Давненько я тут не был.
Va-781) "нарушение закона" и "невыполнение закона" - это одно и то-же?
Нет. Нарушение закона более широкое понятие.
2) Может-ли существовать закон, не имеющий определенного наказания за его "нарушение/невыполнение"?
Может.
restkom1.Регулятор поведенияЕсли понимать закон как реглуятор обществнных отношений, то действительно возникает вопрос: может ли реально действовать норма, не обеспеченная санкцией? И не будет ли она являться априори чисто декларативной?
Безо всякой санкции могут соблюдаться религиозные или моральные нормы, но никак не нормы закона. Только если они совпадают с нормами морали - они вполне могут соблюдаться без санкции, да и то не всеми. Суть же закона - в его обязательности, равной необходимости соблюдения для всех. А она иначе как угрозой кнута достигнута быть не может. Ибо если нет кнута и за нарушение ничего не будет, то какой смысл эту норму соблюдать?
Моральные или религиозные нормы не являются регуляторами общественных отношений? Судя по вашим словам, не являются, т.к. регулятор, по вашему, обязательно должен обладать силой принуждения.
Далее вы пишете:
Я разве говорил где-нибудь, что закон есть единственный регулятор поведения людей, что он регулирует все действия индивида или что действия субъекта регулируется всеми законами?
Разумеется, подобная мысль (и я приношу извинения, если дал повод так себя понять) абсурдна. Закон есть один из регуляторов поведения субъектов в ограниченном перечне отношений.
Вы, конечно, извинились, но из предыдущих ваших слов о том, что регулятор должен обладать силой принуждения, не понятно, какие по вашему ещё существуют регуляторы поведения (кстати, вы, действительно, не все перечислили).
….А обеспечиваться указанным принуждением - вполне. Разумеется, обеспечивается исполнение не самого текста, а нормативных предписаний, в нем указанных.
….
Закон - объективизированная в тексте воля.
Т.е. принуждение, как
средство обеспечения предписания, по отношению к нормативному предписанию является
внешним и
не составляет, как это вы указывали выше, сути этого предписания?
Я так понимаю, что у вас только закон, обладающий принудительными средствами, может претендовать на право называться регулятором поведения? Если нет, то почему моральные или религиозные нормы тоже являются реально действующими? Они ведь не обладают силой принуждения (я сейчас не говорю о том, что негативная реакция общества на невыполнение этих норм может быть жёстче чем меры государственного принуждения).
2.Стимул поведения Мне кажется, это стимул соблюдать моральные, а не правовые нормы….
Основным же стимулом соблюдения правовых норм все равно всегда оставалось и остается именно пресловутое государственное принуждение.
Закон обладает силой государственного принуждения. Его угроза, выраженная в форме санкции, и является основным стимулом к исполнению закона и выстраиванию в соответствии с ним поведения индивида.
Принуждение не может быть стимулом поведения.
Принуждение – это возможность защитить своё право силой.Есть множество вариантов поведения, как законных, так и незаконных. В соответствии со своими интересами, побудительными мотивами (стимулами) я выбираю один из них. Если это один из вариантов поведения (тем более, которое я мог не осуществлять) не запрещённого законом, то о каком принуждении речь? Если же это незаконный вариант поведения, то вот тут-то могут включиться и принудительные механизмы.
Gemüt в одном из своих постов наглядно продемонстировал, что принуждение не является стимулом поведения людей:
причины, в соответствии с которыми закон исполняется теми, кому он адресован
Потому, что, например, на переходя улицу на зеленый свет, я так поступаю не от того, что дяденька полицейский оштрафует меня на 200 (или сколько там сейчас?) рублей, а потому, что жить хочется, и желательно здоровым. Я плачу за хлебушек в магазине не потому, что с меня взыщут его стоимость+% по ст.395 ГК РФ, а потому, что полагаю обмен разумным. Кроме того, в этом магазине хлебушек мне в следующий раз могут продать уже только при условии предоплаты, что не очень удобно. А принуждение... если Вы хоть раз в жизни работали с приставами, то понимаете чего стоит исполнение даже тех 50% судактов, которые вообще исполняются. Если брать бизнес, то договоры соблюдаются не только и не столько под страхом взыскания, а для того, чтобы у организации были постоянные партнеры и новые не страшились приходить - репутация, она, знаете ли, дороже денег, ибо за деньги ее не купить.
Такое исполнение можно охарактеризовать как случайное - в том смысле, что поведение субъектов выстраивалось бы, в целом, по той же линии и без наличия соответствующего закона. С определенными допущениями, думаю, можно говорить о таких нормах как об обычае. Посему полностью соглашусь с Rijir
В части стереотипного поведения тоже соглашусь с Rijir. Однако, не стал бы выделять элемент случайности.
Как бы мы не говорили о законе, как о воле законодателя,
закон лишь содержит в себе частный интерес, но, при этом, во многом основывается на общепринятых нормах, на которых в т.ч. строиться стереотипное поведение.
дерзну предположить, что соблюдение закона в случае его расхождения с социальными ожиданиями субъекта базируется как раз на нежелании быть подвергнутым санкции. Потому как других стимулов для его соблюдения я не вижу.
Подвергнутым наказанию.
Человек тяготеет к стабильности. Не стоит забывать, что
стремление к стабильности (более в общем виде, выражаясь языком психологов, это стремление к безопасности)
это одна из человеческих потребностей (согласно иерархии потребностей А.Маслоу
более сильными являются лишь физиологические потребности: голод и т.д.). Для его асоциального поведения
требуются определённые условия. Одного не соответствия социальным ожиданиям мало.
3.Воля государстваправо устанавливается государством и выражает его волю
Закон обладает силой государственного принуждения. Его угроза, выраженная в форме санкции, и является основным стимулом к исполнению закона и выстраиванию в соответствии с ним поведения индивида.
Уточню, закон или право устанавливается волей государства?
По моему скромному разумению, в основе формирования воли лежит иерархия ценностей субъекта. Применяя ее к кокнретной ситуации, он совершает те или иные деяния, определяет для себя степень ценности и приемлемости того или иного объекта.
общество состоит из множества людей, представления которых о должном весьма и весьма неоднородны, всеобщее соблюдение закона может быть основано только на государственном принуждении.
Представление о должном – это этическая сфера. Оно на то и представление, что в основе своей это сложившееся неписанное правило поведения. Это может быть, также субъективное представление о правилах бытия, различного рода коммуникациях, сложившееся на основе практики быта и применения целого комплекса различных норм и общественных ценностей.
При этом, надо учитывать и
элемент воспитания (т.е. формирование того, что выше названо стереотипным поведением). Ведь знание о нормах является не врождённым, а приобретённым
эмпирическим знанием из практики окружающего социума.
В процессе воспитания этот комплекс норм, отношений усваивается, опытным путём перерабатывается. Создаётся представление субъекта о правилах бытия. Это его представление (комплекс норм субъекта для самого себя), основанное на общественной практике, исторических традициях социума, личном опыте самого субъекта.
Эмпирическое знание не может быть полностью единым для всех, хотя бы потому что
объём всякого эмпирического знания зависит от различных условий. Однако,
базовые значения этого знания (на уровне что такое хорошо, что такое плохо; добро-зло; справедливое-несправедливое и т.д.) закладываются в процессе воспитания, а оно формируется не только родителями, но и всей практикой социума.
Если эти базовые значения у большинства членов социума различны, то такой социум в лучшем случае лихорадит, а в худшем – перестаёт существовать. Так что,
однородные представления в социуме это базовое субъективное множеств…Спросите, как «кроха сын отца» о том, что есть хорошо и что есть плохо на конкретных примерах множество людей в социуме… Почти все ответят одинаково, но своими словами… Даже дети элементарные вещи вам объяснят своими словами.
Так и
применение таких норм идёт из обыденного понимания, которое в социуме во многом однородно.Закон же это текстуальная норма (при чём, не обязательно отражающая реальные отношения в обществе), т.е. объективно существующий
конкретный текст нормативного предписания. Применение его исходя из конкретных словесных оборотов и их значений. Тут не всегда достаточно обыденного понимания.
Обращаю, внимание, что вы пишите
не об установлении нормы из числа неоднородных множеств,
а о её соблюдении, т.е. норма уже установлена. Она внешне привнесена в социум? Откуда она взялась если множества неоднородные, а государство, как вы пишите, выражает интересы определённой социальной группы (где также множества неоднородные)? И вообще, как тогда могла образоваться социальная группа или как могло образоваться государство если множества неоднородные?
Ни государство, ни социум, ни социальная группа не может существовать в хаосе неоднородных множеств. Должно быть
нечто общее, объединяющее, определяющее представления о поведении в обществе, о добре и зле и т.д.
Отсутствие однородных базовых представлений в социуме – это хаос, это гибель социума. А чтобы иметь возможность принуждения в социуме, необходимо иметь власть и способность применить силу. Если это не толпа, то плохо представляю себе в социуме силу, в основе которой не организация (упорядоченность, унификация – нечто общее и однородное), а хаос.
