Господа. Почитайте на сайте гос.думы:
www.duma.gov.ru/comlaw/job/speech_06-03-07.shtml
|
|
||
|
|
||
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Сообщения: vip1
Статистика
- Группа: Новенький
- Сообщений: 24
- Просмотров: 3139
- Возраст: Неизвестен
- День рождения: Неизвестен
-
Пол
Не указал
Мои сообщения
В теме: ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
27 May 2006 - 16:00
В теме: ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
26 March 2006 - 23:33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ, УГОЛОВНОМУ, АРБИТРАЖНОМУ И ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
103265, Москва, Георгиевский пер., д. 2 Тел. 2929210 Факс2927793 E-mail: clegitim@duma.gov.ru
18.01. 2006 г. № 3.3-30/19
Председателю
Координационного Совета
Союза представительных органов
местного самоуправления
муниципальных образований
РОССИЙСКОЙ Федерации
ДРОБОТОВУ А.Н.
445023, Самарская обл., г. Тольятти, Центральная площадь д. 4, Тольяттинская городская Дума
Уважаемый Александр Николаевич!
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение Координационного Совета Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований РФ (письмо от 2 декабря 2005 года № 2594) по вопросам, связанным с применением норм пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и приватизации жилых помещений в общежитиях.
По данным вопросам полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают, наряду с иными, условия для осуществления гражданами права на жилище и в эти целях используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В РОССИЙСКОЙ Федерации существуют различные виды и формы предоставления финансовой помощи (субсидий) гражданам на строительство или приобретение жилья. При этом такая помощь не подлежит возврату или
возмещению. Предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство или приобретение жилья является основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу.
На федеральном уровне, основания, условия и порядок предоставления указанных субсидий определены в Положении о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.
№ 937.
Соответственно пункт 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ в виде одного из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает случай получения ими в установленном законодательством порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Поэтому граждане, получившие названную субсидию, снимаются с учета в качестве нуждающихся по указанному основанию.
В части порядка реализации права граждан на приватизацию жилых помещений переданных в ведение органов местного самоуправления жилых домах, которые были построены по специальным типовым проектам (коридорной системы, секционной системы "холлов" и т.п.), использовались в качестве общежитий и ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, полагаем необходимым обратить внимание, что ЖК РФ не предусматривает специального порядка придания тем или иным домам какого-либо правового статуса: общежития, многоквартирного дома, дома системы социального обслуживания населения и др. Исходя из ЖК РФ конкретный дом является многоквартирным или общежитием не в силу того, что такой дом наделен соответствующим статусом решением какого-либо органа, а в связи с особенностями правового режима пользования жилыми помещениями, расположенными в таком доме. В частности, исходя из статей 92 и 94 ЖК РФ дом или часть дома является общежитием, если на все расположенные в указанном доме или части дома жилые помещения решением уполномоченного органа распространен установленный частью 3 статьи 92 ЖК РФ особый правовой режим специализированных жилых помещений с учетом определенного частью 1 статьи 94 ЖК РФ назначения таких помещений.
До введения в действие ЖК РФ дома регистрировались в качестве общежитий органами местного самоуправления на оснований пункта 4
Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328. Данное постановление принималось на основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР и в настоящее время, с учетом признания названного Кодекса утратившим силу и отсутствия требования ЖК РФ о необходимости принятия специального федерального закона по связанным с общежитиями вопросам, не подлежит применению.
Таким образом, с учетом действующего законодательства определенный дом или определенная часть дома может являться общежитием только при условии, если в установленном частью 2 статьи 92 ЖК РФ порядке жилые помещения в этом доме или этой части дома включены решением уполномоченного органа в специализированный жилищный фонд с одновременным их отнесением к указанному в пункте 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ виду. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании домам статуса общежитий либо регистрации домов в качестве общежитий не могут иметь правового значения в правоприменительной практике, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность принятия таких решений и соответственно не устанавливает их правовые последствия.
Необходимо также иметь в виду, что статья 7 Федерального закона
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исключила возможность распространения на указанные в данной статье жилые помещения особого правового режима специализированных жилых помещений. Такие помещения в силу закона уже входят в состав жилищного фонда социального использования (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть В отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма).
С учетом изложенного, достаточно очевидно, что дома, в которых расположены указанные жилые помещения, не являются общежитиями Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о включении таких жилых помещений в специализированный жилищный фонд не подлежат применению как противоречащие закону, и в частности, статье 7 названного Федерального закона и части 2 статьи 92 ЖК РФ.
Председатель Комитета П.В.Крашенинников
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ, УГОЛОВНОМУ, АРБИТРАЖНОМУ И ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
103265, Москва, Георгиевский пер., д. 2 Тел. 2929210 Факс2927793 E-mail: clegitim@duma.gov.ru
18.01. 2006 г. № 3.3-30/19
Председателю
Координационного Совета
Союза представительных органов
местного самоуправления
муниципальных образований
РОССИЙСКОЙ Федерации
ДРОБОТОВУ А.Н.
445023, Самарская обл., г. Тольятти, Центральная площадь д. 4, Тольяттинская городская Дума
Уважаемый Александр Николаевич!
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение Координационного Совета Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований РФ (письмо от 2 декабря 2005 года № 2594) по вопросам, связанным с применением норм пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и приватизации жилых помещений в общежитиях.
По данным вопросам полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают, наряду с иными, условия для осуществления гражданами права на жилище и в эти целях используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В РОССИЙСКОЙ Федерации существуют различные виды и формы предоставления финансовой помощи (субсидий) гражданам на строительство или приобретение жилья. При этом такая помощь не подлежит возврату или
возмещению. Предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на строительство или приобретение жилья является основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу.
На федеральном уровне, основания, условия и порядок предоставления указанных субсидий определены в Положении о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.
№ 937.
Соответственно пункт 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ в виде одного из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает случай получения ими в установленном законодательством порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Поэтому граждане, получившие названную субсидию, снимаются с учета в качестве нуждающихся по указанному основанию.
В части порядка реализации права граждан на приватизацию жилых помещений переданных в ведение органов местного самоуправления жилых домах, которые были построены по специальным типовым проектам (коридорной системы, секционной системы "холлов" и т.п.), использовались в качестве общежитий и ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, полагаем необходимым обратить внимание, что ЖК РФ не предусматривает специального порядка придания тем или иным домам какого-либо правового статуса: общежития, многоквартирного дома, дома системы социального обслуживания населения и др. Исходя из ЖК РФ конкретный дом является многоквартирным или общежитием не в силу того, что такой дом наделен соответствующим статусом решением какого-либо органа, а в связи с особенностями правового режима пользования жилыми помещениями, расположенными в таком доме. В частности, исходя из статей 92 и 94 ЖК РФ дом или часть дома является общежитием, если на все расположенные в указанном доме или части дома жилые помещения решением уполномоченного органа распространен установленный частью 3 статьи 92 ЖК РФ особый правовой режим специализированных жилых помещений с учетом определенного частью 1 статьи 94 ЖК РФ назначения таких помещений.
До введения в действие ЖК РФ дома регистрировались в качестве общежитий органами местного самоуправления на оснований пункта 4
Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328. Данное постановление принималось на основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР и в настоящее время, с учетом признания названного Кодекса утратившим силу и отсутствия требования ЖК РФ о необходимости принятия специального федерального закона по связанным с общежитиями вопросам, не подлежит применению.
Таким образом, с учетом действующего законодательства определенный дом или определенная часть дома может являться общежитием только при условии, если в установленном частью 2 статьи 92 ЖК РФ порядке жилые помещения в этом доме или этой части дома включены решением уполномоченного органа в специализированный жилищный фонд с одновременным их отнесением к указанному в пункте 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ виду. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании домам статуса общежитий либо регистрации домов в качестве общежитий не могут иметь правового значения в правоприменительной практике, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность принятия таких решений и соответственно не устанавливает их правовые последствия.
Необходимо также иметь в виду, что статья 7 Федерального закона
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исключила возможность распространения на указанные в данной статье жилые помещения особого правового режима специализированных жилых помещений. Такие помещения в силу закона уже входят в состав жилищного фонда социального использования (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть В отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма).
С учетом изложенного, достаточно очевидно, что дома, в которых расположены указанные жилые помещения, не являются общежитиями Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о включении таких жилых помещений в специализированный жилищный фонд не подлежат применению как противоречащие закону, и в частности, статье 7 названного Федерального закона и части 2 статьи 92 ЖК РФ.
Председатель Комитета П.В.Крашенинников
В теме: ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
26 March 2006 - 18:21
К вопросу о незаконном отказе гражданину в приватизации квартиры
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение по вопросу, связанному с незаконным отказом гражданину в приватизации квартиры. Как следует из приложенного к обращению письма уполномоченного органа данному гражданину отказано в приватизации на основании, что "в соответствии с действующим законодательством (ст. 12, Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") граждане, вселившиеся в жилые помещения на условиях социального найма после 1 марта 2005 года, не имеют оснований для приватизации занимаемых жилых помещений".
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит подобных оснований для отказа в приватизации квартир, предоставленных по договорам социального найма.
Во-первых, статья 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", послужившая в вышеуказанном случае правовым основанием для отказа в приватизации, непосредственно не регулирует отношения, возникающие по поводу приватизации, и соответственно не определяет оснований для отказа в приватизации, в том числе такое основание как невозможность приватизации жилых помещений гражданами, вселившимися в такие помещения на условиях социального найма после 1 марта 2005 года. В соответствии с данной статьей вносятся только изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая и устанавливает случаи, когда не допускается приватизация. Во-вторых, статья 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", с учетом внесенных в нее изменений, также не обуславливает возможность приватизации жилых помещений датой вселения граждан в такие помещения. В соответствии с данной статьей запрещается приватизация жилых помещений, именно предоставленных по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в главе 7 ("Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма") Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 57 которой такие помещения предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В рассматриваемом же случае жилое помещение соответствующему гражданину в вышеуказанном порядке не предоставлялось. Как следует из обращения и прилагающихся материалов, данный гражданин в это жилое помещение был вселен нанимателем такого помещения в качестве члена его семьи на основании статьи 70 главы 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, отказ такому гражданину в приватизации вышеуказанного жилого помещения по основанию, изложенному в письме уполномоченного органа, представляется незаконным.
Добавлено в [mergetime]1143375663[/mergetime]
Данные статьи находятся на сайте комитета государственной дума по законодательству и т.д. под руководством господина Крашенниникова. Кто автор, сказать не могу.
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение по вопросу, связанному с незаконным отказом гражданину в приватизации квартиры. Как следует из приложенного к обращению письма уполномоченного органа данному гражданину отказано в приватизации на основании, что "в соответствии с действующим законодательством (ст. 12, Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") граждане, вселившиеся в жилые помещения на условиях социального найма после 1 марта 2005 года, не имеют оснований для приватизации занимаемых жилых помещений".
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит подобных оснований для отказа в приватизации квартир, предоставленных по договорам социального найма.
Во-первых, статья 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", послужившая в вышеуказанном случае правовым основанием для отказа в приватизации, непосредственно не регулирует отношения, возникающие по поводу приватизации, и соответственно не определяет оснований для отказа в приватизации, в том числе такое основание как невозможность приватизации жилых помещений гражданами, вселившимися в такие помещения на условиях социального найма после 1 марта 2005 года. В соответствии с данной статьей вносятся только изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая и устанавливает случаи, когда не допускается приватизация. Во-вторых, статья 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", с учетом внесенных в нее изменений, также не обуславливает возможность приватизации жилых помещений датой вселения граждан в такие помещения. В соответствии с данной статьей запрещается приватизация жилых помещений, именно предоставленных по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в главе 7 ("Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма") Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 57 которой такие помещения предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В рассматриваемом же случае жилое помещение соответствующему гражданину в вышеуказанном порядке не предоставлялось. Как следует из обращения и прилагающихся материалов, данный гражданин в это жилое помещение был вселен нанимателем такого помещения в качестве члена его семьи на основании статьи 70 главы 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, отказ такому гражданину в приватизации вышеуказанного жилого помещения по основанию, изложенному в письме уполномоченного органа, представляется незаконным.
Добавлено в [mergetime]1143375663[/mergetime]
Данные статьи находятся на сайте комитета государственной дума по законодательству и т.д. под руководством господина Крашенниникова. Кто автор, сказать не могу.
В теме: ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
25 March 2006 - 00:53
К вопросу о приватизации общежитий
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение по поводу порядка реализации права граждан на приватизацию жилых помещений в переданных в ведение органов местного самоуправления жилых домах, которые в том числе были построены по специальным типовым проектам (коридорной системы, секционной системы "холлов" и т.п.), использовались в качестве общежитий и ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Как следует из указанного обращения граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, получают отказ в приватизации таких помещений со ссылкой на статью 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и на наличие ранее установленного в отношении домов, в которых расположены такие помещения, правового статуса общежитий.
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусматривает специального порядка придания тем или иным домам какого-либо правового статуса: общежития, многоквартирного дома, дома системы социального обслуживания населения и др. Исходя из ЖК РФ конкретный дом является многоквартирным или общежитием не в силу того, что такой дом наделен соответствующим статусом решением какого-либо органа, а в связи с особенностями правового режима пользования жилыми помещениями, расположенными в таком доме. В частности, исходя из статей 92 и 94 ЖК РФ дом или часть дома является общежитием, если на все расположенные в указанном доме или части дома жилые помещения решением уполномоченного органа распространен установленный частью 3 статьи 92 ЖК РФ особый правовой режим специализированных жилых помещений с учетом определенного частью 1 статьи 94 ЖК РФ назначения таких помещений. До введения в действие ЖК РФ дома регистрировались в качестве общежитий органами местного самоуправления на основании пункта 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328. Данное постановление принималось на основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР и в настоящее время, с учетом признания названного Кодекса утратившим силу и отсутствия требования ЖК РФ о необходимости принятия специального федерального закона по связанным с общежитиями вопросам, не подлежит применению.
Таким образом, с учетом действующего законодательства определенный дом или определенная часть дома может являться общежитием только при условии, если в установленном частью 2 статьи 92 ЖК РФ порядке жилые помещения в этом доме или этой части дома включены решением уполномоченного органа в специализированный жилищный фонд с одновременным их отнесением к указанному в пункте 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ виду. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании домам статуса общежитий либо регистрации домов в качестве общежитий не могут иметь правового значения в правоприменительной практике, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность принятия таких решений и соответственно не устанавливает их правовые последствия.
Необходимо также иметь в виду, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исключила возможность распространения на указанные в данной статье жилые помещения особого правового режима специализированных жилых помещений. Такие помещения в силу закона уже входят в состав жилищного фонда социального использования (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма). С учетом изложенного, достаточно очевидно, что дома, в которых расположены указанные жилые помещения, не являются общежитиями. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о включении таких жилых помещений в специализированный жилищный фонд не подлежат применению как противоречащие закону, в частности, статье 7 названного Федерального закона и части 2 статьи 92 ЖК РФ. Одновременно, при разрешении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать и позицию Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ).
В частности, КС РФ в своем постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П (абзац 4 пункта 3), непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим (в рассматриваемом случае это жилые помещения, указанные в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма) отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания (относительно рассматриваемого вопроса в том числе зависимости от проживания граждан в доме, являвшемся общежитием семейного типа, коридорного или иного типа), что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При этом КС РФ в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О (абзац 2 пункта 2) обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Более того, КС РФ в указанном определении (абзац 4 пункта 2) дополнительно уточнил, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. В рассматриваемом же случае законодатель упростил задачу судов, поскольку со дня введения в действие Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанные в статье 7 данного Федерального закона жилые помещения утратили правовой режим их целевого назначения как помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения (см., к примеру, такой режим в ст. 94 ЖК РФ).
Кроме того, КС РФ в указанном определении (абзац 3 пункта 2) подчеркнул, что в силу закона граждане, проживающие в общежитиях, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым, по мнению КС РФ, им гарантируется предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество в собственности. В рассматриваемом же случае отказа в приватизации указанных в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилых помещений, граждане, проживающие в таких помещениях на условиях социального найма, лишаются указанной гарантии, поскольку, являясь уже нанимателями по договору социального найма, на основании статьи 51 ЖК РФ они могут быть не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С учетом вышеизложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений.
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрено обращение по поводу порядка реализации права граждан на приватизацию жилых помещений в переданных в ведение органов местного самоуправления жилых домах, которые в том числе были построены по специальным типовым проектам (коридорной системы, секционной системы "холлов" и т.п.), использовались в качестве общежитий и ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Как следует из указанного обращения граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, получают отказ в приватизации таких помещений со ссылкой на статью 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и на наличие ранее установленного в отношении домов, в которых расположены такие помещения, правового статуса общежитий.
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусматривает специального порядка придания тем или иным домам какого-либо правового статуса: общежития, многоквартирного дома, дома системы социального обслуживания населения и др. Исходя из ЖК РФ конкретный дом является многоквартирным или общежитием не в силу того, что такой дом наделен соответствующим статусом решением какого-либо органа, а в связи с особенностями правового режима пользования жилыми помещениями, расположенными в таком доме. В частности, исходя из статей 92 и 94 ЖК РФ дом или часть дома является общежитием, если на все расположенные в указанном доме или части дома жилые помещения решением уполномоченного органа распространен установленный частью 3 статьи 92 ЖК РФ особый правовой режим специализированных жилых помещений с учетом определенного частью 1 статьи 94 ЖК РФ назначения таких помещений. До введения в действие ЖК РФ дома регистрировались в качестве общежитий органами местного самоуправления на основании пункта 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328. Данное постановление принималось на основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР и в настоящее время, с учетом признания названного Кодекса утратившим силу и отсутствия требования ЖК РФ о необходимости принятия специального федерального закона по связанным с общежитиями вопросам, не подлежит применению.
Таким образом, с учетом действующего законодательства определенный дом или определенная часть дома может являться общежитием только при условии, если в установленном частью 2 статьи 92 ЖК РФ порядке жилые помещения в этом доме или этой части дома включены решением уполномоченного органа в специализированный жилищный фонд с одновременным их отнесением к указанному в пункте 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ виду. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании домам статуса общежитий либо регистрации домов в качестве общежитий не могут иметь правового значения в правоприменительной практике, поскольку ЖК РФ не предусматривает возможность принятия таких решений и соответственно не устанавливает их правовые последствия.
Необходимо также иметь в виду, что статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исключила возможность распространения на указанные в данной статье жилые помещения особого правового режима специализированных жилых помещений. Такие помещения в силу закона уже входят в состав жилищного фонда социального использования (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма). С учетом изложенного, достаточно очевидно, что дома, в которых расположены указанные жилые помещения, не являются общежитиями. Решения же органов государственной власти или органов местного самоуправления о включении таких жилых помещений в специализированный жилищный фонд не подлежат применению как противоречащие закону, в частности, статье 7 названного Федерального закона и части 2 статьи 92 ЖК РФ. Одновременно, при разрешении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать и позицию Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ).
В частности, КС РФ в своем постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П (абзац 4 пункта 3), непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим (в рассматриваемом случае это жилые помещения, указанные в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма) отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания (относительно рассматриваемого вопроса в том числе зависимости от проживания граждан в доме, являвшемся общежитием семейного типа, коридорного или иного типа), что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При этом КС РФ в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О (абзац 2 пункта 2) обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Более того, КС РФ в указанном определении (абзац 4 пункта 2) дополнительно уточнил, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. В рассматриваемом же случае законодатель упростил задачу судов, поскольку со дня введения в действие Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанные в статье 7 данного Федерального закона жилые помещения утратили правовой режим их целевого назначения как помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения (см., к примеру, такой режим в ст. 94 ЖК РФ).
Кроме того, КС РФ в указанном определении (абзац 3 пункта 2) подчеркнул, что в силу закона граждане, проживающие в общежитиях, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и вправе получить в пользование иное жилое помещение и впоследствии приватизировать его. Тем самым, по мнению КС РФ, им гарантируется предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество в собственности. В рассматриваемом же случае отказа в приватизации указанных в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилых помещений, граждане, проживающие в таких помещениях на условиях социального найма, лишаются указанной гарантии, поскольку, являясь уже нанимателями по договору социального найма, на основании статьи 51 ЖК РФ они могут быть не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С учетом вышеизложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений.
В теме: ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
04 March 2006 - 00:40
Верховный суд РФ разрешил приватизацию комнат в общежитиях
(НТА - Мария Кулагина) Верховный суд РФ разрешил приватизацию комнат в общежитиях. Об этом 3 марта сообщил на брифинге мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.
Булавинов отметил, что теперь жители общежитий могут приватизировать свои комнаты вместе с местами общего пользования. Вместе тем, он пояснил, что механизм приватизации в таких ситуациях не проработан и к нему есть много вопросов.
Градоначальник сообщил, что дал поручение управлению по учету и распределению жилья администрации Нижнего Новгорода проработать механизм приватизации комнат в общежитиях. Вместе с тем, Булавинов отметил, что на начальном этапе могут возникнуть некоторые сложности.
Copyright © 1999-2005 НТА. При перепечатке ссылка на НТА обязательна
Господа. Решение принято 2 марта 2006 года. Кто живет в Нижнем Новгороде, попробуйте достать это решение. Или подскажите где его раздобыть.
(НТА - Мария Кулагина) Верховный суд РФ разрешил приватизацию комнат в общежитиях. Об этом 3 марта сообщил на брифинге мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.
Булавинов отметил, что теперь жители общежитий могут приватизировать свои комнаты вместе с местами общего пользования. Вместе тем, он пояснил, что механизм приватизации в таких ситуациях не проработан и к нему есть много вопросов.
Градоначальник сообщил, что дал поручение управлению по учету и распределению жилья администрации Нижнего Новгорода проработать механизм приватизации комнат в общежитиях. Вместе с тем, Булавинов отметил, что на начальном этапе могут возникнуть некоторые сложности.
Copyright © 1999-2005 НТА. При перепечатке ссылка на НТА обязательна
Господа. Решение принято 2 марта 2006 года. Кто живет в Нижнем Новгороде, попробуйте достать это решение. Или подскажите где его раздобыть.
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Сообщения: vip1
- Политика Конфиденциальности
- Правила конференции ·



Публикации