Отправлено 21 July 2010 - 15:00
ну насколько я понял решение апелляции они не считают что собственность возможна на часть ЗУ, они считают что ЗУ с учетным номером части есть самостоятельный ЗУ а не часть 
В самой этой мысли есть какое то противоречие... Не находите?
Приведу аргументы жалобы, которая не была удолетворена. Можете поверить - фактические обстоятельства дела написаны абсолютно верно.
> Нажмите тут чтобы открыть/скрыть спойлер. < Постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда № 09АП-5349/2010-АК от 08.04.2010 № А40-127386/09-122-889 отменено решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2010; признан незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 23.09.2009 №№ 77-77-13/007/2008-578, 77-77-13/007/2008-576 об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок площадью 37314 кв.м. с учетным номером части 2, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, участок № 1 Савеловской железной дороги и площадью 15725 кв.м. с учетным номером части 3, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, участок № 1 Савеловской железной дороги; на Управление возложена обязанность зарегистрировать право собственности РФ на указанные земельные участки.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление), являющееся правопреемником Управления Федеральной регистрационной службы по Москве полагает, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене в силу ст. 288 АПК РФ. Кроме того, выводы суда апелляционной инстанции в обжалуемом решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
I. Вывод суда апелляционной инстанции о представлении на государственную регистрацию права собственности «…кадастрового паспорта от 04.12.2007 № 77-5/07-24698, кадастрового паспорта от 04.12.2007 № 77-5/07-24698…» не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не подтвержден достаточными доказательствами. Так, в материалах представленных в судебное заседание пакетов правоустанавливающих документов (регистрационных дел), в материалах настоящего судебного дела отсутствует указанный дважды в постановлении кадастровый паспорт от 04.12.2007 № 77-5/07-24698. В пакетах правоустанавливающих документов имеется кадастровый план от 04.12.2007 № 77-5/07-24698 на земельный участок 77:02:21007:008.
Суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции необоснованно оставил без внимания довод Управления о том, что в описи пакета правоустанавливающих документов (регистрационного дела), расписке в получении документов ошибочно указано на представление кадастрового паспорта от 04.12.2007 № 77-5/07-24698. На самом деле на государственную регистрацию с названными выше реквизитами представлялся кадастровый план, а не кадастровый паспорт. Кроме того, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), в котором впервые упоминается о выдаче сведений из ГКН в виде кадастрового паспорта, вступил в действие только 01 марта 2008 года. Таким образом, до указанной даты выдавались кадастровые планы, а не кадастровые паспорта.
Суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом плане отсутствуют сведения необходимые для внесения в ЕГРП (сведения о площади частей земельных участков), имеются противоречия в графическом изображении частей земельного участка, в связи с чем, указанный документ в силу ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) не мог быть признан надлежащим документов, поскольку по содержанию не соответствовал Правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01.
Представленные на государственную регистрацию кадастровые выписки не являются необходимыми для государственной регистрации документами. В силу ст. 17 Закона о регистрации (в редакции действовавшей до 01.03.2010, на момент обращения с заявлением о государственной регистрации) обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации являлся кадастровый паспорт объекта недвижимости, а не кадастровая выписка. Законодатель не отождествляет понятия «кадастровая выписка» и «кадастровый паспорт». Согласно ст. 14 Закона о кадастре (в редакции действующий в период рассматриваемых спорных правоотношений) именно кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из ГКН должен содержать сведения необходимые для государственной регистрации прав. Кадастровая выписка же может и не содержать необходимых для регистрации сведений. Кроме того, она выдается в тех случаях, когда действующим законодательством запрещена выдача кадастрового паспорта, необходимого для государственной регистрации, в частности в случае пересечения границ земельных участков (ст. 45 Закона о кадастре). Таким образом, проведение государственной регистрации при наличии только кадастровой выписки не исключает возможности регистрации права на часть земельного участка, принадлежащего другому лицу, либо право на который может быть заявлено другим лицом в будущем. При наличии только кадастровой выписки невозможно осуществить надлежащую проверку наличия (отсутствия) противоречий между заявленными и зарегистрированными правами.
На факт невозможности проведения государственной регистрации без надлежащим образом оформленного кадастрового паспорта, а не кадастровой выписки указывает и Высший Арбитражный суд РФ в п. 5 Информационного письма от 21.07.2009 № 132.
Таким образом, доводы суда апелляционной инстанции в обоснование обжалуемого решения о представлении всех необходимых для государственной регистрации документов, основаны на неправильном применении ст.ст. 17, 18, 20 Закона о регистрации, ст. 14 Закона о кадастре. Судом необоснованно не приняты во внимание нормы права, предусмотренные ст. 45 Закона о кадастре, Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01.
Указанные нормы права были применены судом первой инстанции и сделан вывод о невозможности проведения государственной регистрации «..при отсутствии необходимого для государственной регистрации кадастрового паспорта (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации), и при наличии кадастрового плана земельного участка, не соответствующего требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации) (абз. 3 стр. 4 решения). Однако, в нарушении ст. 271 АПК РФ суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении не указал мотивы, по которым не согласился с выводами суда первой инстанции по применению указанных выше норм.
Кроме того, суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание, что в качестве доказательства правовой позиции Управления по настоящему делу представлена схема земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, согласно которой указанный земельный участок пересекает границы земельных участков с другими кадастровыми номерами. Таким образом, кадастровый паспорт, необходимый для государственной регистрации, не мог быть выдан заявителю.
Более того, как выяснилось в ходе судебного разбирательства по настоящему делу в выдаче кадастрового паспорта, необходимого для государственной регистрации на земельный участок № 77:02:0021007:8 было отказано Управлением Роснедвижимости по г. Москве. Правомерность отказа в выдаче кадастрового паспорта на данный земельный участок подтверждена постановлением ФАС МО от 11.12.2009 № КА-А40/11622-09 по делу № А40-27035/09-2-150, определением ВАС РФ от 02.03.2010 № ВАС-17771/09. Указанными судебными актами также подтверждена правомерность отказа в выдаче кадастровых паспортов на части указанного земельного участка (части объекта недвижимости), поскольку они не могут являться самостоятельными земельными участками, внесенными в ГКН, так как в отношении них не произведен государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона о кадастре. Законом не предусмотрена выдача кадастрового паспорта на часть земельного участка.
Суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание ссылки представителя Управления на установленные судом обстоятельства по указанному выше арбитражному делу № А40-27035/09-2-150.
II. Вывод суда в мотивировочной части обжалуемого постановления о том, что «…законодатель не установил запретов на регистрацию земельного участка с учетным номером части, входящего в состав другого земельного участка, принимая во внимание, что такие земельные участки сформированы в строгом соответствии с законодательством» (абз. 2 стр. 4 постановления):
- опровергается фактическими обстоятельствами настоящего дела;
- основан на неправильном применении норм материального права;
- не свидетельствует о незаконности принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации заявленных прав собственности на части земельных участков, не являющихся сформированными в установленном законом порядке самостоятельными объектами недвижимого имущества (земельными участками).
1. Руководствуясь п. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, ст. 5 Закона о кадастре, суд возложил обязанность на Управление зарегистрировать право собственности на земельные участки с учетным номером 2, учетным номером 3, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8.
Совместное применение указанных норм материального права свидетельствует о неверном толковании действующего законодательства. Так, в п. 7 указанных Правил урегулирован порядок присвоения учетных кадастровых номеров (порядковых номеров) частям земельного участка, а в ст. 5 Закона о кадастре предусмотрено присвоение каждому объекту недвижимости кадастрового номера (государственного учетного номера). Таким образом, кадастровый номер является не повторяющемся во времени и пространстве, состоит из нескольких цифр, определенных в соответствии с указанными Правилами и может быть присвоен только объекту недвижимого имущества (земельному участку). Частям земельного участка присваиваются учетные кадастровые номера (порядковые номера), которые могут состоять и из одной цифры.
Таким образом, фактически на государственную регистрацию заявлены права на части с учетными номерами 2, 3 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, а не на земельные участки. В связи с чем, постановление суда апелляционной инстанции об обязании Управления провести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с учетными номерами 2, 3 противоречит указанным выше нормам права и не основано на фактических обстоятельствах дела.
2. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность государственной регистрации права собственности только на сформированный и учтенный в качестве объекта недвижимого имущества земельный участок.
Так, в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) отнесены земельные участки. Согласно статьям 15, 17, 18 ЗК РФ право собственности как вещное право, предусмотренное ст. 209 ГК РФ возникает только на земельные участки. В данных нормах указано, что объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, при этом части земельных участков не поименованы в качестве таковых. В соответствии с ст. 1 Закона о регистрации к недвижимому имуществу, право на которое подлежит государственной регистрации относятся земельные участки. Государственная регистрация права собственности на части земельных участков не предусмотрена Законом о регистрации. В соответствии с ст. 7, 16 Закона о кадастре на государственный кадастровый учет ставится объект недвижимого имущества – земельный участок. Части объекта недвижимого имущества могут быть учтены в ГКН только в составе сведений о самом земельном участке и при наличии сведений в ГКН об объекте недвижимого имущества.
Таким образом, действующее законодательство РФ не рассматривает часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости, объекта вещных прав. ЗК РФ, Закон о регистрации, Закон о кадастре различают часть земельного участка и земельный участок как объекты гражданского оборота, к которым применяется различный правовой режим. На часть объекта недвижимости, часть земельного участка может быть установлено только ограничение (обременение) вещных прав в соответствии с предусмотренной процедурой, в целях которой может быть осуществлен учет соответствующих частей земельного участка.
3. Отсутствие в действующем законодательстве «запретов на регистрацию земельного участка с учетным номером части, входящего в состав другого земельного участка» не свидетельствует о незаконности отказа в государственной регистрации, поскольку правоотношения, возникающие в сфере государственной регистрации относятся к публично-правовым отношениям, которые не предполагают диспозитивного урегулирования.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о регистрации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную Законом о регистрации. Таким образом, отсутствие в законе прямого запрета на регистрацию права собственности на часть земельного участка, тем не менее, не позволяет провести государственную регистрацию вещного права на часть объекта недвижимости.
Более того, порядок описания земельных участков установлен рядом публично-правовых норм императивного содержания, что исключает применение принципов гражданского законодательства о свободе волеизъявления при описании земельных участков.
Таким образом, государственная регистрация права собственности (вещного права) на части № 2, № 3 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021007:8, не сформированные в установленном законом порядке в качестве самостоятельных земельных участков противоречит ст.ст. 1, 9 Закона о регистрации, ст. 5, 7, 16 Закона о кадастре, ст.ст. 130, 209 ГК РФ, ст.ст. 15,17,18 ЗК РФ, Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660.
III. Заявителем в качестве подтверждения правовой позиции представлены судебные акты по делу № А40-59045/08-148-539. Управление поддерживает позицию судов первой и апелляционной инстанции, о том, что данные судебные акты не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют преюдициального значения. Определения ВАС РФ не носят обязательного характера для нижестоящих судов в применении норм материального права. Кроме того, при рассмотрении данного дела № А40-59045/08-148-539, учитывая диспозитивный принцип состязательности сторон арбитражного процесса, суд первой и апелляционной инстанции приняли судебные акты на основании представленных сторонами доказательств, высказанных доводов в защиту правовой позиции. Суд кассационной инстанции рассматривал указанное дело в установленных ст. 286 АПК РФ пределах, то есть исходя доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении данного дела № А40-59045/08-148-539 Управление Федеральной регистрационной службы по Москве не знало о подтвержденном судами правомерном отказе в выдаче необходимого для государственной регистрации кадастрового паспорта на земельный участок 77:02:0021007:8, а также его части с учетными номерами. В Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве отсутствовала информации о пересечении указанного земельного участка с другими земельными участками. В связи с чем, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве не обращало внимание судов на то, что при отсутствии кадастрового паспорта не исключена возможность регистрации права на часть земельного участка, принадлежащего другому лицу, либо право на который может быть заявлено другим лицом в будущем.
При рассмотрении данных дел суды не оценивали правомерность отказа в регистрации права собственности с точки зрения применения норм права, предусмотренных ст.ст. 1, 9 Закона о регистрации, ст.ст. 5, 7, 16, 45 Закона о кадастре.
Кроме того, выводы судов по делу № А40-59045/08-148-539 о том, что установленный Правилами порядок кадастрового учета частей объекта недвижимости «не исключает возможности государственной регистрации прав на части земельных участков, занятые объектами недвижимого имущества» приняты только на основании данных Правил и без учета ст. 24 Закона о кадастре, позволяющей в результате преобразования объекта недвижимости ставить на кадастровый учет несколько земельных участков, представляющих собой ранее один сформированный земельный участок.
IV. Практика регистрации права собственности на части земельных участков является порочной, и позволит в обход установленной процедуры, без соблюдения норм действующего законодательства (в том числе без соблюдения процедуры межевания) распоряжаться частями земельных участков, не сформированных и не поставленных на государственный кадастровый учет, созданный в целях индивидуализации объектов недвижимого имущества, обладающих уникальными характеристиками ( в частности, не повторяющемся во времени и в пространстве кадастровым номером – государственным учетным номером, состоящим из определенных цифр, расположенных в определенном порядке).
Сообщение отредактировал kog: 21 July 2010 - 17:02