Перейти к содержимому


Фотография
* * * * * 1 Голосов

У меня вышла новая книга


Сообщений в теме: 13

#1 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 April 2013 - 13:58

Султанов А.Р.
Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека. – М.: Статут, 2013. – 544 с.

http://estatut.ru/book/754/



ПРЕДИСЛОВИЕ.

Тема свободы совести такая же древняя, как и сама религия. Преданность свободе и провозглашение ее высшей человеческой ценностью характерно для всех верований без исключения. «Объявите свободу на земле всем жителям ее» (Лев: 25; 10) – говорится в Ветхом Завете. Этому следует и Св. Павел, когда говорит: «Стойте на свободе, которую даровал нам Христос» (Галл.: 5; 1). Можно не сомневаться, что апологет любой другой веры укажет не меньше откровений, защищающих свободу, в том числе и религиозную свободу.
Но, как правило, такая свобода защищалась для «своей» веры, ибо каждая иная вера другие верования в лучшем случае считала заблуждениями. Да, были исключения (и, опять-таки, идеологи каждой религии без труда назовут примеры), но именно потому, что они исключения не могли повлиять на утверждение универсального признания свободы совести и религии. В Миланском эдикте 313 г. император Константин гарантировал каждой религии «отправлять обряды в соответствии со своей верой», а его современник христианский философ Лактанций даже высказывал утверждение: «Ничто не требует свободы воли так сильно, как вера и ни от кого нельзя требовать поклоняться тому, чему он не желает поклоняться».
Однако, история этой религии пойдет другим путем. Даже сторонники свободы верований откажутся от своих убеждений и начнут утверждать жесткое насаждение христианской веры. Показательным в этом плане является учение Блаженного Августина. В его ранних сочинениях Августин – идеолог свободы веры; раскол церкви на православных католиков и донатистов вынудил его к призывам, что только мирное убеждение поможет преодолеть раскол; идеологически зрелый Августин – ярый противник еретиков и инаковерующих: « Не ищи более своих ложных и лживых богов, брось их и иди к нам дабы обрести истинную свободу», кто же этого совета ослушается, заслуживает сурового обращения, а не прощения.
Сегодня излюбленным утверждением идеологов христианства является констатация, что права человека, в том числе и свобода совести, являются детищем христианской веры. Но мало кто говорит, в каком сложном, длительном религиозном, в том числе и христианском противостоянии эти права и свободы утверждались. Как в любой сфере духовной жизни история религии знает прогрессы, застои и регрессы; были отцы церкви выдающиеся мыслители и творцы, организаторы народной духовности, были и такие, о которых сегодня предпочитает молчать и сама церковь.
Но прогрессивного влияния религии на развитие права, на выделение прав человека как основоположного начала в праве вряд ли кто станет отрицать. Во многом в этом преуспело христианство, но и другие религии не отставали от него. Показательно, что каждая из религий знает свою длительную жесткую, иногда жестокую борьбу вокруг права (вначале со светской властью за преимущество, затем за сферы действия, а затем за его гуманизацию) и прав человека (за их признание, божественное происхождение и т.д.).
История борьбы церкви за утверждение прав человека еще ждет своего исследователя. Многие институты современного права (семьи, собственности, труда и др.) имеют свои религиозные корни, многие права человека (право на жизнь, на справедливый суд, свобода мысли, совести и религии и др.) складывались как основоположные духовные начала религий каждой из современных цивилизаций. А ядром всех этих и других прав человека является достоинство человека, которое каждая из религий поднимает до уровня божественного. В христианстве в создании человека Бог заложил божественное («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» - Быт. 1; 26), наделил Его своим Духом («И вдунул в лице его дыхание жизни» - Быт. 2; 7). Отсюда покушение на достоинство человека, умаление его достоинства – это покушение или умаление божественного.
