Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Неклассические концепции права и юридическое сообщество


Сообщений в теме: 9

#1 Сергей77

Сергей77
  • продвинутый
  • 431 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 November 2010 - 17:48

В истории континентальной юриспруденции уже были два исторических периода, когда доктрина права и юридическая практика представляли собой две непересекающиеся реальности. Я говорю о первом столетии школы глоссаторов и времени господства школы естественного права.
Многие теоретики, философы права, а также отраслевики, интересующиеся философско-правовой тематикой знают, что некоторые современные ученые всячески проводят в жизнь идею об ограниченности "классических" концепций понимания права, необходимости формирования интегративной концепции или концепций, опирающихся на идеи неклассической научной рациональности.
Открыл эту тему с целью узнать отношение юристов (не только философов права и теоретиков) к следующим вопросам.
1. Согласны ли Вы с тем, что "классические" концепции правопонимания объективно устарели и не могут отвечать требованиям информационного общества? Нуждается ли современная теория права в качественном обновлении ее философско-идеологических и методологических оснований?
2. Каково Ваше отношение к концепциям права И.Л. Честнова и А.В. Полякова? Каков их потенциал для:
(а) философии права
(б) теории права
(в) догмы права?


Позволю себе привести фрагмент своего текста по этому поводу.

Вопреки последовательно формируемому в отечественной теории права мнению, что «классические» концепции понимания права отжили свой век и уже полвека как не могут удовлетворять критериям научности знания в современной социогуманитаристике
Так, И.Л. Честнов убежден, что «классические» типы правопонимания эпохи модерна неадекватны изменившемуся историческому и социокультурному контексту. «Если сегодня происходит переход к принципиально новой исторической эпохе, то неизбежен вывод, что правопонимание должно поменяться, другими словами, новой эпохе должна соответствовать иная концепция права». Честнов И.Л. Указ. соч. С. 110. Со ссылкой на целый ряд произведений философов ученый утверждает, что в современный период происходит переход к принципиально новой исторической эпохе, право которой характеризуется диалогичностью, постоянно изменяющимся содержанием, возвращением «действующего субъекта», соединением объективности с активностью субъекта. Именно поэтому «классические» типы правопонимания не могут адекватно ответить на «вызов» эпохи постмодерна. См.: Честнов И.Л. История политических и правовых учений: теоретико-методологическое введение. Учебное пособие. СПб., 2009. С. 225–226. См. также: Честнов И.Л. 1) Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000; 2) Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002; Поляков А.В. Прощание с классикой, или как возможна коммуникативная теория права // Российский ежегодник теории права. 2008. №1. С. 9–42.
, автор настоящего исследования считает, что именно «классические» концепции юриспруденции лежат в основе (по большей части) стихийно образующегося профессионального и обыденного правосознания, которые и создают общий интеллектуальный контекст, «жизненный мир» современного юридического сословия с имманентными ему видами деятельности.
Поскольку всякое позитивное право действует в рамках социальных институтов, постольку его функционирование всегда опосредовано, с одной стороны, (по большей мере «стихийным» и «аморфным») правопониманием профессионального юридического сообщества, и, с другой стороны, стереотипными идеями, представлениями общества о праве, «вписанными» в определенную культуру и историческую эпоху. Так, если в классической Греции философы не смогли создать такую форму выражения знания, которая бы была усвоена общественным сознанием, то поздние стоики, редуцировав логику Аристотеля к операциям с аподиктическими суждениями и внедрив ее в «систему общего образования», смогли сформировать право как социальный институт. Концепции философии права не имеют ценности in se в отрыве от юридического сообщества, формирования профессиональной культуры и юридических практик: идея, даже новаторская и соответствующая современной научной парадигме, сама по себе не способна изменить национальную правовую систему таким образом, что последняя «шагнет» в новую историческую эпоху. Ни школа естественного права XVII–XVIII столетий, ни марксистско-ленинская философия права XX века не изменили кардинальным образом юридическую догматику профессионального юридического сообщества. Чтобы стать частью действующей правовой идеологии концепция должна стать частью не только доктринального, но и профессионального правосознания, для которого декларации о новой исторической эпохе может оказаться явно недостаточно.
Поэтому все концепции эпохи постмодерна смогут стать частью права как социокультурного института и будут иметь социальную значимость лишь будучи встроены в профессиональное юридическое и общественное правосознание. В противном случае они останутся лишь достоянием «кабинетной» юриспруденции, идеологическим основанием доктринальных воззрений о праве, не способных «перешагнуть» границы монографий и статей.
С позиции позитивной науки максимальной социальной действенностью обладают не те концепции понимания права, которые адекватны современному уровню развития научного знания, «авангарду» научной юриспруденции, а те учения о праве, которые в наибольшей степени соответствуют групповым и массовым стереотипам, «естественной установке» профессионального и обыденного правосознания. Более ста лет назад Г. Еллинек справедливо утверждал, что «влияние политических учений… измеряется не абстрактной их истинностью, а той силой и глубиной, с которой они умеют покорять умы» (Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 223–224.).
Именно поэтому нам представляется, что в пристальном исследовательском внимании со стороны доктринальной юридической и философской мысли нуждаются концепции понимания права, наиболее востребованные сообществом юристов и обществом в целом.


