Готовлюсь сейчас направлять в суд один иск. Однако меня терзают смутные сомнения относительно соблюдения обязательного досудебного порядка.
Фабула дела.
Поставлена продукция. При эксплуатации выявлены дефекты. Согласно договору если обнаруженные дефекты буду признаны покупателем неустранимыми (что и было сделано), то покупатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. В этом случае поставщик в течение 15 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления покупателя обязуется возвратить покупателю уплаченные им денежные средства за оплаченную и поставленную продукцию.
Покупатель направил поставщику соответствующее уведомление о расторжении договора и необходимости вернуть денежные средства за поставленную продукцию.
В дальнейшем хочу направить в суд иск о взыскании с поставщика этих денежных средств.
Согласно договору стороны при урегулировании разногласий используют претензионный порядок.
Смутные сомнения как раз касаются этого уведомления покупателя, которое он направил поставщику. Обоснованно ли считать направление такого уведомления соблюдением обязательного претензионного порядка?
Почва для сомнений.
Основания для сомнений дают размышления о сущности претензионного порядка. Очевидным (для меня) является то, что претензионный порядок имеет отношение к разрешению спора. То есть конфликту сторон правоотношения относительно того, является ли обязательство исполненным надлежащим образом. Обязательство возникнет на основании какого-либо юридического факта, просуществует какое-то время и по истечении этого времени стороны либо придут к согласию либо возникнет спор. Этот спор согласно договору нужно будет сначала попытаться разрешить в досудебном порядке. А при безрезультатности досудебного обращаться к судебному порядку. Таким образом, направляя претензию, одна из сторон заявляет о том, что обязательство не исполнено надлежащим образом.
Вернемся к моему уведомлению. Если говорить о принуждении поставщика к исполнению обязательства возвратить денежные средства, то можно ли считать мое уведомление «претензией»? Ведь направляя его, я заявлял о ненадлежащем исполнении обязательства в части качества продукции. А если говорить об обязательстве возвратить денежные средства, то мое уведомление видится мне лишь основанием для возникновения этого обязательства. Когда я направлял свое уведомление спора об исполнении обязательства возвратить денежные средства между поставщиком и покупателем не было. Этот спор возник только тогда, когда истек срок исполнения этого обязательства. И к этому спору следует применить тот самый претензионный порядок.
С другой стороны возможно я излишне усложняю ситуацию и мое уведомление вполне себе является реализацией обязательного досудебного порядка?
Буду очень благодарен за ваши мнения по этому вопросу.


