|
|
||
|
|
||
Разница между 105 и 106
#1
Отправлено 18 July 2008 - 12:56
#2
Отправлено 18 July 2008 - 13:25
#3
Отправлено 18 July 2008 - 13:36
#4
Отправлено 18 July 2008 - 14:12
#5
Отправлено 18 July 2008 - 14:27
#6
Отправлено 18 July 2008 - 14:35
Что конкретно вам не ясно в 106?И когда их начинают судить по 105? Когда их действия подпадают под действие 105?
#7
Отправлено 18 July 2008 - 15:56
Вот я и говорю, что на практике все сводится к временному промежутку, хотя где-то в разъяснениях ВС читал, что это не основной критерий, а необходимо установить, что сознание матери действительно не в полной мере позволяло руководить действиями, но в то же время исключало полной невозможности ими руководить.
И это все-таки деяние, совершаемое с умыслом.
Сообщение отредактировал адвокатик: 18 July 2008 - 15:57
#8
Отправлено 18 July 2008 - 16:16
Честно признаюсь, и мне Ваш вопрос не понятен
Возможно, поможет:
Понятие «новорожденный ребенок» ограничено определенными временными рамками.
Начальный момент «новорождения» совпадает с моментом начала жизни человека, т.е. начинает течь с момента прорезывания головки младенца, выходящего из чрева матери. Отделение ребенка от тела матери и переход на самостоятельное дыхание лежат за рамками начального момента жизни человека и, соответственно, новорождения.
Следовательно, умышленное нанесение матерью ран в голову рождающемуся младенцу можно рассматривать как совершение данного преступления. Ученые, занимающие по этому вопросу иную позицию, подменяют понятие «новорождение» категорией «живорождение», что не одно и то же и чего (а это главное) не требует уголовный закон.
Спорным остается и вопрос о том, что считать ф и н а л ь н ы м моментом состояния новорожденности. В педиатрии длительность периода новорожденного признается равной одному лунному месяцу (28 календарных дней), в акушерстве - одной неделе, в судебной медицине – одним суткам, в теории уголовного права - одному месяцу. Учитывая особенности законодательной конструкции диспозиции ст. 106 УК, следует, по-видимому, считать оправданным отнесение к новорожденным детей до достижения ими месячного возраста. В противном случае (особенно, если за ориентир взять рекомендации судебных медиков) квалификация по ст. 106 УК предусмотренных ею некоторых видов детоубийств станет невозможной.
Вместе с тем при убийстве матерью новорожденного ребенка сразу же после родов должен использоваться именно судебно-медицинский критерий ограничения длительности периода новорожденности, т.е. одни сутки с момента появления ребенка на свет. Убийство новорожденного в этой ситуации по истечении суток следует квалифицировать по ст. 105 УК.
С о б ъ е к т и в н о й с т о р о н ы анализируемое преступление включает в себя четыре его разновидности. Убийство матерью новорожденного ребенка может иметь место: а) во время родов; б) сразу же после них; в) в условиях психотравмирующей ситуации; г) в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Некоторые из этих преступлений (например, убийство во время родов) могут быть совершены путем только действия, другие – как в форме действия (утопление, удушение, сожжение, нанесение ран и т.д.), так и бездействия (отказ от кормления, непринятие мер к защите ребенка от воздействия низких температур и т.п.).
Неясность уголовного закона порождает ситуации, ставящие судебную практику в тупик. В самом деле, можно ли квалифицировать по ст. 106 УК заранее обдуманное убийство новорожденного сразу же после родов женщиной, неоднократно рожавшей до этого и не испытывающей особого психологического дискомфорта от подобной процедуры? По букве закона – да, по смыслу – нет.
Л.Л. Кругликов в этой связи полагает, что при убийстве во время или сразу же после родов определенные отклонения в психологическом состоянии роженицы, влияющие на возможности осознания ею своего поведения и принятие решения, презюмируются законодателем, и эта презумпция объявляется неопровержимой. Поэтому, если в конкретном случае окажется, что роды прошли гладко и не вызвали сколько-нибудь заметных психических расстройств, но тем не менее мать по каким-либо соображениям убила ребенка во время или сразу же после родов, содеянное должно квалифицироваться не на общих основаниях («простое» убийство), а по ст. 106 УК[4]. Нам же, напротив, представляется, что законодателю следовало бы откорректировать эту часть диспозиции нормы, увязав совершение данной разновидности преступления не только с моментом причинения смерти новорожденному, но и с особым психическим состоянием в этот момент его матери. Отсутствие такого состояния должно исключать ответственность по ст. 106 УК.
