Коллеги, вопрос по лизинговым отношениям.
Между лизинговой компанией (ЛК) и банком заключен кредитный договор. В обеспечение своих обязательств перед банком, ЛК передала ему в залог ряд предметов лизинга.
Лизингополучатели выполнили свои обязательства по договорам лизинга и настаивают на выкупе заложенных предметов лизинга.
Согласно ч. 2 ст. 346 ГК РФ, залогодатель не вправе отчуждать предмет залога без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога. Следовательно, для реализации предмета лизинга ЛК должна получить соответствующее согласие банка-залогодержателя.
Реализация предмета лизинга без согласия банка будет являться основанием для привлечения руководителя ЛК к уг. ответственности по ст. 159.1 УК РФ.
Но вместе с тем нужно учитывать п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17:
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 352 ГК РФ залог предмета лизинга, фактически переданного лизингополучателю, осуществляется в совокупности с правами лизингодателя и прекращается при исчерпании этих прав выкупом лизингополучателем предмета лизинга в соответствии с условиями договора лизинга.
Надлежащее исполнение лизингополучателем обязательств по уплате всех лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, означает прекращение договора лизинга в связи с надлежащим исполнением его сторонами своих обязательств (статья 408 ГК РФ), вследствие чего залог предмета лизинга прекращается применительно к пункту 2 статьи 354 ГК РФ, при этом положения статьи 353 ГК РФ к отношениям сторон применению не подлежат.
Если же залогодержатель докажет, что он не знал и не должен был знать о том, что предмет залога является предметом лизинга либо будет передан в лизинг, то к отношениям залогодержателя, залогодателя и лизингополучателя подлежат применению положения ГК РФ о залоге имущества без учета особенностей залога предмета лизинга, указанных в этом пункте.
Из чего следует, что исполнение лизингополучателем всех обязательств по договору лизинга влечет за собой прекращение залога... Но при этом в договоре залога должно быть условие о том, что заложенное им-во является предметом лизинговых договоров (с указанием их идентифицирующих данных и сроков погашения)...
Таким образом можно сделать вывод:
1. Если договор залога не содержит условие о том, что заложенное имущество является предметом договора лизинга, то реализация предметов лизинга без согласия банка будет являться нарушением ч. 2 ст. 346 ГК РФ и основанием для привлечения рук-ля ЛК к ответственности по ст. 1591 УК РФ.
2. Если договор залога содержит указанное условие, то никаких нарушений со стороны ЛК не будет и предметы лизинга могут быть реализованы без согласия банка.
Правильно ли я рассуждаю?