1. Основываясь на Конституции РФ 1993 года Россия начала строить два различных государства: правовое и социальное.
Эти два государства отличаются своей идеологией, целями, особенностями управления и пределами для собственного роста.
2. Фундаментальным принципом правового государства является формальное (правовое) равенство, а из этого принципа следует незаданность результатов, в том числе, материальных результатов использования людьми их формальных прав.
Основным принципом социального государства является отрицание государства правового и корректировка результатов осуществления принципа формального равенства.
Итак: два противоборствующих государства в одном.
3. У правового государства цели как таковые отсутствуют, если не считать целями принципы права и необходимость исполнения чиновниками следующих из этих принципов позитивных обязываний. Это демократически-бюрократическое государство.
Деятельность социального государства направлена на достижение определенных целей, что предпоалагает свободу государства для выбора подходящих средств. Занятые в таком государстве не исполняют обязывания, а используют предоставленные ими права. Это государство-предприниматель.
4. Управление правовым государством, как правило, не требует высококвалифицированных и творческих работников. Общий объем осуществляемой им активности относительно мал и логически сводится к набору базовых принципов. Управление государством здесь - проверка исполнения бюрократических правил.
Управление социальным государством предполагает использование предоставленных чиновникам прав для достижения поставленных целей. Это требует вовлечения экспертов, специальные знания которых способны указать на то, какие средства могут помочь достижению поставленных целей, или какие результаты станут последствием применением тех или иных мер. Для обеспечения контроля за вовлеченным в государственное предпринимательство чиновниками и экспертами социальное государство использует технологии управления, являющиеся модификацией тех технологий, которые применяются не-государственными предпринимателями, в частности, делегирование полномочий и ответственности нижестоящим уровням для достижения определенных результатов. Причем, в силу объективных потребностей управления в социальном государстве, как и в частном секторе, существует тенденции к формулированию результата в форме единственного показателя (аналога прибыли – «народнохозяйственного эффекта», «повышения общественного благосостояния», «стимулированию технического или экономического прогресса»).
5. Правовое государство ограничено - объем его активности сводится к защите "основных прав человека и гражданина" в терминах Конституции.
Социальное государство пределов не имеет - ведь единственным принципом является отрицание принципа правового государства. В частности, список социальных гарантий в ст. 7 Конституции является открытым ("... и иные гарантии социальной защиты").
6. Специфическим следствием социального государства является сдвиг от бюрократии к эксперто-кратии: переход от "произвольных" политических решений к "научно-обоснованным". В силу доминирования государства экспертный рынок по большей части можно считать национализированной отраслью, ориентирующейся на удовлетворение потребностей одного заказчика.
7. Строительство двух исключающих друг друга государств ведется во всех ветвях власти. (Правда, исполнительаня власть - никакая не власть, а просто Аппарат, Администрация). С одной стороны, ситуация порождает конфликт интересов - нельзя одновременно работать по двум взаимно противоречащим программам. С другой стороны, исключает возможность реально справшивать с чиновника - провал на одном направлении пожно оправдать необходимостью решения ряда задач по второму направлению. (Это аналог революции менеджеров с социальной ответственностью и "тройным балансом": по социальным, экологическим и экономическим показателям).
На указанное противоречие накладываются противоречия производные - сфера применения логики социального и правового государства четко не разведена, что приводит к дефектному функционированию обоих государств.
С одной стороны, существует тенденция к формулированию наборов результатов для оценки правоприменительной деятельности Администрации, например, в части сбора штрафов или удовлетворения ходатайств. Вполне очевидно, что такая квазисудебная деятельность в правовом государстве имеет только один критерий - вынесение справедливых решений, что может вылиться в самые разные суммы шатрафов и самое разное количество удовлетворенных ходатайств.
С другой стороны, лица, управляющие государственным предпринимательством, в значительной степени ограничены в своих действиях (определении сферы деятельности, структуре управления вверенным ведомством, найме персонала и т.д.). Хотя, конечно же, чем в большей мере чиновник социального государства выполняет указания, тем в меньшей степени он может отвечать за результат.
8. Задача-минимум в административной реформе - признать наличие двух государств и исключить смешение логики деятельности этих государств.
Задача - максимум - ликвидация государства социального при развитии институтов государства правового.
|
|
||
|
|
||
vnovikov
Регистрация: 17 Jan 2005Offline Активность: 17 Apr 2006 23:10



Публикации
Не указал
