Перейти к содержимому






woo-doo

Регистрация: 21 Jul 2006
Offline Активность: 10 Dec 2024 19:45
-----

Мои темы

К слову, о качестве судебных актов

27 January 2024 - 20:36

Уважаемые коллеги, не могу не поделиться с вами качеством отправления судопроизводства. Давно на уровне Москвы не читал такого судебного акта с наслаждением. Посему, решил поделиться с вами. Вдруг будет полезным.

https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/bff9ac6a-31f2-48bb-8669-0d83057af030/0a27e7b4-d1f5-460c-9a41-7e2444d08ab0/A40-201887-2023_20231222_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True

Сейчас подана апелляционная жалоба, но не суть. Само качество судебного акта вызывает восхищение.


Расширительное толкование 44-ФЗ АС МО

30 May 2019 - 11:26

Кроме, как дичью, такую позицию я назвать не могу. Понятно, что здесь напрямую завязан публичный элемент, но когда применяешь санкции, делать это надо в строгом соответствии с законом, и уж, тем более, когда речь идет о санкциях, то случаи их применения расширительному толкованию не подлежат. Надеюсь, ВС РФ поправит нижестоящие суды. Итак, поехали.

 

Госконтракт предусматривал следующее условие:
"12.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует в части поставки в течение 60 календарных дней по заявке заказчика.
12.2.  Истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта."
 
Заказчик отказался от контракта после истечения срока его действия.
ФАС включил исполнителя в РНП.
 
Исполнитель признал отказ незаконным, т.к. подтверждено, что нельзя отказаться от контракта, прекратившего действие.
Решение засилила апелляция (постановление от 13.02.2019).
 
При этом исполнитель также обратился в суд с оспариванием решения УФАС о включении в РНП
И вот в этом ему отказали.
Правомерность включения в РНП подтвердил АС МО в постановлении от 10.04.2019
 
Что пишет АС МО:
Закон о контрактной системе закупок устанавливает специальный порядок расторжения государственного контракта, определенный ст. 95 Закона о контрактной системе закупок и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (ч. 1 ст. 12 названного закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом, положения ст. 95 Закона о контрактной системе ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (ч. 14 ст. 95 названного закона).
При предложенном же заявителем правовом подходе о недопустимости применения мер ответственности в случае неисполнения государственного контракта с истекшим сроком действия, положения приведенных норм права утрачивают свое действие в случае скоротечного исполнения контракта, поскольку заказчик окажется не в состоянии осуществить его расторжение с предоставлением участнику всех процессуальных гарантий защиты, предусмотренных ст. 95 Закона о контрактной системе закупок.
При этом, положения Контракта о прекращении обязательств по Контракту при истечении срока его действия об обратном не свидетельствуют, поскольку касаются лишь вопросов гражданско-правового характера, связанных с актуальностью поставки требуемого заказчиком товара после истечения срока действия Контракта, но не освобождают его стороны от публично-правовой ответственности за допущенное нарушение своих публичных обязательств (обязательств по поставке товара надлежащего качества).
Таким образом, применительно к Закону о закупках в контексте одностороннего расторжения контракта речь идет о возможности применения к участнику мер публично-правовой ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту и тем самым, срыва государственного заказа и неэффективного расходования бюджетных средств, но не о расторжении заказчиком контракта как об отказе им от неисполняемых обязательств со стороны его контрагента в контексте гражданского законодательства Российской Федерации. В этой связи в соответствии с положениями Закона о контрактной системе закупок допустимо расторжение государственного контракта, по которому на момент принятия заказчиком соответствующего решения не исполнены обязательства со стороны участника закупки, вне зависимости от срока действия контракта.
Обратное приведет к исключению рассчитанных на быстрое исполнение контрактов из сферы действия ст. 95 Закона о контрактной системе закупок, что не соответствует конституционно закрепленному принципу всеобщего равенства перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), а также балансу частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П) и стабильности публичных правоотношений.

Последствия расторжения договора

12 April 2019 - 17:44

Добрый день, уважаемые коллеги!

К Вашему вниманию предлагаю рассмотреть кейс по последствиям, связанных с расторжением договора по причине его существенного нарушения одной из сторон.

Предположим, между сторонами заключен договор. Договор стороной А исполнен, на стороне Б возникла задолженность. В какой-то момент сторона Б решила инициировать процедуру расторжения со ссылкой на его существенное нарушение со стороны А (в качестве примера возьмем скрытый недостаток) в судебном порядке. Суд удовлетворяет требование, договор расторгает. Далее сторона Б заявляет, что исполненное до даты расторжения, оплачивать не собирается, поскольку результат имел существенные недостатки. Все бы ничего, но вот все это время, несмотря на такой недостаток, в результате использования результата работы А, Б извлекало доход. Тем самым, КМК, Б вполне себе со ссылкой на п. 5 ПВАС № 35 от 06.06.2014 г. вправе претендовать на всю сумму доходов, полученную А в результате использования такого результата. Или я неправильно толкую позицию ВАСи?


Вне зависимости от основания для расторжения договора сторона, обязанная вернуть имущество, возмещает другой стороне все выгоды, которые были извлечены первой стороной в связи с использованием, потреблением или переработкой данного имущества, за вычетом понесенных ею необходимых расходов на его содержание. В частности, если возвращается имущество, бывшее в использовании, подлежит возмещению износ данного имущества, определяемый расчетным путем, при этом заинтересованное лицо может доказать, что фактический износ превышал расчетный ввиду чрезмерного использования, которому подвергалось имущество. Если возвращаются денежные средства, подлежат уплате проценты на основании статьи 395 ГК РФ с даты получения возвращаемой суммы другой стороной (ответчиком).

Урегулирование разногласий в судебном порядке

26 September 2018 - 14:49

Добрый день, уважаемые коллеги!

Кейс не тривиальный, но хотелось бы услышать Ваше мнение.

Суть проста - госзаказчик по своим личным соображениям (назовем это утратой интереса) предлагает нам расторгнуть контракт по соглашению. Мы, вроде как, и не против, но разумно в ответ предлагаем ему возместить нам понесенные на дату расторжения контракта расходы. Тот по понятным причинам отказывается признавать какие-либо расходы и предлагает разрешить этот вопрос в судебном порядке (никаких мировых, поскольку это также предполагает его волеизъявление по признанию сумм). И тут, внимание, вопрос - можем ли мы обратиться в суд за разрешением разногласия в части распределения расходов.

Мое, ИМХО, вроде как и роль суда этому должна способствовать, и, несмотря на отсутствие такого способа защиты права, можно по аналогии закона это сделать (ст. 446 ГК РФ), и воля сторон присутствует (передать на разрешение суда указанное условие), но меня смущает отсутствие какой-либо судебной практики по данному вопросу. Вы что думаете по этому поводу?

Спасибо!


Коллизия или моя фантазия?

15 June 2017 - 20:22

Ст. 768 ГК РФ, к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Ч. 1 ст. 2 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Ну и если все таки коллизия, то применяется 44-ФЗ, поскольку:

а) в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон;

б) независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.