Еще одна разновидность рассматриваемого преступления – убийство матерью ребенка в у с л о в и я х п с и х о т р а в м и р у ю щ е й с и т у а ц и и. Здесь уже нет связи с процессом родов, зато есть указание на особый характер сопутствующей убийству ситуации. Из чего можно заключить, что эта категория детоубийств совершается в послеродовой период и обязательным его признаком является наличие психотравмирующей ситуации.
Последняя представляет собой психически отягощенную, хотя и не вызвавшую психического расстройства, ситуацию, связанную с психоэмоциональной напряженностью, чувством длительного по времени беспокойства, страха, неуверенности и т.п., которая на фоне психофизических перегрузок, имеющих место в периоды беременности, рождения ребенка, принимает для женщины особо значимый, обостренный характер[5]. Подобная ситуация может быть порождена различными п с и х о т р а в м и р у ю щ и м и ф а к т о р а м и: беременность как результат изнасилования; пропуск срока беременности для производства аборта; беспокойное поведение новорожденного, лишающее его мать на длительное время сна и отдыха; требование отца ребенка избавиться от него любой ценой; отказ отца ребенка признать его своим; отказ зарегистрировать брак; травля матери ребенка ее близкими родственниками и т. п. В такой ситуации поведение матери определяется во многом аффективной мотивацией, что снижает ее возможность адекватно оценивать окружающее и свои действия, ограничивает способность контролировать поступки и прогнозировать их возможные последствия[6].
Наконец, убийство матерью новорожденного ребенка признается привилегированным составам и в том случае, когда совершается женщиной, находящейся в с о с т о я н и и п с и х и ч е с к о г о р а с с т р о й с т в а, н е и с к л ю ч а ю щ е г о в м е н я е м о с т и. Эта категория детоубийств также может быть совершена только в период, следующий за окончанием процесса родов. Однако в отличие от предыдущей разновидности детоубийства, законодатель, формулируя признаки данного преступления, делает акцент не на ситуации, складывающейся вокруг роженицы, а на ее особом психологическом состоянии.
П с и х и ч е с к о е р а с с т р о й с т в о, н е и с к л ю ч а ю щ е е в м е н я е м о с т и, есть такое состояние женщины-убийцы, при котором она во время совершения преступления не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) по умерщвлению новорожденного ребенка либо руководить ими. Состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости, нередко выражается в форме физиологического аффекта. Как правило, аффектированное поведение роженицы порождается психотравмирующей ситуацией. Но иногда такое поведение может стать следствием одних только психофизиологических аномалий в развитии организма женщины.
Психические расстройства могут проявиться в послеродовых психозах, психопатиях, истерических припадках, бреде навязчивых состояний, иных формах аффектированного поведения. Главное при этом убедиться, что аффект не является патологическим, ибо тогда налицо будет – невменяемость. Во всех подобных случаях многими исследователями совершенно справедливо рекомендуется назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу для оценки психического состояния матери в момент убийства ею своего новорожденного ребенка (Ф. Сафаунов, С.Я. Улицкий, А.Н. Красиков и др.).
Для квалификации по ст. 106 УК совокупность проанализированных признаков необязательна: достаточно установить, что виновная в момент убийства либо находилась в условиях психотравмирующей ситуации, либо пребывала в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
С у б ъ е к т и в н а я с т о р о н а преступления предполагает наличие вины в форме прямого или косвенного умысла. Момент возникновения умысла на убийство (до или после родов) для наступления ответственности по ст. 106 УК, как мы уже показали выше, значения не имеет. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Причинение смерти новорожденному ребенку по неосторожности должно влечь ответственность по ст. 109 УК.
С у б ъ е к т этого преступления – специальный. Им может быть только женщина – мать новорожденного ребенка, достигшая к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Дискуссионным в уголовно-правовой доктрине остается вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 106 УК так называемой «суррогатной матери», т.е. женщины-донора, зачатие у которой производится путем имплантации в ее организм оплодотворенной яйцеклетки[7]. По мнению А.Н. Красикова, квалификация действий такой женщины-убийцы по ст. 106 УК вряд ли возможна[8]. Мы, однако, подобных сомнений не разделяем, ибо в диспозиции ст. 106 УК ничего не говорится об убийстве матерью с в о е г о новорожденного ребенка (как это имеет место, например, в ст. 96 УК Украины), поэтому и эрзац-мать вполне может быть субъектом данного преступления. Соучастие в форме соисполнительства лиц в убийстве матерью новорожденного ребенка влечет для соучастников ответственность по пп. «в» и «ж» ч. 2 ст. 105 УК (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершенное группой лиц).
Отсюда: http://sartraccc.sga...v(24-05-06).htm
Сообщение отредактировал OldmAN: 18 July 2008 - 16:26
#9
Отправлено 18 July 2008 - 16:53
#10
Отправлено 18 July 2008 - 22:41
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных


