Перейти к содержимому


Patashov AG

Регистрация: 10 Nov 2018
Offline Активность: 15 Feb 2019 20:53
-----

Мои сообщения

В теме: Налогообложение компенсации за нарушение авторского права

07 February 2019 - 13:42

Для иностранных организаций, у которых нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качества "постоянного представительства", компенсация за незаконное использование объектов авторского права также является налогооблагаемым доходом. Налог в этом случае взимается посредством удержания его налоговым агентом – российской организацией, выплачивающей доход. 
 
 
 
Определение СКЭС ВС РФ № 309-КГ18-6366 от 07 сентября 2018 годапо делу №А50-16961/2017 
 
"На основании пункта 3 статьи 247 Налогового кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса. Налог в этом случае согласно подпункту 1.1 статьи 309, пункту 1 статьи 310 Налогового кодекса взимается посредством удержания его налоговым агентом – российской организацией, выплачивающей доход
 
Из взаимосвязанных положений абзаца первого и подпункта 10 пункта 1 статьи 309 /*"иные аналогичные доходы"*/ Налогового кодекса следует, что перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым, однако территория Российской Федерации должна выступать местом возникновения экономической выгоды (дохода). 
 
Одновременно, пункт 2 статьи 309 Налогового кодекса предусматривает исключение из состава налогооблагаемых доходов тех поступлений, которые получены иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса (доходы от реализации акций (долей) организаций и доходы от реализации недвижимого имущества), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации." 
 
 
 
 
 
Компенсация за незаконное использование объектов авторского права отсутствует в указанном в пункте 2 статьи 309 Налогового кодекса перечне исключений из состава налогооблагаемых доходов
 
Вместе с тем, перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым, указанная компенсация является экономической выгодой (а согласно п.1 ст. 41 НК РФ экономическая выгода – это доход), указанная компенсация по своей природе является штрафной санкцией (см Постановление КС РФ от 13.12.2016 № 28-П КС РФ) и является налогооблагаемым внереализационным доходом (см процитированное выше Постановление АС Волго-Вятского округа от 01 ноября 2017 года по делу № А11-5997/2016), не связанным с предпринимательской деятельностью («пассивный» вид доходов). 
 
 
В силу изложенного, компенсация за незаконное использование объектов авторского права является налогооблагаемым доходом при её выплате в пользу иностранной организации, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве «постоянного представительства». 
 
 
В этом случае, согласно выше процитированного Определения СКЭС ВС РФ, налог взимается посредством удержания его налоговым агентом – российской организацией, выплачивающей доход (т.е. ответчиком). 
 
 
 
 
Пункт 14 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденном Президиумом ВС РФ 12 июля 2017 года : 
 
 
"14. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом. 
... 
В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога ИЗ доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов." 
 
 
 
 
 
 
Любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога — независимо от ее причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) — это ущерб государству, виновное бездействие и опасность для государства 
 
 
См об этом в пункте 2 абз.3 предложение 2, пункте 3 абз. 3 и абз. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 06.02.2018 N 6-П: 
 
"Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного казной вследствие несвоевременного внесения налога, ... 
 
Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению налогов в бюджет установлена статьей 123 Налогового кодекса ... любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога - независимо от ее длительности и причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) - влечет взимание штрафа в размере 20 процентов от суммы задолженности к установленному законом сроку для перечисления налога. 
 
Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства, 
 
 
уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц(налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода." 
 
 
 
 
 
 
Судебные акты подлежат отмене в случае, если не исследованы обязанности налогового агента по удержанию налогов . 
 
 
См об этом Постановление Президиума ВАС РФ № 1041/99 от 11.04.2000 О неисследованности вопросов о наличии обязанности по уплате налогов (Вестник ВАС РФ. 2000. № 7) : 
 
 
"... в случае, когда деятельность в Российской Федерации осуществляется иностранными юридическими лицами не через представительства либо они не состоят на налоговом учете, удержание и перечисление налогов в бюджет осуществляет налоговый агент-источник выплат. 
 
... не исследованы вопросы, связанные с наличием обязанности у иностранных юридических лиц по уплате налогов на территории Российской Федерации и соответственно обязанности налогового агента по их удержанию с учетом международных обязательств. 
 
При таких обстоятельствах все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение." 
 
 
 
 

В теме: Налог на доходы иностранной организации (правовая позиция ФНС РФ)

19 November 2018 - 00:45

Судебная практика: ФНС РФ и российская организация заключили мировое соглашение
 
(в том числе и по вопросу неудержания налога на доходы иностранных организаций)
 
В свое время российская организация не удержала налог ИЗ доходов иностранной организации, не состоящей на учете в ФНС РФ в качестве постоянного представительства и не предоставившей документы об освобождении от налогообложения по СОИДН.
 
А после пришлось платить из своих средств...
 
 
см Кассационное Постановление АС Московскогоо округа от 25.03.2016 по делу № А40-25939/15:
 

"
III. На основании признанных сторонами обстоятельств, изложенных в пунктах I и II настоящего соглашения, скорректированный объем налоговых обязательств Общества в рассматриваемой по данному судебному делу части (помимо необжалуемых в рамках настоящего спора обязательств), составляет:
 
A) налог с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации в размере - 4 842 213 руб.
 
Б) штраф за неисполнение обязанности налогового агента, предусмотренный статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере - 968 443 руб.
 
В)пени за несвоевременное перечисление налога с доходов иностранных организации в размере - 705 752, 54 руб.
...
...
Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.
..."
 

 

 


В теме: Налог на доходы иностранной организации (правовая позиция ФНС РФ)

12 November 2018 - 23:09

Конечно было, спасибо за комментарий.
 
Хотел отметить, что там (в первом посте) по правовой позиции ФНС РФ  еще и вывод есть:
 
 

 

 
   Таким образом, при выплате иностранной организации, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного представительства", при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения для освобождения от удержания налога необходимо

 

 
1) предоставление подтверждения местонахождения (налогового резидентства),
 
2) документальное подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода,
 
3) произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода,
 
4) имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, вот дополнение по правовой позиции ФНС РФ к первому посту.

 

 

 

   Для избежания налоговых рисков согласно Приказа ФНС РФ необходимо документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации, а операции через посредников и расчеты через третьих лиц необходимо исключить.

 

 

см об этом пункт 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ :
 
   "При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
  ...
  - отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
 - отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  ...
  Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
  ...
  Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
 
  - контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
 
  - наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  ...
  Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
 
  - исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;".
 
 
 
-