  • 0

#2 evil_in_2712

evil_in_2712
  • ЮрКлубовец
  • 108 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 November 2010 - 00:14

Сергей77
Классические концепции не учитывают методологические изменения в социогуманитаристике в целом. Как только устаревает язык, происходит выпадение из контекста. Если впадать в крайности (а я впадаю :D ), то рано или поздно мы придем к вопросу о том, можно ли называть наукой ту сферу знания, которая утратила свои методологические основания?
Если Вас так заинтересовали Честнов с Поляковым, рекомендую почитать работу С.В.Лезова "Юридические понятия и язык права в современных зарубежных исследованиях"ссылка на файл .pdf. Довольно подробно изложены западные концепции, которые объединяют под общим термином "социолингвистическая юриспруденция".
Что касается второго вопроса, то любая концепция права, которая отталкивается от речевой коммуникации как его сущностной основы, на догму права претендовать не может. Просто в силу того, что предполагаемая возможность авторитарными суждениями "конструировать" факты исключает наличия "единственно верного" ответа на правовой вопрос.
  • 0

#3 Сергей77

Сергей77
  • продвинутый
  • 431 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 November 2010 - 15:30

evil_in_2712
За книгу спасибо, но ссылка у меня лично не открывается. Если есть возможность, закиньте в библиотеку ЮК.

Классические концепции не учитывают методологические изменения в социогуманитаристике в целом.


Честно говоря, не вижу в этом никакой беды. Школа естественного права тоже только декларировала свою приверженность гносеологическим идеалам естественных наук, но на самом деле использовала совсем иной инструментарий, по большей части схоластический. Юридический позитивизм разве в действительности взял и стал применять методологию научного позитивизма? Ничего подобного, он ее под юриспруденцию "переинтерпретировал" и вовсе не с целью превратить последнюю в часть социологии, а идеологически - для изгнания внепозитивных начал. Ни одна из изучаемых сегодня в теории права "школ" понимания права не применяла новомодные методологические схемы, а декларировала свою приверженность определенным идеям и пыталась выстроить уже имевшийся юридический материал и инструментарий так, чтобы все казалось более-менее последовательным. У юриспруденции всегда было свое лицо, которое мало зависело от изменений научных парадигм.
Рационалисты XVII_XVIII столетий не сделали юриспруденцию частью математики. Романтики-философы и романтики-истористы первой половины XIXв. не сделали юриспруденцию частью истории. Позитивисты второй половины XIXв. не сделали юриспруденцию частью социологии.

Как только устаревает язык, происходит выпадение из контекста. Если впадать в крайности (а я впадаю :D ), то рано или поздно мы придем к вопросу о том, можно ли называть наукой ту сферу знания, которая утратила свои методологические основания?

А юриспруденция и не является наукой. Но это нисколько не умаляет ее социального значения.
Про "выпадение из контекста". О. Шпенглер тоже считал, что современная ему юриспруденция впадает в гелертерство, не учитывает социальных реалий современного общества, изъясняется на языке, который уже давно как мало кем, кроме юристов понимается. И, кстати, немецкая пандектистика не умерла от таких приговоров Шпенглера, а, напротив, многие ее разрабокти легли в основу гражданского права России... Ну или, скажем, язык английских судей, полагаю, малопонятен ученым, идущим в ногу с социогуманитаристикой, и что от этого забуксовала и остановилась машина английского правосудия?
И потом, почему Вы решили, что позитивное право и теория права должны строиться на языке интеллектуалов, которых цитируют И.Л. Честнов с А.В. Поляковым? Чтобы концепции были социально действенны, они должны быть идеологически транслированы в массовое сознание, а иначе ничего не будет, независимо от того, как с позиции таких представлений выглядит язык классических концепций, известных юридическому сообществу.

Если Вас так заинтересовали Честнов  с Поляковым,...

"заинтересовали" - это на уровне краткосрочных и бурно протекающих реакций и это к студентам; для меня это - предмет профессиональной специализации.

любая концепция права, которая отталкивается от речевой коммуникации как его сущностной основы, на догму права претендовать не может.

А для действия права в рамках социальных институтов праву объективно нужна догма. Из этого утверждения вывод мы без труда с Вами сделаем.

Просто в силу того, что предполагаемая возможность авторитарными суждениями "конструировать" факты исключает наличия "единственно верного" ответа на правовой вопрос.

Массовое сознание любой исторической эпохи требует от права "единственно верный" ответ, а если его нет, не желает воспринимать такой регулятор легитимным.
  • 0

#4 Максим Никонов

Максим Никонов
  • продвинутый
  • 719 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 November 2010 - 17:49

позвольте влезть дилетанту в теории права со своими заблуждениями))
Сергей77

Чтобы концепции были социально действенны, они должны быть идеологически транслированы в массовое сознание, а иначе ничего не будет, независимо от того, как с позиции таких представлений выглядит язык классических концепций, известных юридическому сообществу.

А как быть с тем, что профессиональные (в том числе и юридические концепты) нельзя (по мнению того же Николая Николевича Тарасова) изложить в языке бара,дискотеки или подъезда? Отсутствие толковых "научно-популярных" книжек по праву об этом, как мне представляется, весьма убедительно свидетельствует.

Массовое сознание любой исторической эпохи требует от права "единственно верный" ответ, а если его нет, не желает воспринимать такой регулятор легитимным.

Не уверен, что массовое сознание что-то требует именно от права.Человек в своей жизни может и не столкнуться с правом (хотя право "молчаливо" здоровается с ним за руку при рождении) - как же он от него будет что-то требовать? А что касается восприятия регулятора как легитимного, то здесь, скорее, опосредованное восприятие права от работы правоохранителей, судов, результатов судебных споров, в которых граждане участвовали, работы СМИ.

evil_in_2712
ссылку тоже не смог открыть. Залейте, пожалуйста, в библиотеку ЮК.

p.s.
Вот, кстати, пример вброса "в народ" текста, содержащего профессиональную специфику и реакции на него как примеры массового сознания (см.комменты) : http://www.novayagaz...010/092/17.html
Да, можно не соглашаться в некоторых положениях с проф.Александровым и коллегами, но "аргументы", представленные в комментариях, простите, ни в какие ворота...
  • 0

#5 evil_in_2712

evil_in_2712
  • ЮрКлубовец
  • 108 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 November 2010 - 00:20

А юриспруденция и не является наукой

Является или нет, но на звание науки претендует.

Массовое сознание любой исторической эпохи требует от права "единственно верный" ответ, а если его нет, не желает воспринимать такой регулятор легитимным.

Вот именно! Вот именно, что не желает. О чем говорит утрата легитимности? Как ее вернуть праву? Придумать тот самый "единственно верный"? Коль скоро право - продукт деятельности Субъекта, единственного, а тем более - верного, никогда не будет.

Добавлено немного позже:
Залила http://forum.yurclub...p?download=5270
  • 0

#6 Anna V

Anna V
  • продвинутый
  • 669 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2010 - 05:16

Позволю себе влезть с комментариями к твоему куску текста.
Да, классика она на то и классика, что лежит в основе. На данный момент лежит.
А дальше - мир-то меняется. Скажем... Не сильна в истории, но какова вероятность, что парламенты голосовали закон, полученный в раздатке за минут 10 до начала заседания - где-нибудь так века полтора назад? Причем успешно голосовали. Не успев прочитать. И не то чтобы исключение, а вполне себе рутинная процедура. С каким количеством и разнообразием источников права, людей, конфликтов сталкивался человек 150 лет назад и сейчас... В общем, мое не претендующее на правильность мнение - слишком у нас всего много, быстро и разно, и в рамках классической парадигмы вроде как пытаемся угнаться, а имеем...? Имеем как минимум очевидность мифологического характера половины (если не больше) того, что "научно" описывалось еще не так давно и продолжает описываться в большинстве учебников как та самая "классика", внедренная в массовое сознание. И еще имеем - как мне кажется - полную не очевидность, что с этим делать дальше. На уровне ощущений - классические исследования не справляются, точнее, какие-то объяснения дают, но как-то все это... сравнительно с масштабами изменений....
Плюс - не помню, с тобой или нет мы обсуждали.... А)))) Это я тебе писала ответ в другую тему. Но не дописала, поскольку кое-кто выкладывал слишком много статей :D И у меня накопилось страниц пять моего ответа, которые уже совсем невозможно выкладывать))))))) В общем, если вкратце. То стиль юридического мышления, если брать основные принципы, а не их выражение в конкретный исторический момент - не менялся со времен чуть ли не становления юриспруденции как самостоятельной сферы. Но менялось содержание. И многие новые концепции, которые вроде как стиль этот не поменяли - направленность содержательную работы очень даже поменяли. И я не уверена, что не это не стало "частью" профессионального сознания. Иначе боюсь мы доотсекаемся до того, что последнее изменение профессионального сознания было у нас пару тысяч лет назад...
Концепции философии права не имеют ценности в отрыве от юридического сообщества, профессиональной культуры и юридических практик, конечно, согласна. Только не факт, что они не повлияют на формирование будущего сообщества с его культурой и практиками. Идея сама по себе вообще - в принципе - ничего сделать не способна. А вот разделяющий эту идею человек - очень даже, почему же. Особенно при наличии некоторой пассионарности \ качества \ количества разделяющих. В данный момент, видимо, нельзя предугадать, как встанут звезды и какие новые идеи из высказываемых "выстрелят" так, что лет через сто про них будут говорить "классика", "сообщество приняло", "это в культуре любого юриста" и т.п. Но мне почему-то кажется, что точно выстрелят, потому что в классической парадигме некоторые вещи очень сложно адекватно описать. И не факт, что это будет именно то, что сейчас востребовано нашим обществом. Массовым стереотипам много чего не соответствовало такого, что отлично начинало соответствовать через некоторое время. Может основой будущего профессионального сознания станет труд ученого, на данный момент являющийся "кабинетным".
(В общем, пришла я с мыслью, что должна же я наконец ляпнуть какую-нибудь глупость, и я таки нашла место это сделать))))
  • 0