В Коране человек тоже наделен божественным началом («Сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника» - Сура 2, Корова, 28 (30)); в Пятикнижии и Гафтарот мы читаем тоже: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему», «и вдунул в ноздри его дыхание жизни» (Брейшит І, 26 ІІ, 7).
Достоинство может быть разным («Рувим… верх достоинства» - Быт.49; 3), его можно отнять по суду («и достоинство его да возьмет другой»- Псл. 108; 8), но безосновательно покушаться на достоинство человека величайшее преступление и грех. Уважение свободы совести каждого – это прежде всего уважение его достоинства. Человек может мыслить по-другому, иметь свою религию или свои убеждения, ее исповедовать или придерживаться их, но это не повод к применению к нему ограничений или санкций. Истоки этих стандартов заложены в основоположных религиозных источниках. «Немощного в вере, - учил Св.Павел в Послании к Римлянам,- принимайте без споров о мнениях» (14; 1), а в Первом послании к Коринфянам прямо говорил: «Когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. …Надлежит быть в разномыслии между вами, дабы открылись между вами искусные» (11; 18-19).
То, что очевидно было из религиозных источников, не всегда соблюдалось в реальной жизни. Не будет большой ошибкой сказать, что раньше других прав и свобод человека общество заговорило о свободе совести, веры, религии, позже других прав государство признало это право за человеком. История религий – это беспрерывные войны за навязывание своей религии, своей веры – как между религиями (ислам и христианство, индуизм и ислам, буддизм и индуизм и т.д.), так и в рамках одной религии (католицизм и православие, протестантизм и римо-католицизм и т.п.
На каждый правовой акт, который государство вынужденно принимало в плане разрешения свободы совести и вероисповеданий, оно вслед за этим издавало десятки актов, запрещающих или ограничивающих эту свободу.
На международно-правовом уровне о религиозном плюрализме впервые заговорили в XVI в., когда религиозные войны фактически поставили европейские государства на колени. Однако, ценности, которые закрепляли в этой сфере международные договоры, еще долго будут отставать от тех, которые отстаивали религиозные общины и их мыслители. Когда в Аугсбургском религиозном мире (1555 г.) закреплялся принцип cuius region eius religio («чья власть, того и религия»), то прогрессивная Европа устами С.Костеллио уже говорила о религиозной свободе как праве отдельного человека.
Эту мысль передовые мыслители Европы будут настоятельно отстаивать, хотя еще Б.Спиноза и Дж.Локк в его «Письмах о толерантности» еще будут ее доказывать, как доказываются духовные первооткрытия (в истории правовой мысли даже утвердится термин «Локкианская революция религиозной свободы»). Вестфальский мир 1648 г. уже говорит о праве человека на отправление религиозных культов в равной мере с другими «косвенными правами».
Идеи религиозной толерантности постепенно эволюционировали в призыве признать полноценную религиозную свободу. ХХ век ознаменовался утверждением этой свободы в основоположных международных универсальных и региональных актах и, практически, подавляющем количестве конституций государств мира.
Тем не менее формальное закрепление свободы совести в международно-правовых и внутригосударственно- правовых актах, еще не значит, что это право человека полноценно реализуется на практике.
