Хотим освободить себя от
По использованию автотранспортных средств
1. Путевые листы1.1. Обязанность применения путевых листов установлена в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, вместе с тем, в ст. 1 указанного закона установлено, что закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
2. Медицинский осмотр
1.2. Таким образом, если эксплуатация транспортного средства организации не связана с оказанием услуг автомобильным транспортом (см. гл. 40 ГК РФ), обязанности по оформлению и использованию путевых листов не возникает.
1.3. Обязанность предъявления иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки путевой лист также установлена пунктом 2.1.1 ПДД РФ (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2011), однако такая обязанность закреплена только для "установленных случаев", и не распространяется по указанным выше соображениям на эксплуатацию т.с., не связанную с оказанием услуг автомобильным транспортом.
1.4. Отдельно стоят вопросы по учету и принятию к затратам стоимости ГСМ, израсходованных при эксплуатации транспорта, а также учета рабочего времени водителя такого транспортного средства, которые в настоящем заключении не рассматриваются.2.1. Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра предусмотрена ст. 20 Федерального закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Такая обязанность закреплена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
2.2. Вместе с тем, в законодательстве не закреплено понятие "рейса" применительно к автомобильному транспорту, что позволяет организации не возлагать на себя дополнительную обязанность по проведению "предрейсового осмотра" водителей.
2.3. Ответственность за непрохождение предрейсового осмотра законодательством установлена только применительно к нарушению лицензионных требований для лицензируемых видов деятельности (ст. 14.1 КоАП). Отдельно предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП), однако такая ответственность распространяется на случаи управления т.с. без водительского удостоверения, страхового полиса, или же в состоянии опьянения.
2.4. Кроме того, отсутствие "предрейсового осмотра" может быть рассмотрено инспекцией по труду, как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП). Однако, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н закрепляет такую обязанность в виде медицинского освидетельствования 1 раз в 2 года, поэтому такие претензии контролирующего органа могут быть оспорены.
2.5. Указанные пробелы в законе позволяют, по нашему мнению, использовать транспортное средство, без прохождения водителем "предрейсового осмотра".