#7 Va-78

Va-78
  • ЮрКлубовец
  • 161 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2010 - 17:16

Имха основной трабл уже указан - устарел язык юриспруденции - он не описывает сегодняшних явлений "а-натюрель".
  • 0

#8 Сергей77

Сергей77
  • продвинутый
  • 431 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 11 September 2011 - 23:30

Максим Никонов
Сергей77

Чтобы концепции были социально действенны, они должны быть идеологически транслированы в массовое сознание, а иначе ничего не будет, независимо от того, как с позиции таких представлений выглядит язык классических концепций, известных юридическому сообществу.

А как быть с тем, что профессиональные (в том числе и юридические концепты) нельзя (по мнению того же Николая Николевича Тарасова) изложить в языке бара,дискотеки или подъезда? Отсутствие толковых "научно-популярных" книжек по праву об этом, как мне представляется, весьма убедительно свидетельствует.

Идеологическая трансляция не предполагает адекватности навязываемого образа аутентичному содержанию концепции. Владимир Ульянов не объяснял пролетариям с броневика "Немецкую идеологию" в языке Карла Маркса и Адольф Шикльгрубер, впадая в ораторский экстаз, не вдавался в тонкости "Феноменологии духа" Георга Гегеля.
Тарасов говорит о невозможности адекватного объяснения юридических концепций в подъездно-дискотечных языках.
При этом любая трансляция специальной концепции, адекватно выраженной в профессиональных языках, востребует идеологизацию для переноса своих базовых представлений в обыденное сознание.

Не уверен, что массовое сознание что-то требует именно от права.Человек в своей жизни может и не столкнуться с правом (хотя право "молчаливо" здоровается с ним за руку при рождении) - как же он от него будет что-то требовать?

Обыденное сознание начинает требовать от права в ситуациях, где задействован личный интерес, и требовать единственного решения в пользу этого интереса. Для этого требования не обязательно обладать даже минимальной информированностью о праве.

А что касается восприятия регулятора как легитимного, то здесь, скорее, опосредованное восприятие права от работы правоохранителей, судов, результатов судебных споров, в которых граждане участвовали, работы СМИ.

Согласен.
  • 0

#9 Капитан очевидность

Капитан очевидность

    Рупор логоса

  • продвинутый
  • 613 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 September 2011 - 21:26

Обыденное сознание начинает требовать от права в ситуациях, где задействован личный интерес, и требовать единственного решения в пользу этого интереса. Для этого требования не обязательно обладать даже минимальной информированностью о праве.


Подождите, я вот только что не пойму, при этом сознание чем руководствуется, интересом или все же чем то другим? Или все же есть какое то общее информационное поле, требовать то понятно, а мотивы побуждающие требовать? Это я у Вас так тонко интересуюсь, какой Вы придерживаетесь концепции о знании(логосе).
  • 0

#10 Сергей77

Сергей77
  • продвинутый
  • 431 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 May 2012 - 15:15

В.И. Павлов Постклассические концепции субъекта права и синергийная антропология
http://synergia-isa.ru/?p=8552
Аргументированные мнения приветствуются.
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных