И возникли вопросы:
- нужно ли включать в состав доходов суммы, обязательства по перечислению которых налогоплательщику третьим лицом были прекращены зачётом?
- можно ли включать в состав расходов, уменьшающих облагаемые налогом доходы, суммы, обязательства по перечислению которых налогоплательщиком третьему лицу были прекращены зачётом?
Полагаю, что ответы на эти вопросы должны быть одинаковыми...
Аргумент за то, чтобы не включать: НК указывает что и расходы должны быть "фактически произведённые" (пп.1 п.1 ст.220), и доходы могут быть в только (ст. 210) денежной, натуральной формах и в виде материальной выгоды (строго в соответствии со ст. 212) - места зачёту тут вроде бы и нет.
Но тогда возникает забавная ситуация: размер налога может зависеть только от того, был зачёт или нет.
Мне это представляется странным.
Есть налог или нет, каков его размер - это должно зависеть только от самих условий сделок, а не от того, был ли по ним зачёт (а он ведь может вообще быть по желанию одной стороны... заявил ты о зачёте и, бац, платит твой контрагент больше налогов чем рассчитывал... а в законе должно быть точно определено за что, какие и сколько налогов мы платим).
Поэтому и доход надо понимать скорее как просто экономическую выгоду (ст. 41 НК) вне зависимости от того, перечисляли ли в такой ситуации деньги. И применительно к расходам "фактически произведённые" означает по сути ещё и типа как "подлежащие уплате по договору, но не уплаченные реально в связи с зачётом".
В конце концов Минфин вон в своих письмах смело отнёс к доходам неустойку по кредитным договорам, которую банк прощает должнику... типа это экономическая выгода должника, хотя никакого перечисления денег не было.
Понимаю, конечно, что в конкретной ситуации налоговая скорее даст ответ на эти вопросы исходя из того, что более выгодно бюджету.
Ну а общественность что думает?