Воля, по моему разумению, в данном контексте представляет собой желательный для субъекта результат, поставленную цель, соответствие интересам. Воля государства тождественна воле законодателя А то, чьи цели и интересы представляет законодатель, определяется в каждом конкретном государстве и даже в каждом конкретном случае по-своему. То есть воля государства есть соответствие потребностям какой-либо социальной группы.
По моему скромному разумению, в основе формирования воли лежит иерархия ценностей субъекта.
Скажите пжлст, а у этого множества людей представления о нормах закона весьма и весьма однородны?
Если закон определен с абсолютной точностью - то, полагаю, что да.
Вопрос о представлениях о нормах закона не совсем корректен, т.к. закон имеет конкретное текстуальное выражение. Тут можно говорить с позиций знания - не знания (речь идёт о знакомстве с текстом, а не просто с бытовым знанием, опытом), умения применять – не умения применять, верное толкование - не верное.
Если же говорить о точности выражения социальной нормы в тексте закона, то абсолютная точность тут не возможна.
Во-первых, текстуальная форма закона не допускает абсолютной точности. Отношения в социуме меняются (не статичны). Да и всего многообразия в тексте не охватить.
Во-вторых, вы определили что закон это воля государства (оставляю без комментариев слова о том, что воля = результат, воля = соответствие потребности), выражающего интересы какой-либо социальной группы, т.е. не всего общества, а лишь части общества (если вы говорите о принуждении остальной части общества, то уместно говорить в терминологии эксплуататоры-эксплуатируемые).
Иными словами,
государство охраняет выраженный в законе, частный (не всеобщий) интерес эксплуататоров. Здесь вопрос не ценностей, а
общих материальных потребностей, как ценностей для субъекта, определённой группы.Не будем вдаваться во всё многообразие споров по данному вопросу, отметим лишь, что
закон содержит в себе частный интерес.
Упомянутая вами, категория должного (всеобщее, необходимое) частного интереса (частное, случайное) не допускает. О законе можно говорить в категориях обязанности (несвободы), законности, но не в категориях долженствования (свободы).
Частный интерес это внешняя свободна (не внутренняя, т.е. не в контексте долженствования) для одних и несвобода для других.
Если закон выражает частный интерес, то об абсолютной точности можно говорить лишь в контексте полноты выражения интереса определённой социальной группы, а не о всём множестве.
В-третьих, об однородности можно говорить, с определёнными оговорками, лишь в базовых значениях, что также не говорит об абсолютной точности закона. Более того, даже в рамках одной социальной группы представления весьма неоднородны.
В-четвёртых, даже выражая частный интерес социальная группа, находящаяся у власти находиться в условиях определённого социума (его традиций, условий жизни и т.д.), её состав не статичен и состоит из людей этого социума. Её интересы, потребности и т.д. обусловлены окружающими условиями, в т.ч. связанные с традициями, воспитанием, общими ценностями, общими общественными нормами.
Говоря о законе, как о частном интересе, мы не говорим о том, что связано с традициями, воспитаниями, историческим прошлым социума, мы не говорим о целой системе взаимоотношений, комплексе социальных норм, представлений о справедливости.
Устанавливая свой частный интерес, социальная группа, находящаяся у власти, так или иначе не может не учитывать всего вышеуказанного, хотя бы потому что её частный интерес во многом опирается на эти явления социума.
Социальной группе, пришедшей к власти, сложно будет удержаться у власти если она не будет учитывать (делать уступки и т.д.) и интересы (волю, желания, настроения, чаяния и т.д.) других групп, тем самым, действуя и в их интересах, тем самым, устанавливая новый баланс сил в социуме.
Если всё это так. Если верно, что закон выражает частный интерес. Если верно, что закон обеспечивается принуждением, где принуждение лишь средство.
То верно и то, что закон это средство (установление) выражения (норма) интересов, при регулировании общественных отношений, а принуждение это средство обеспечения (защиты) этих интересов.
Если всё это так, то мы опять возвращаемся к ранее заданным мною вопросам:
«Т.е. принуждение, как средство обеспечения предписания, по отношению к нормативному предписанию является внешним и не составляет, как это вы указывали выше, сути этого предписания?
Я так понимаю, что у вас только закон, обладающий принудительными средствами, может претендовать на право называться регулятором поведения? Если нет, то почему моральные или религиозные нормы тоже являются реально действующими? Они ведь не обладают силой принуждения (я сейчас не говорю о том, что негативная реакция общества на невыполнение этих норм может быть жёстче чем меры государственного принуждения)».
Сообщение отредактировал Dmitry Belyakov: 13 March 2011 - 01:12