Государства и церкви продолжают прямо или косвенно препятствовать реализации этого права. Средства его умаления достаточно разнообразные: конфессиональный шовинизм, ксенофобия, национализм, болезненная реакция одной церкви на желание верующих другой церкви, государственное подавление религиозных меньшинств, ущемление их церковных структур, провокации конфликтов между представителями различных вероисповеданий, предоставление привилегий одной церкви и лишение их – другой, различного рода законодательные, налоговые, имущественные лишения по сравнению с либерализацией статуса «господствующей церкви», государственное игнорирование насилия против религиозных меньшинств, ограничение деятельности иностранных религиозных проповедников и нетрадиционных религий, создание препятствий в регистрации, приобретении имущества, недвижимости, расцвет областных видов законодательных актов, часто дискриминирующих, унижающих статус инаковерующих, лишение права на альтернативную службу, на свое вероисповедание в местах лишения свободы, в школах, армии, детских домах и домах для престарелых, запреты на религиозные пикеты, крестные ходы, не рассмотрение жалоб и заявлений верующих – это далеко не полные перечень из арсенала борьбы современного государства и его чиновников со свободой совести и убеждений.
С этой целью нередко используются заказные публикации, исследования ученых, пропагандистов, да и деятелей церкви. Свобода совести продолжает быть «золушкой» среди других прав и свобод человека. Если ситуация не поменяется, то вскоре, чтобы честно исследовать и писать на эту тему, понадобится мужество.
Вот почему работа А.Р.Султанова «Защита свободы совести, распространение убеждений через призму Постановлений Европейского суда по правам человека» вызвала неподдельный интерес.
Тому есть две причины. Во-первых, решения Европейского суда по правам человека, что касается свободы совести, не всегда адекватно воспринималось учеными и практиками. Пожалуй, это та статья Конвенции, по которой решения этого Суда больше всего критикуются. Здесь в вину ему ставятся десятки различных «разоблачений»: что сами судьи, исповедуя разные веры, не могут договориться между собой в каждом конкретном деле; что Суд боится брать подобные дела к своему рассмотрению, а поэтому часто использует критерий неприемлемости; что Суд не считает свободу совести и религии важными в системе прав человека и относится к ним как к факту, который приходится терпеть; что мотивировочная часть судебных решений этого Суда наиболее уязвима; что многие очевидные нарушения статьи 9 Конвенции Суд боится признать таковыми, а поэтому чаще всего бывает предвзятым; что он умышленно распространяет положения статьи только на традиционные религии, а «новые», «нетрадиционные» или религии меньшинств не признает в качестве подпадающих под сферу действия этой статьи; что Суд умышленно суживает сферу действия статьи даже для традиционных религий, а поэтому и гарантии, которые он называет, не всегда являются адекватными; что Суд всегда был предвзятым к нехристианским религиям и т.д. и т.п.
Во-вторых, уже сам автор, исследования которого знают не только в республиках постсоветского пространства, подогревает интерес к этой проблеме. А.Р. Султанов один из немногих, который рассматривает право сквозь призму потребностей и интересов человека, а не как средство государственного влияния на общество и личность. Для него не всякое право государства есть право, а нередко он находит в нем и произвол, и злоупотребление правом, и даже «антиправовую систему права». Критерий уважения достоинства человека для него есть та лакмусовая бумажка, которая позволяет определить, что есть право.
Человек, его права и свободы занимают основное внимание автора и в этой работе. Когда он касается человека, то даже стиль изложения другой:
- «религиозные убеждения меняют человека, делают его более нравственным»;
