Добрый день господа.
У нас назрела интересная ситуация – является ли лечебное учреждение, учредителями которого являются коммерческие организации, участником бюджетных процессов. Если вкратце, то лечебное учреждение (ЛУ) работало по программе обязательного медстрахования. В итого ОФОМС выкатил иск ЛУ за нецелевое использование денежных средств (в рамках тарифного соглашение произвели перерасход по отдельным статьям) полученных ЛУ за оказанные медуслуги в рамках программы обязательного медстрахования.
«Сторонние наблюдатели» сразу говорят, что нет не целевого поскольку вы действуете в рамках договора об оказании услуг. А суд первой и второй говорит иначе «деньги не ваши а ОФОМС, вы работаете в рамках программы и, следовательно, вы должны тратить их только туда куда велено..» (примерно так).
Может кто то сталкивался с данным вопросом, будем крайне благодарны за дискуссию.
|
|
||
|
|
||
Субъекты бюджетный правоотношений
Автор adv79, 09 Oct 2007 21:36
Сообщений в теме: 7
#1
Отправлено 09 October 2007 - 21:36
#2
Отправлено 10 October 2007 - 11:03
adv79
Вы могли бы прописать механизм финансирования мед.организаций?
Я считал, что мед.организация оказывает мед.помощь, выставляет счет к ТФОМСу, тот их оплачивает.
Вы могли бы прописать механизм финансирования мед.организаций?
Я считал, что мед.организация оказывает мед.помощь, выставляет счет к ТФОМСу, тот их оплачивает.
#3
Отправлено 10 October 2007 - 14:07
В этом то и весь фокус. Деньги мы получаем за оказанные услуги в рамках договора по выставленым нами счетам. Но дело в том, что законодательством об обязательном медобслуживании предусмотренно, что ТФОМС контролирует расход полученных денег в соответствии с тарифным соглашением. Вообще все нормативные акты по данному направлению "заточены" под бюджетные учреждения. А у нас нет даже бюджетной росписи. Но суд сказал - мы являемя участником особых отношений и соответственно несем риски в соответствии с заключенным договором. И суду не важно, что фактически услуги согласно договора выполнены в полном объеме - мы должны вернуть деньги и все тут.
#4
Отправлено 10 October 2007 - 17:28
Не знаю, может поможет
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 июня 2003 года Дело N Ф04/2689-720/А46-2003
Закон от 28.06.91 N 1499-1, определяя функции каждого субъекта ОМС, в статьях 20, 23 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств. Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 Закона от 28.06.91 N 1499-1, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
Следовательно, как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, исходя из буквального толкования положений данного Закона, поскольку ответственность за нецелевое использование средств ФОМС медицинскими учреждениями законодательно не установлена, допустима лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. В частности, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг.
С этим я согласен.
Но есть и другая практика:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2006 года Дело N А26-4491/2006-14
А вот и еще.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2005 года Дело N Ф09-2231/05-С4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 июня 2003 года Дело N Ф04/2689-720/А46-2003
Закон от 28.06.91 N 1499-1, определяя функции каждого субъекта ОМС, в статьях 20, 23 устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств. Основания и условия ответственности субъектов ОМС определены статьей 27 Закона от 28.06.91 N 1499-1, согласно которой медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
Следовательно, как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, исходя из буквального толкования положений данного Закона, поскольку ответственность за нецелевое использование средств ФОМС медицинскими учреждениями законодательно не установлена, допустима лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. В частности, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг.
С этим я согласен.
Но есть и другая практика:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2006 года Дело N А26-4491/2006-14
А вот и еще.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2005 года Дело N Ф09-2231/05-С4
#5
Отправлено 11 October 2007 - 10:13
Большое спасибо за помощь, вот только постатовление северо-западного найти не могу.
Будем колдовать над жалобой
Будем колдовать над жалобой
#6
Отправлено 11 October 2007 - 10:36
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2006 года Дело N А26-4491/2006-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" Блиновой Л.А. (доверенность от 01.11.2006), от муниципального учреждения здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница" Олефиренко Ю.Л. (доверенность от 03.11.2006) и Егоровой Л.В., рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 (судья Денисова И.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд ОМС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к муниципальному учреждению здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 533247 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Решением от 17.07.2006 Фонду ОМС в иске отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд ОМС просит отменить обжалуемый судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 24 августа по 9 сентября 2005 года Фонд ОМС провел проверку целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 1 октября 2003 по 30 июня 2005 года, по итогам которой составлен акт от 20.09.2005.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 596630 руб.
На основании акта от 20.09.2005 Фонд ОМС вынес предписание от 14.12.2005 N 29 об устранении нарушений использования средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение частично признало факты нарушений расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 63383 руб., что подтверждается письмом от 30.09.2005 N 1-7/1778.
Неисполнение предписания об использовании средств обязательного медицинского страхования в оставшейся сумме в установленные в нем сроки послужило основанием для обращения Фонда ОМС в арбитражный суд.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
В силу статьи 1 Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
На территории Республики Карелия тарифы утверждаются Республиканской межведомственной (согласительной) комиссией по обязательному медицинскому страхованию (далее - Согласительная комиссия), которая является координационным рабочим органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия и заинтересованных организаций по вопросам обязательного медицинского страхования.
Решения, принимаемые данной комиссией в пределах ее компетенции и в рамках действующего законодательства, в силу Положения о Республиканской межведомственной (согласительной) комиссии по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2000 N 7, являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Карелия и организаций, которым предписывается выполнение принятых решений.
Как видно из материалов дела, в целях упорядочения направления расходования средств обязательного медицинского страхования Согласительной комиссией были приняты решения от 07.02.2003 N 5 и от 04.06.2004 N 10, которыми лечебно-профилактическим учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, разрешалось производить не включенные в состав тарифа расходы по кодам 110300 - 111000, 240120 статей Экономической классификации в объемах до 30% с 07.02.2003 и до 20% с 01.07.2004 от средств, полученных названными учреждениями за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 решения правления Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.03.2002 расходование лечебно-профилактическими учреждениями средств обязательного медицинского страхования по названным выше кодам статей Экономической классификации расходов не подлежит квалификации как нецелевое использование этих средств.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленное в акте ревизии от 20.09.2005 расходование Учреждением денежных средств в сумме 533247 руб., полученных за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования в период с 01.10.2003 по 30.06.2005, осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок расходования таких средств.
Ссылка подателя жалобы на Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 28.08.2001 N 2510/9257-01, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 28.08.2001 N 12-03-03, в соответствии с которым из средств обязательного медицинского страхования по Территориальной программе обязательного медицинского страхования финансируются лишь такие виды расходов, как оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование, не может быть принята судом во внимание.
Данные Методические рекомендации не исключают возможность включения в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию оспариваемых в настоящем деле статей расходов при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии факта нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Поскольку суд кассационной инстанции не установил нарушений норм материального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
СОСНИНА О.Г.
ТАРАСЮК И.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2006 года Дело N А26-4491/2006-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" Блиновой Л.А. (доверенность от 01.11.2006), от муниципального учреждения здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница" Олефиренко Ю.Л. (доверенность от 03.11.2006) и Егоровой Л.В., рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 (судья Денисова И.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд ОМС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к муниципальному учреждению здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 533247 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Решением от 17.07.2006 Фонду ОМС в иске отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд ОМС просит отменить обжалуемый судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 24 августа по 9 сентября 2005 года Фонд ОМС провел проверку целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 1 октября 2003 по 30 июня 2005 года, по итогам которой составлен акт от 20.09.2005.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 596630 руб.
На основании акта от 20.09.2005 Фонд ОМС вынес предписание от 14.12.2005 N 29 об устранении нарушений использования средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение частично признало факты нарушений расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 63383 руб., что подтверждается письмом от 30.09.2005 N 1-7/1778.
Неисполнение предписания об использовании средств обязательного медицинского страхования в оставшейся сумме в установленные в нем сроки послужило основанием для обращения Фонда ОМС в арбитражный суд.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
В силу статьи 1 Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
На территории Республики Карелия тарифы утверждаются Республиканской межведомственной (согласительной) комиссией по обязательному медицинскому страхованию (далее - Согласительная комиссия), которая является координационным рабочим органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия и заинтересованных организаций по вопросам обязательного медицинского страхования.
Решения, принимаемые данной комиссией в пределах ее компетенции и в рамках действующего законодательства, в силу Положения о Республиканской межведомственной (согласительной) комиссии по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2000 N 7, являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Карелия и организаций, которым предписывается выполнение принятых решений.
Как видно из материалов дела, в целях упорядочения направления расходования средств обязательного медицинского страхования Согласительной комиссией были приняты решения от 07.02.2003 N 5 и от 04.06.2004 N 10, которыми лечебно-профилактическим учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, разрешалось производить не включенные в состав тарифа расходы по кодам 110300 - 111000, 240120 статей Экономической классификации в объемах до 30% с 07.02.2003 и до 20% с 01.07.2004 от средств, полученных названными учреждениями за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 решения правления Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.03.2002 расходование лечебно-профилактическими учреждениями средств обязательного медицинского страхования по названным выше кодам статей Экономической классификации расходов не подлежит квалификации как нецелевое использование этих средств.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленное в акте ревизии от 20.09.2005 расходование Учреждением денежных средств в сумме 533247 руб., полученных за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования в период с 01.10.2003 по 30.06.2005, осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок расходования таких средств.
Ссылка подателя жалобы на Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 28.08.2001 N 2510/9257-01, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 28.08.2001 N 12-03-03, в соответствии с которым из средств обязательного медицинского страхования по Территориальной программе обязательного медицинского страхования финансируются лишь такие виды расходов, как оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование, не может быть принята судом во внимание.
Данные Методические рекомендации не исключают возможность включения в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию оспариваемых в настоящем деле статей расходов при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии факта нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Поскольку суд кассационной инстанции не установил нарушений норм материального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
СОСНИНА О.Г.
ТАРАСЮК И.М.
#7
Отправлено 11 October 2007 - 13:36
Огромное, огромное спасибо!!!
#8
Отправлено 15 October 2007 - 11:25
Но тем неменее возникает вопрос - а может ли суд в порядке искового производства удовлетворить иск о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению (а в нашем случае суд утверждает что в арес учреждения поступили "государственные финансовые средства"). Дело в том, что БК не предусмотренно взыскание в судебном порядке а по моему мнению даже если и предусмотренно то не в рамках искового производства.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных


