CokolНу, для начало что такое правовая культура. Не думаю, что то что я понимаю под этим принципиально отличается от общепринятого. Поэтому что бы далеко не углубляться воспользуюсь выдержками из Википедии, к коей можно (а иногда и нужно) относится критически, но самое общее представление о предмете получить вполне возможно.
http://ru.wikipedia....авовая_культураПравовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Понятие и виды правовой культуры
В самом широком смысле культура есть все достижения человечества, всё, созданное человеком. Едва ли кто-либо возьмёт на себя смелость утверждать, что право не есть продукт деятельности человека, а, следовательно, что правовая культура не есть часть культуры вообще. Очевидно, что культура есть продукт не любой, а непременно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её.
«Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.
Роль правовой культуры в жизни общества (см. также для темы Справедливость)
В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.
Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОЦЕНОЧНЫХ отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»
Ратинов так же пишет: «УСВОЕНИЕ правовых ценностей, правовых НОРМ, СТАНДАРТОВ правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «С МОЛОКОМ МАТЕРИ» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает НАВЫКИ и УСВАИВАЕТ СТАНДАРТЫ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, получает первые юридические ПРЕДСТАВЛЕНИЯ из СКАЗОК, в ролевых ИГРАХ приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную КАРТИНУ правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».
Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно УСВОЕНИЕ индивидом СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ и общих правовых ПРИНЦИПОВ.
Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.
Заключение
Подводя итог можно констатировать, что:
Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества;
Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности;
Учитывая обилие определений понятия «правовая культуры» в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия «правовая культура» далёк от завершения;
Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений как таковой;
Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.
правовая культура - это социосреда, в которой социоинституты защищают «minimum minimorum свободы».
Т.е.:
-свободу;
-собственность;
-обеспеченную государством, безопасность.
Говоря, вслед за Гегелем о свободе одного, о свободе многих Вы не забыли про то, что minimum minimorum употребляется на ряду с ВСЕОБЩИМ формальным равенством?
Обращаю, внимание, что по приведённой цитате, нормы общества защищают (и вы с этим соглашаетесь) определённые ценности (см.далее о путанице)
Защищает ли диктатура, фашизм, деспотизм «minimum minimorum свободы» ?
Нормативная регуляция есть везде и всегда. Другое дело, что используя понятие minimum minimorum вы говорите о ВСЕОБЩЕМ формальном равенстве.
Кстати, о том что такое норма (к теме Справедливость):
http://www.sapov.ru/...nogramma_09.htm«В. Агроскин. Запрет о глотке пива – это норма?
В. Четвернин. Это не норма. Что такое норма? Если вы считаете нормой некое суждение, которое вам нравится считать нормой, это одно. Если вы считаете нормой что-то другое, например, то, что написано в законе, и говорите, что раз такое [в законе] написано, значит, это уже норма, это уже другое. А у меня третье: норма – это не просто суждение о должном, это суждение о должном, которое соответствует реальности».
Т.е.
Реальность – принятые (устоялось; статичное) в обществе отношения
Должное – образец (статичный) в РАМКАХ реальности
Суждение – оценка по образцу (статичному), т.е. в РАМКАХ должного
Т.е. суждение (по вашему новая справедливость; процесс) в рамках УСТОЯВШЕЙСЯ реальности (нормы), т.е. НОВОЙ меры НЕ получается.
Способ защиты «minimum minimorum свободы» - защита осуществляется посредством ПРИКАЗА(=нормативного правового акта).
ВСЕОБЩЕЕ формальное равенство не допускает этого.
Кроме того, либератаристы, в чьей концепции введено понятие minimum minimorum, уже ответили вам (пост №937) об этом способе защиты данного понятия.
В этой сетке координат - все, имеющиеся в истории формы государственных устройств - являются правовыми. Различие форм друг от друга - в количестве защищаемых и в качестве самой защиты.
Повторюсь: «Нормативная регуляция есть везде и всегда. Другое дело, что используя понятие minimum minimorum вы говорите о ВСЕОБЩЕМ формальном равенстве».
Путаница начинается, когда Вы и либертатные, вслед за Европой либо с ее подачи, пытаетесь разграничить правовое от не правового. Выполнение задачи разграничения неизбежно заставляет ее автора изобретать дополнительные системы координат - в результате - отдельные разделы у либертатных теряют стройность, уходя в тупики, при чем не разрешимые. .... ну т.д. "тут еще много чего можно наговорить"
Это различение задано в том, что вы сами определили: «правовая культура - это социосреда, в которой социоинституты защищают minimum minimorum свободы». Всё это дано теми ценностями, которые они вкладывают в понятие право и способы регулирования. Т.е. они то как раз, в отличии от вас, вполне последовательны и находятся в одной системе координат.
При употреблении понятий ВСЕОБЩЕЕ формальное равенство и minimum minimorum, понятие правовая культура не может употребляться в одних и тех же значениях при использовании терминов правовое государство и фашизм.
Если же исключить ценностную составляющую, то такое сопоставление (о наличии нормативной регуляции) правовое государство и фашизм вполне уместно (нормативная регуляция есть везде). Но тогда будет неверно ваше определение ПРАВОВОЙ (что есть право и какие в нём ценности - вот основной вопрос) культуры.
Но если вы даёте такое определение и смешиваете правовое государство и фашизм, то это говорит лишь о вашей путанице.
По-сути, либертаристы говорят не столько о праве, сколько о культуре общества, его ценностях. Т.к. невозможно говорить о правовой культуре со своими ценностями и о культуре общества с другими ценностями. Весь вопрос в том, на сколько они (ценности - весь вопрос в них) совпадают, а стало быть на сколько возможно право с ценностями свободы и формального равенства. Отсюда обращение к социологии и таким терминам как социальная реальность.
Невозможно дать определение правовой культуры на позициях либертарианства и оставаясь на этих позициях ставить равенство между правовым государством и фашизмом.
ну что ж ход мысли Вашей - ясен и подтверждает тот факт, что Европа, а вслед за ней Вы и все остальные путаются при понимании такого термина как "правовая культура".
Это вы путаетесь, а не Европа. Отличная демонстрация тому ваш пост №943. И ваша путаница очевидна всем (или большинству) кроме вас. Вы даже не ответили на мой пост №938 о ваших разночтениях по этому вопросу.
но вопросы показывают, что не мне на них отвечать ...
Прям, как Илья, который на неудобные вопросы говорит: Я просто юрист.)
Только нюанс в том, что вы сами на этом строите свои размышления. А если так, то эти вопросы ни к Четвернину, а именно, к вам.
"Что есть путаница"?
Это когда между ПРОСТЫМ и ПРАВИЛЬНЫМ выбирают ПРАВИЛЬНОЕ ....
Потому Вам ближе позиция либертарных (Четвернина)
Вот уж не думаю, что позиции Четвернина во всём правильные.
GATERЕсли исходить из того, что правовое государство должно защищать "minimum minimorum свободы", то в данном случае фашизм (нацизм), коммунизм не могут быть правовыми, так как в них отсутствует какой-либо из трёх элементов этого "миниморума".
А как же принцип формального равенства? Этот "миниморум" должен применяться в одинаковом маштабе ко ВСЕМ субъектам.
Что есть путаница?
Термин безусловно спорный. Поэтому, в качестве типичных примеров таковой можно посмотреть на позиции Cokol в этой теме и теме Справедливость.
jonizЧеловека одинаково органично вписывается как в рай, так и в ад.
Поэтому, либертарианское разделение на западную и восточную культуру может быть только в головах представителей либертарианства.
Сообщение отредактировал Dmitry Belyakov: 09 March 2010 - 15:06