил в ОАО Сбербанк пластиковую дебетную карту в рамках зарплатного проекта своего работодателя. При оформлении этого пластика гр. А на его тел. номер был подключен "Мобильный банк".
В мае 2015 года телефонные лохотронщики под видом службы безопасности банка разыграли представление. Сначала лохотронщиками по телефонному звонку в службу подержки банка была заблокирована пластиковая карта, о чем гр. А получил СМС сообщение. Через несколько минут после сообщения на мобильный телефон позвонили и под видом работников службы безопасности банка вступили с гр. А в контакт. В процессе разговора через сайт банка лохотронщики подключили сервис "Сбербанк онлайн". Гр. А полученный по СМС пароль продиктовал мошенникам. Затем мошенники под предлогом тестирования настроек создали шаблон на перевод 10 руб. с пластиковой карты гр. А на свою пластиковую карту, гр. А сказал им СМС пароль для подтверждения создания шаблона. Потом они самостоятельно отключили "Мобильный банк", чтобы СМС больше не приходили на телефон жертвы.
Посредством Сбербанк-онлайн мошенники "расторгли" договор вклада гр. А с переводом полученных средств на карту гр. А. Далее средства с карты гр. А были благополучно переведены через ранее созданный шаблон на карту мошенников.
Кто пользовался "Сбербанком онлайн" знает, что перевод от 100 тыс. рублей невозможен без голосового подтверждения, а там необходимо помимо ФИО, адреса регистрации назвать "кодовое слово". Несмотря на то, что "кодовое слово" гр. А не называл мошенникам, им удалось убедить банк провести перевод без этого кодового слова.
Дальше была полиция и служба безопасности банка.
Естественно копы мошенников не нашли, добровольно банк деньги возвращать отказывается даже несмотря на то, что операция по списанию средств была санкционирована им без соблюдения процедуры санкционирования операций на сумму свыше 100 тыс. рублей. К сожалению не удалось найти в документах Сбербанка указаний на то, что такая процедура вообще существует. Но такая процедура точно есть. Те, кто активно пользуется приложением "Сбербанк онлайн" на телефоне наверняка видели соответствующее предупреждение при попытке оплаты или перевода денег.
В Сбербанке есть особый документ, который называется "Условия банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" (УДБО), на него есть ссылка в любом другом договоре банка, в том числе в договоре вклада. Сам договор вклада "пустой" - не содержит никаких условий кроме ссылки на УДБО.
УДБО можно скачать с сайта банка, но только актуальную версию (прилагается), редакцию на определенную дату скачать с оф. сайта невозможно. Мне удалось найти УДБО с архивной версии сайта от 11.11.2011 это самая старая версия из тех, что удалось найти (прилагается).
Условия, касающиеся вкладов, изложены в приложении 2 к УДБО
Условия, касающиеся использования дистанционных каналов обслуживания ("Мобильный банк", "Сбербанк онлайн"), изложены в приложении 4 к УДБО
Пункт 3.14 приложения 2 к УДБО.
3.14 Операции по вкладу выполняются по предъявлении Клиентом, представителем Клиента, или третьим лицом, совершающим операцию в пользу Клиента, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением проведения банковских операций по вкладам через удаленные каналы обслуживания).
3.6 Через систему «Сбербанк ОнЛ@йн» предоставляются следующие услуги:
3.6.2 по вкладам:- информационные услуги по вкладам, счетам: предоставление выписки по счету, информации о текущем размере остатка на счете, о максимальном размере суммы, которую можно снять со счета по вкладу без нарушения условия договора, отчета об исполнении длительных поручений по вкладу, счету;- перевод (перечисление) со вклада/счета на вклад/счет, со вклада/счета на Счет Карты Клиента, в том числе, с конверсией (счета в разных валютах);- перевод (перечисление) со вклада/счета на счет, открытый в другом филиале Банка (Операционном управлении Банка) или другой кредитной организации;- платежи в адрес организаций; погашение кредита с вклада, счета Клиента;- возможность оформления поручения на периодическое перечисление денежных средств со вклада, счета Клиента на другие счета Клиента или на счета иных физических лиц;- иные услуги;
Вот что написано в приложении 2 к УДБО:
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН2.1 Клиент имеет право:2.1.1 независимо от времени, прошедшего со дня открытия счета по вкладу, по первому требованию получить вклад вместе с процентами, начисленными в соответствии с условиями Договора вклада;2.1.2 распоряжаться вкладом лично и через представителя;2.1.3 завещать вклад любому лицу;2.1.4 вносить дополнительные взносы во вклад в случае, если это предусмотрено «Условиями по размещению денежных средств во вклад». Дополнительные взносы во вклад с момента зачисления на счет вклада увеличивают сумму вклада.2.1.5 совершать по вкладу расходные операции в случае если это предусмотрено «Условиями по размещению денежных средств во вклад», с учетом размера остатка денежных средств во вкладе (неснижаемый остаток), если он предусмотрен «Условиями по размещению денежных средств во вклад».2.1.6 получать проценты по вкладу (в полной сумме или частично);2.1.7 дать поручение Банку на перечисление процентов, выплачиваемых в соответствии с Договором вклада (за исключением вкладов «Универсальный Сбербанка России», «Пенсионный-плюс Сбербанка России», «До востребования Сбербанка России») на другой счет по вкладу, условиями которого предусмотрено внесение дополнительных взносов, или на счет банковской карты, открытые в Банке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.2.1.8 по вкладу «Мультивалютный Сбербанка России» осуществлять конверсионные операции между счетами вклада в пределах суммы, превышающей размер неснижаемого остатка (минимального неснижаемого остатка) по каждому счету. Конверсия производится по курсу Банка, действующему на момент проведения операции.2.4 Банк обязуется:2.4.1 возвратить по первому требованию Клиента внесенные во вклад денежные средства вместе с процентами, начисленными в соответствии с условиями Договора вклада.2.4.2 начислять по вкладу доход в виде процентов;2.4.3 хранить тайну вклада и предоставлять сведения по нему только в случаях, предусмотренных законом.
ПРОЕКТ ИСКА К ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ" О ВЗЫСКАНИИ СРЕДСТВ ВКЛАДА
Договор банковского вклада был расторгнут банком с нарушением ст. 836 и 452 ГК РФ, согласно которым договор банковского вклада заключается и расторгается в письменной форме, если иное не вытекает из НПА, договора или обычаев делового оборота. Возможности расторжения договора вклада по требованию вкладчика, направленному через каналы удаленного обслуживания не предусмотрено договором вклада (со всеми приложениями). Поэтому договор вклада мог быть расторгнут только в письменной форме.
На основании изложенного прошу:
Взыскать с ОАО Сбербанк в пользу гр. А сумму вклада и проценты по нему в размере 534 тыс. рублей
Коллеги, как вы думаете, есть ли смысл в иске упоминать подробности, касающиеся технических тонкостей работы "Сбербанк онлайн" и "Мобильный банк", или следует ограничится ГК РФ и условиями договора вклада на 2 листах?
Прошу поделиться опытом.