|
|
||
|
|
||
ФАС в очередной раз усилят?
#1
Отправлено 15 August 2008 - 12:58
Генпрокуратура и налоговое законодательство могут перестать быть главными инструментами государственного давления на бизнес, уступив эту роль Федеральной антимонопольной службе. Если поправки, разработанные ФАС по поручению премьера, обретут силу закона, то наложить штраф до 15% от оборота можно будет практически на любую компанию, нарушением будет считаться заключение невыгодных для контрагента договоров. Критерием выгодности для ФАС станут "разумно понимаемые интересы" сторон.
В распоряжении "Ъ" оказались материалы второго антимонопольного пакета, разработанного в соответствии с поручением премьера Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Вчера в подмосковном пансионате прошло их первое обсуждение на заседании созданной 11 августа межведомственной рабочей группы. Ключевое новшество законопроекта — запрет на злоупотребление влиянием не только для монополистов, но и для компаний, не занимающих доминирующего положения на рынке.
"Злоупотребление влиянием — поведение на рынке хозяйствующего субъекта, не занимающего доминирующего положения на рынке, в результате которого такой хозяйственный субъект имеет возможность определять экономическое поведение контрагента, а контрагент вынужденно принимает решение о заключении, изменении, прекращении договора, его условиях, которое он не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых интересов, при наличии у него возможности равноправно участвовать в формировании условий договора или возможности безубыточного выхода из договора" (источник: проект ФАС).
В отдельной статье перечисляются прямо запрещенные примеры влияния: "невыгодные для контрагента" условия договоров, "экономически или технологически не обоснованный отказ" от заключения договора. Запрещается "создание дискриминационных условий", а также "обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных".
Основой второго антимонопольного пакета стали предложения ФАС, направленные против ритейлеров. Предполагалось включить их в проект закона "О торговле", однако по требованию главы Минпромторга Виктора Христенко жесткие антимонопольные нормы были исключены (см. "Ъ" от 28 июля).
Однако глава ФАС Игорь Артемьев сумел убедить премьера в необходимости ужесточить антимонопольное законодательство. 4 августа Владимир Путин поручил к концу сентября внести проект в правительство. 11 августа глава службы Игорь Артемьев своим приказом утвердил состав межведомственной рабочей группы и разослал участникам пакет законопроектов, в него вошли все наработки ФАС последних двух лет (см. справку).
При работе над законопроектом "О торговле" ФАС уже отмечала, что доля крупного ритейлера может быть значительно ниже установленного законом порога доминирования — 35%, и предлагала снизить его до 5-15%. Кроме того, была предпринята попытка зафиксировать в законе список запрещенных закупочных практик. Убедившись, что любые писаные нормы легко обходятся, ФАС решила руководствоваться более общим подходом. Последние предложения ФАС фактически предоставляют службе право самостоятельно решать, что является злоупотреблением влиянием, без каких-либо четких критериев.
Вчера участники совещания категорически отказались официально комментировать законопроект. "В данной редакции норма о злоупотреблении влиянием явно непроходная, но понятно, в каком направлении надо двигаться",— заявил "Ъ" один из участников встречи. По его словам, на совещании была отмечена необходимость конкретизации рынков и запрещенных практик. Участники заседания также отказались комментировать перспективы законопроекта — "как премьер скажет, так и будет".
А высокопоставленный источник "Ъ" в правительстве дал понять, что поручение премьера — это не карт-бланш на ужесточение антимонопольного регулирования. "После неудачи с законопроектом "О торговле" премьер дал ФАС еще один шанс. Если они не смогут им воспользоваться, то не исключены кадровые решения",— заявил он "Ъ".
Знакомые с законопроектом эксперты вчера также просили не называть их имен. По их мнению, даже если государство не будет использовать норму о влиянии как дубинку против неугодных компаний, ее введение неизбежно приведет к росту розничных цен на продовольствие — выгода поставщика заключается в повышении закупочных цен.
"Ритейл прижать уже невозможно, у нас и так норма чистой прибыли 2,5%",— заявил "Ъ" совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. Он напомнил: при обсуждении закона "О торговле" глава Минпромторга Виктор Христенко и глава Минэкономики Эльвира Набиуллина дали понять, что государство встало на сторону розничной торговли. "Есть, конечно, в ФАС отдельные личности, которые ничего не понимают в ритейле, но пытаются предлагать "действенные" методы регулирования. Я сильно сомневаюсь, что эти поправки будут утверждены. Они противоречат здравому смыслу",— заявил бизнесмен. По информации "Ъ", результаты обсуждения законопроекта могут быть рассмотрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова уже в пятницу.
Александр Ъ-Гудков, Кристина Ъ-Бусько, Максим Ъ-Шишкин, Алексей Ъ-Шаповалов
Поправки к УК: превращение "спящей" 178-й статьи, предусматривающей до пяти лет лишения свободы за ценовой сговор, в работающую. Будет достаточно доказать получение незаконного "дохода в крупном размере".
Поправки к закону "Об оперативно-розыскной деятельности": обязанность соответствующих органов проводить оперативно-розыскные мероприятия по запросу антимонопольного органа.
Поправки к закону "О товарных биржах и биржевой торговле": ФАС получит право требовать от монополиста продавать часть продукции на бирже, а также согласовывать стартовую цену.
Поправки к КОАП: "процессуальное закрепление" порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
Поправки к закону "О защите конкуренции": введение понятия "злоупотребление влиянием", принципа экстерриториальности антимонопольного законодательства; включение в закон отдельной главы о требованиях к порядку распределения ограниченных ресурсов в таких отраслях, как электроэнергетика, добыча газа и нефти, недропользование, лесные, земельные и водные ресурсы, розничная торговля и т. д.; распространение закона "О госзакупках" на закупки естественных монополий и госкорпораций; уточнение порядка утверждения правил недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий и стандартов раскрытия информации.
http://kommersant.ru...?DocsID=1011163
Господа, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу очередных инициатив ФАС. Насколько вообще допустима концентрация такого количества полномочий у одного органа?
#2
-Нет ника-
Отправлено 15 August 2008 - 14:18
Ну не так уж и много...Господа, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу очередных инициатив ФАС. Насколько вообще допустима концентрация такого количества полномочий у одного органа?
Главноя проблема в том, что большинство из них носит т.с. "оценочный характер".
Будучи работником МАПа (ФАСа ныне) помню дебаты в АСе "что есть злоупотребление", а что нет.
Так что ФАСовское субъективное мнение может столкнуться со всеобщим непониманием, имхо
#3
Отправлено 15 August 2008 - 15:27
ИМХО, у ФАСа уже давно полномочий многократно больше ,чем они могут реализовать.....Господа, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу очередных инициатив ФАС. Насколько вообще допустима концентрация такого количества полномочий у одного органа?
им элементарно не хватает людей на такой объем полномочий, они работают ТОЛЬКО по заявлению, либо указке сверху...никакой системной работы
#4
Отправлено 15 August 2008 - 15:48
с ящика только и идут (у нас в КРСКе) дебаты, что вот-вот ФАС раскроет заговор продавцов топлива и накажет их...
уже года 3 эту тему раз в месяц мусолят, а воз и ныне там... закон им дали новый, а мозгов нет.
страна у нас особенная просто
#5
Отправлено 15 August 2008 - 16:16
При текущем количестве вопросов ведения ФАСа их территориалки физически не справляются с работой, ибо в достаточном количестве людей необходимой квалификации найти просто невозможно.
Концентрация всего и вся в одном органе, на мой взгляд, вредна (((
Кстати, очень интересно, как они собираются на практике распространить 94-ФЗ на закупки субъектов естественных монополий...
#6
-Нет ника-
Отправлено 15 August 2008 - 17:00
у ФАСа уже давно полномочий многократно больше ,чем они могут реализовать.....
точно!...никакой системной работы
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных


