Доброго всем.
В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и статьи 22.2 Федерального закона от 30.11.1995 №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" эксплуатирующая организация (судовладелец, бункеровочная компания и т.п., имеющая План ЛАРН) при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
2. К какому виду следует отнести такие договора?
Есть сомнения в отношении квалификации вида такого договора, но, по сути, к опционным.
Согласно предмета договоров аварийно-спасательной готовности к реагированию и ликвидации чрезвычайны ситуаций, заключаемых эксплуатирующими организациями с АСС(Ф), последние обязуются оказать услуги по готовности, локализации и последующей ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) в случае их возникновения, при этом на заказчика возлагается обязанность оплатить такие оказанные услуги отдельно по результату завершения ЛРН.
Таким образом, из существа обязательств, вытекающих из договоров следует, что заказчик оплачивает не оказанные услуги аварийно-спасательной службы (формирования), а только готовность оказания услуги.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ определено, что согласно договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исходя из того, что по договору фактическое оказание услуг отсутствует (заказчик не получает какого-либо результата услуги и материальной выгоды), то, по своей сути, такой договор можно квалифицировать как «договор о намерениях», «предварительный договор» или «опционый договор», при чем последний (ст. 429.3 ГК РФ) наиболее отражает правоотношения сторон: при наступлении разлива нефтепродуктов, то есть определенного договором обстоятельства, бункеровочная компания вправе требовать от АСС(Ф) по выполнению услуг и работ по ликвидации разлива, и именно за право (а не услуги) уплачивается денежная сумма, предусмотренная таким договором.
Абонентский договор (с оплатой заказчиком абонентской платы) в данном случае не может присутствовать по той причине, что заказчик не имеет возможности требовать от исполнителя предоставления услуг в рамках договора в счет абонентской оплаты.
3. Должен ли исчисляться НДС с оплаты по таким договорам.
Мое мнение, не должен.
Оплата за готовность оказать услуги согласно положений Налогового кодекса РФ не является объектом налогообложения НДС.
Согласно пункту 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» при применении указанного положения судам надлежит учитывать определения понятий «товары», «работы», «услуги», «реализация товаров (работ, услуг)», данные в пунктах 3, 4, 5 статьи 38 и в пункте 1 статьи 39 Кодекса, если иное содержание этих понятий не предусмотрено положениями главы 21 НК РФ.
Пунктом 5 статьи 38 НК РФ определено, что под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В главе 21 НК РФ также отсутствуют положения указывающие на то, что «готовность оказания услуг» приравнено к реализации услуг.
Таким образом, АСС(Ф), выставляя заказчикам оплату, типа, услуг готовности с 18%НДС, фактически незаконно возлагают на них исполнение налогового обязательства, что опять же ведет к удорожанию платы «за готовность оказания услуг» еще на 18 процентов.
Хотелось бы выслушать мнение форумчан.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал olys: 21 December 2015 - 21:07



