РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗМА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ
Специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
Работа выполнена в ННОУ «Московский гуманитарный университет» на кафедре государственно-правовых дисциплин
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
Белкин Александр Александрович
Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор
Сергеев Юрий Дмитриевич
Защита состоялась 31 мая 2007г. на заседании диссертационного совета при ННОУ «Московский гуманитарный университет»
Положения:
1. Вывод о том, что права, связанные с осуществлением репродуктивной функции человека (репродуктивные права) относятся к числу естественных, прирожденных, неотъемлемых прав, вытекают из природы самого человека, его физиологических характеристик и естественных потребностей. Основой реализации человеком репродуктивной функции является конституционное право на жизнь, т.к. вне зависимости от форм ее осуществления (например, с помощью применения методов искусственной репродукции) конечной целью является зарождение новой человеческой жизни.
2. Вывод о том, что репродуктивные права — это права супружеских пар или отдельных лиц на достижение максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, включающее в себя право свободно и ответственно принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия, располагать для этого необходимой информацией и иметь доступ к наиболее эффективным и безопасным методам планирования семьи и методам преодоления бесплодия.
3. Заключение о том, что система репродуктивных прав включает в себя:
─ право на свободный репродуктивный выбор и планирование семьи;
─ право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи;
─ право на получение специализированной медицинской помощи в целях охраны репродуктивного здоровья;
─ право на невмешательство в личную жизнь и конфедициальность при получении услуг по охране репродуктивного здоровья;
─ право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия;
─ право на донорство и хранение половых клеток;
─ право на защиту своих репродуктивных прав.
4. Заключение о том, что репродуктивные права являются элементами некоторых основных (личных) и других конституционных прав человека и гражданина, находящихся в тесной взаимосвязи с правом человека на жизнь и расширяют их содержание, в частности:
а) репродуктивное право на свободный репродуктивный выбор и планирование семьи является элементами права на личную свободу (ст. 22 Конституции РФ, ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, право на свободный репродуктивный выбор и планирование семьи находится во взаимосвязи со ст.38 Конституции Российской Федерации, с ч. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающими защиту материнства, детства и семьи со стороны общества и государства.
б) репродуктивное право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи — элемент права каждого человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ, ч. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
в) репродуктивное право на получение специализированной медицинской помощи в целях охраны репродуктивного здоровья — элемент одного из важнейших социальных прав человека и гражданина — права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое является общепризнанная нормой международного права, закрепленной как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).
г) репродуктивное право на невмешательство в личную жизнь и конфедициальность при получении услуг по охране репродуктивного здоровья является элементом конституционного права на неприкосновенность частной жизни, права на охрану личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей право на уважение частной и семейной жизни, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также является составной частью конституционного положения о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица (п. 1 ст. 24 Конституции РФ).
д) право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия является элементом ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ч. 1 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающими право каждого человека участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
е) право на защиту человеком своих репродуктивных прав гарантируется ст.ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации, устанавливающими государственную и судебную защиту каждого человека и гражданина его прав и свобод в соответствии с положениями ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на эффективное средство правовой защиты и с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
5. Вывод о том, что репродуктивное здоровье населения и каждого человека в отдельности — особая сфера человеческой жизни, охрана которых и создание условий для реализации гражданами репродуктивных прав входит в число основных направлений деятельности Российской Федерации как социального государства.
6. Вывод о том, что право человека на свободу репродуктивного выбора является одним из важнейших элементов репродуктивной функции человека, гарантирующим право мужчин и женщин быть свободно действующими субъектами репродуктивного поведения, имеющими возможность свободно и ответственно решать вопрос о желаемом числе детей и промежутках между их рождениями и может считаться дополнительной гарантией права человека на жизнь и свободу.
7. Вывод о том, что элементы права на свободный репродуктивный выбор гарантируются следующими конституционно-правовыми нормами:
─ право на свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака находится во взаимосвязи с правом на личную свободу, с правом на неприкосновенность частной жизни и гарантируется ч.1 ст. 21 и ч. 1 ст. 23 Конституции РФ;
─право на планирование семьи, направленное на сохранение репродуктивного здоровья мужчин и женщин — гарантируется правом на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1.ст. 41 Конституции РФ).
8. Вывод о том, охрана репродуктивных прав человека обеспечивается следующими конституционно-правовыми нормами:
– право супругов на обеспечение достойной жизни себе и своим детям обеспечивается ч.1, ст. 21 Конституции РФ, закрепляющей обязанность государства принимать меры по охране достоинства личности;
– право на свободу выбора форм реализации репродуктивной функции человека охраняется конституционным правом на неприкосновенность частной жизни (ч.1 ст.23 Конституции РФ);
– право на сохранение тайны условий и причин рождения ребенка вне зависимости от форм репродукции (например, с применением одного из видов вспомогательных репродуктивных технологий) охраняется ч.1 ст.23 Конституции РФ, гарантирующей сохранение личной, семейной тайны каждого человека, а также ч.1 ст.24 Конституции РФ, запрещающей сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
– право мужчин и женщин принимать решение в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия, включающее, в частности, запрет на принуждение женщины к зачатию, к прерыванию беременности, запрет на применение принудительной медицинской стерилизации гарантируется конституционным правом на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ).
9. Вывод о том, что осознание и юридическое признание высшей ценности человеческой жизни противоречит действию биологического закона естественного отбора. Этот недостаток, как показывает практика правового (в том числе конституционного) регулирования зарубежных государств восполняется все более широким использованием и юридической защитой вспомогательных репродуктивных технологий.
10. Вывод о том, что применение принудительной медицинской стерилизации граждан (как специального вмешательства с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства) может расцениваться как действие, нарушающее право человека на личную неприкосновенность и право на охрану достоинства личности (ч.1 ст.21 и ч.1 ст.22 Конституции РФ). В связи с этим, представляется очевидным, что медицинская стерилизация может осуществляться исключительно с согласия человека на данный вид медицинского вмешательства.
11. Предложение о необходимости принятия специального закона, регулирующего общественные отношения, возникающие при реализации гражданами прав на охрану репродуктивного здоровья. Целью принятия данного закона является обеспечение систематизации и кодификации разрозненных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Структура предлагаемого закона должна включать в себя:
1) законодательное закрепление репродуктивных прав граждан, включая право на охрану репродуктивного здоровья; 2) определение основных направлений государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан, которая может быть реализована через систему государственной поддержки семьям, имеющим более двух детей; через государственную поддержку научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан; через совершенствование правовых основ в области охраны репродуктивных прав; через развитие медико-социальной и психолого-педагогической помощи гражданам при осуществлении ими своих репродуктивных прав; 3) определение основных принципов реализации репродуктивных прав (осуществление репродуктивных прав гражданами по своей воле и в своих интересах; гарантии равноправия граждан при осуществлении репродуктивной деятельности; конфиденциальность при рассмотрении и решении вопросов по охране репродуктивного здоровья; обеспечение гарантированного объема, качества и доступности услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи; 4) установление организационных основ обеспечения гражданами репродуктивных прав (закрепление условий деятельности организаций и физических лиц, обеспечивающих реализацию репродуктивных прав граждан); 5) закрепление ответственности за нарушение репродуктивных прав граждан; 6) установление порядка нормативно-правового регулирования репродуктивной деятельности и охраны репродуктивного здоровья.
Добавлено в [mergetime]1207988778[/mergetime]
Сама же первая и отвечу )))))))
Против регулирования "репродукции" как таковой ничего не имею, нужная весчь... В рамках так называемого "медицинского права". Но предлагаемый поворот...
Тем более там дмн, профессор консультировал. Т.е, видимо, в тексте должны быть какие-то ценные предложения, исходя из каких-то мед. рассуждений.
И в этом плане привязка к праву на жизнь, личную свободу, неприкосновенность частной жизни и т.п., к чему оно все привязано... Выглядит несколько натянуто? Или ошибаюсь и хорошо выглядит?
С другой стороны, а по какой тогда защищать такую тему? Если не по 02ой? В общем-то, по образованию тоже куда только не ставят на защиту (и по 01, и по 02 диссеры, даже по 05 видела). Медицинские темы тоже вроде некуда приткнуть... Но зачем же в тексте положений так привязываться к выбранной 02-ой-то...
Ну и по мелочи - порадовало
9. Вывод о том, что осознание и юридическое признание высшей ценности человеческой жизни противоречит действию биологического закона естественного отбора. Этот недостаток, как показывает практика правового (в том числе конституционного) регулирования зарубежных государств восполняется все более широким использованием и юридической защитой вспомогательных репродуктивных технологий.
10. Вывод о том, что применение принудительной медицинской стерилизации граждан (как специального вмешательства с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства) может расцениваться как действие, нарушающее право человека на личную неприкосновенность и право на охрану достоинства личности (ч.1 ст.21 и ч.1 ст.22 Конституции РФ). В связи с этим, представляется очевидным, что медицинская стерилизация может осуществляться исключительно с согласия человека на данный вид медицинского вмешательства.
А что, нынче у нас принудительно стерилизуют?