- «отрицание свободы совести это отрицание основ существования общества и для религиозного лидера они сродни самоубийству»;
- «как гражданам России нам бы хотелось, чтобы права и свободы человека в России соблюдались, а не были мечтой идеалистов. Граждане России заслужили уважение их прав и свобод и того, чтобы государство их воспринимало за разумных существ, которые могут сами отделять зерна от плевел и не нуждаются в цензурной опеке, в ее замаскированных под борьбу с экстремизмом проявлениях». Здесь боль, сострадание, желание помочь человеку.
Но когда речь заходит о нарушителях прав и свобод человека, а в том случае, когда им является государство, его органы или отдельный чиновник – его выводы жесткие, четкие и даже в каком-то смысле повелительные:
- «Полагаем, что Российские Власти должны воспринимать Постановления ЕСПЧ не в штыки, а как помощь в выполнении функций по защите прав и свобод человека»; или:
- «На наш взгляд, в данном утверждении Российские власти попытались ввести ЕСПЧ в заблуждение и показать, что в настоящее время законодательство исправлено»; или:
- «На наш взгляд, настало время исполнить взятые Россией на себя обязательства при вступлении в Совет Европы, а не ждать, когда к этому будет снова и снова подталкивать Комитет Министров Совета Европы в рамках исполнения Постановлений ЕСПЧ или ПАСЕ в рамках мониторинга выполнения Российской Федерацией своих обязанностей и обязательств».
Определяя виновного в нарушении прав человека, А.Р. Султанов не прячется за абстрактным термином «государство», а, как правило, называет конкретного нарушителя не зависимо от его места в системе органов государства или в чиновничьей иерархии:
- «неуважение к нормам Конституции РФ и нормам международного права в первую очередь породил законодатель… именно законодатель заложил нарушение прав и свобод религиозных групп»;
- «необходимо отметить, что это не первая попытка органов прокуратуры ликвидировать юридическое лицо за обучение религии»;
- «Управление налоговой службы действовало за рамками своей компетенции: налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность»;
- «современная цензура не озабочена установлением прямого смысла и необходимостью соблюдения принципа добросовестности наоборот, она занимается толкованием и поиском скрытых смыслов, находя даже то, что не имели в виду авторы» и т.д.
Естественно, что на суд он возлагает главную ответственность, так как в нем каждый человек видит свою последнюю надежду в защите нарушенных прав и свобод, но, к сожалению, суд не всегда оправдывает эти ожидания человека, а нередко и сам нарушает его права и свободы. В таком случае оценка А.Р.Султанова жесткая, уничижительная, а нередко и с долей сарказма:
- «Верховный Суд не смог отличить два различных института права»;
- «К сожалению, суд в данном Постановлении… не привел никакого обоснования ограничению защищаемых Конвенцией прав и свобод человека. Не было ни одного довода о том, что ограничения предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе»;
- «По всей видимости, суд «несколько» спутал конфискацию с чем-то другим»;
- «Верховный Суд проигнорировал необходимость применения ст. 9 Конвенции» и т.д.
А с какой тоской и надеждой звучит авторское: «Как хотелось бы, чтобы в России началась кампания по защите прав и свобод человека»? К сожалению, сегодня это могут сказать о своих государствах и в Украине, Беларуси, Молдове, Грузии и во многих других государствах-членах Совета Европы.
Позиция А.Р.Султанова понятна и вызывает уважение. Работа, несомненно, будет затребована и вызовет многочисленные отклики в европейском юридическом сообществе, и не только!
В.Г.Буткевич,
Доктор юридических наук, профессор,
Судья Европейского Суда по правам человека
в отставке (Киев, Украина).






О свободе совести - основе демократического общества и ее защите.


Был день, когда господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,

В нем издыхал первосвященник сам.

Еще страшней, еще неумолимей
И в наши дни — дни божьего суда —
Свершится казнь в отступническом Риме
Над лженаместником Христа.

Столетья шли, ему прощалось много,
Кривые толки, темные дела,
Но не простится правдой бога
Его последняя хула...

Не от меча погибнет он земного,
Мечом земным владевший столько лет, —
Его погубит роковое слово:
«Свобода совести есть бред!»

Ф.Н. Тютчев Encyclica[1]

Столь сильные эмоции, заложенные в стихотворении российского посла и известного поэта Ф.Н. Тютчева, на наш взгляд, порождены пониманием того, что отрицание свободы совести это отрицание основ существования общества и для религиозного лидера оно сродни самоубийству. Данное стихотворение было написано в связи с обнародованием 26 ноября 1864 г. энциклики папы римского Пия IX, осуждавшей в числе прочих «заблуждений века» свободу совести.
К сожалению, и в настоящее время, не все понимают, что свобода совести – является основой демократического общества. Это не удивительно, поскольку многие из нас выросли в советское время, где отношение к религии формировалось на основе фразы «религия – опиум для народа». Лишь узкие специалисты знали, что эта фраза вырвана из контекста, полная цитата Карла Маркса: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»[2]. Не правда ли, фраза, вырванная из контекста, имеет совсем другой смысл? Другой немаловажный фактор для правильного понимания, известной фразы К. Маркса - это то, что опиум считался в 19 веке обезболивающим лекарством, а не наркотиком.
Эта фраза из работы, написанной К. Марксом в конце 1843 - январе 1844 г., и опубликованной в журнале «Deutsch-Franzoesische Jahrbuecher» в 1844 г. Впервые зависимость от морфия как болезненное состояние была описана лишь в 1877 году германским медиком Левенштайном. Конечно же, нам об этом никто не говорил, что привело к тому, что эта неправильно понятая фраза, вырванная из контекста, создавала крайне искаженное отрицательное отношению к религии.
Пора уже признать истинное значение религии в обществе. Ведь именно религиозная свобода была родоначальницей всех «естественных прав»[3].
На почве признания полной религиозной свободы[4], отделения церкви от государства выросли американские «декларации прав» - отдельных штатов и всего союза – декларации, послужившие образцом знаменитому акту французского национального собрания[5] - Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Убедительное исследование немецкого юриста Георга Еллинека в книге «Декларация прав человека и гражданина» о корнях рождения концепции прав человека показывает, что именно стремление к религиозной свободе[6] стало причиной принятия Декларации штата Виргинии 1776 года, которая оказала сильнейшее воздействие на все последующие декларации прав человека[7].
В 1988 году папа Иоанн Павел II сказал, что «гражданское и общее социальное право на религиозную свободу, поскольку оно затрагивает самую глубоко интимную сферу духа, предстает как опорная точка, а в известном плане также и становится мерилом всех других основных прав»[8].
В современном конституционном праве России свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней[9].
В большом толковом словаре[10] совесть определена, как «чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения». Слово совесть образовано путем создания кальки с греческого оригинала, буквально значившего «совместное познание». Так и было создано слово «со-весть» - узнавание вместе, совместное получения знания (ведания)[11].
Таким образом, можно понимать свободу совести, как свободу на самоопределение личности, свободу иметь нравственные принципы, взгляды и действовать в соответствии со своими убеждениями, получать знания и распространять их. Поскольку моральные нормы в большинстве своем содержатся в религиозных учениях, свобода совести включает в себя свободу вероисповеданий.
Из чего следует, что свобода совести включает в себя право на обучение религии. Это обучение двух видов. Первое - это право изучения религии: изучение религиозных трудов, ознакомление с религиозными обрядами, применение духовных практик с целью духовного совершенствования и повышения моральной ответственности, причем не только за себя, но и за свое окружение. Второе - это право действовать с целью распространения своих религиозных убеждений: передача религиозных убеждений другим лицам, ознакомление их с религиозными положениями с целью помочь им осознать «путь к спасению», помочь осознать для чего живет человек, кто он на самом деле, каково его место в мироздании и другие религиозные вопросы. Как пишет великий исламский просветитель 20 века Муххаммад Аль-Газали в книге «Права человека в исламе»: «Цель веры не в укрощении человека, как животного, ради добрых дел, а в том, чтобы его разум развивался при помощи науки, а душа эволюционировала»[12].
Верующие почти каждой конфессии заявляют, что именно их религия дает правильные ответы на вопросы жизни и мироздания, что, исповедуя только их религию, можно достичь своих целей.
И это не удивительно, поскольку человек, познав то, что помогло ему, хочет также помочь другим и хочет их уберечь от ошибок и заблуждений.
Конечно же, данное желание не может быть осуждаемо, но именно сам человек должен делать свой выбор в отношении религии.
Надо отметить, что еще в ХХ веке начали распространяться две противоположные тенденции: рост нетерпимости и рост толерантности.
Развитие человечества в конечном итоге зависит именно от того, какая из тенденций одержит победу. Нетерпимость основана на непризнании за другими людьми возможности иметь мнение, взгляд, убеждение, отличное от их собственного. Лица, проявляющие нетерпимость, фактически отказывают другим в способности разумно мыслить и действовать. Нетерпимость - это отрицание свободы совести для других. Но только попробуйте поставить под сомнение их взгляды.
В основе толерантности лежит уважение к личности, и ее право на самоопределение.
Идеи толерантности содержатся в общепризнанных принципах международного права, которые, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы Российской Федерации:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (статья 1 Всеобщей декларации прав человека).
Различные религии по-разному относятся и к вопросам самоопределения и свободы совести.
Некоторые пытаются отказывать другим в наличии у них права на свободу совести. На наш взгляд, причиной этого могут быть предубеждения, а иногда просто отсутствие достоверной информации о другой религии, а также попытки скрыть за морализаторством свою собственную неэтичность. Следует отметить, что любые рассуждения или действия, основанные на основе недостоверной информации, приведут к ошибкам – и это аксиома.
Существуют люди, именующие себя сектоведами, которые настолько радикально настроены против других религий, что охотно верят всяким слухам и собирают их и распространяют «с пеной у рта». Причем с искренней убежденностью и одержимостью, напоминая порой Незнайку (герой сказки Носова), который придумал, что Солнце падает и сам в это искренне поверил, породив панику и став сам жертвой этой паники.
Безусловно, государство не должно действовать на основе ложной, предвзятой информации, должно быть достаточно здравого смысла, чтобы понимать необходимость действования только на основе правдивой информации.
Тем более, что религиозные убеждения всегда были цивилизирующим стержнем в обществе. Как справедливо отметил Президент России В.В. Путин в своем выступлении в г. Казани на III Всемирном конгрессе татар: «У нас сейчас нет ничего другого, кроме религии, что может до каждого из нас донести общие человеческие ценности. Ничего другого нет. Поэтому если кто-то людей оттаскивает от церквей, от мечетей, от синагог, я думаю, что это ошибка. Это мое частное мнение, а государство и я, как глава государства, не можем вмешиваться в деятельность конфессий».
Людей нельзя изменить, просто запретив им что-то делать или приказать им стать честными и порядочными, а религиозные убеждения меняют человека, делая его более нравственным.
«…Хорошая вещь закон, но не лучше философии. Закон принуждает не совершать преступлений, философия учит этому. Насколько хуже делать что-нибудь по принуждению, чем добровольно, настолько закон хуже философии. Поэтому занимайтесь философией, а не политикой. Лучше когда люди учатся поступать по справедливости, чем принуждаются не совершать преступлений…» (Кратет, вторая половина 3 в. до нашей эры)[13].
Даже те, кто придерживаются крайне настороженных взглядов в отношении реализации свободы совести, вынуждены признать это. В частности Генеральный прокурор РФ Устинов В.В. в январе 2005 заявил: «Самая разветвлённая правовая и карательная система не сможет удержать человека от преступления, если он готов преступить нравственный закон. Жалкой предстаёт судьба государства, в котором законопослушание диктуется одним лишь страхом перед уголовным наказанием»[14].
Таким образом, развитие духовности является надлежащим ответом на вызовы настоящего времени современному обществу. Для этого нужно всего лишь обеспечивать реализацию свободы совести. Любые насильственные действия в данной области, любые навязывания могут быть причиной порой непредсказуемых реакций. Полагаем уместным привести мнение одного из корифеев российской юридической науки профессора Покровского И.А.: «…Духовные интересы составляют самое содержание, самую сущность человеческой личности – то, что дает ей ощущение ее подлинного «я» и от чего она не может отказаться, не переставая быть самой собою. Вот почему религиозные и нравственные убеждения способны бросить маленькую горсть людей, даже одного единственного человека, на самую решительную борьбу с огромным обществом, со всемогущим государством. Вот почему самый вопрос о неотъемлемых правах личности был поставлен впервые именно в этой области. Раз государственное или общественное вмешательство грозит сломать в человеке его самое ценное, грозит убить самую его духовную сущность, нет ничего удивительного, если он примет решение или отстоять себя, или погибнуть. Чем более растет человеческое самоосознание, тем более растет и ценность духовной свободы. Борьба личности за свои права является, таким образом, в этой области борьбой за свободное целепологание, за нравственную свободу. Человек хочет свободно искать Бога и его правды, ибо только свободно признанный Бог есть Бог; принудительно навязанным может быть только идол»[15].
Полагаем, что государство может и должно предпринимать все возможные действия и создавать условия для реализации свободы совести в соответствии с международными стандартами и создавать для защиты религиозных свобод эффективные средства правовой защиты.

[1] Энциклика (лат.), т. е. папское послание.

[2] Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 1. С.415.

[3] Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. //Конституционное государство. Юридические предпосылки русских основных законов. М. 2004. С. 69

[4] Международная и внутригосударственная защита прав человека. Казань. 2007. С. 39

[5] Там же, С. 70

[6] Елинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Одесса. 2006 (репринт издания 1906 года). С.48-58, 60

[7]Там же, С.74

[8] Цит. по книге Тьерри де Мнобриаль Действие и система мира. М. 2005. С. 416

[9] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В. Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.

[10] Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. СПб. 2000. С. 1226

[11] Скловский К.И. Работа адвоката по обоснованию и оспариванию добросовестности в гражданских споров. М.2004. С.9

[12] Мухаммад аль- Газали Права человека в исламе. М. 2006. С. 49

[13] цит. по Антология. Правовая мысль. М. 2003. С.107.

[14] Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова на расширенной Коллегии Генеральной прокуратуры России 21.01.2005 доступен на сайте Генеральной прокуратуры URL: http://genproc.gov.r...dokustinov1.doc ( дата обращения 01.08.2008).


[15] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. 2003. С. 87-88.

Сообщение отредактировал Aidar: 28 April 2013 - 14:04

  • 2

#2 mooner

mooner
  • Старожил
  • 6638 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 29 April 2013 - 00:42

Поздравляю!
Когда можно будет экземпляры с подписью автора заказывать?
  • 0

#3 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 29 April 2013 - 16:02

Поздравляю!
Когда можно будет экземпляры с подписью автора заказывать?

спасибо! книги пока в Москве. тираж большой, поэтому книга получилась недорогой ( сравнительно недорогой)
  • 0

#4 mooner

mooner
  • Старожил
  • 6638 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 30 April 2013 - 15:10

спасибо! книги пока в Москве

Ну как будет у тебя - пиши.
  • 0

#5 advice

advice

    адвокат

  • Partner
  • 6092 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 30 April 2013 - 16:25

+1 в списке получателей
  • 0

#6 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 30 April 2013 - 19:49

заметано...


Немного об авторе и его новой книге
Свобода совести и религии является одной из высших правовых
и социальных ценностей, важнейшей составляющей качества челове-
ческой жизни, органически связанной с другими правами и свобода-
ми. Отсутствие такой свободы делает человека рабом навязываемых
идеологий и мировоззрений, винтиком тоталитарной системы. Од-
нако несмотря на то, что Конституция Российской Федерации еще
в 1993 г. в ч. 4 ст. 15 закрепила приоритет общепризнанных принци-
пов и норм международного права, не будет преувеличением сказать,
что для россиян ценности свободы совести и религии еще не стали
приоритетными, о чем свидетельствует более десятка принятых Ев-
ропейским Судом по правам человека постановлений в защиту сво-
боды совести и религии в России.
За последние годы защита свободы совести и религии неоднократ-
но становилась темой многочисленных научных, политических и об-
щественных дискуссий, что уже само по себе говорит об актуальности
темы. Вместе с тем, несмотря на безусловную актуальность и значи-
мость заявленной темы, проблемы рассмотрения юридического ме-
ханизма реализации свободы совести и религии через призму анали-
за постановлений Европейского Суда по правам человека в течение
длительного времени оставались за пределами дискуссий и скрупулез-
ных детальных изучений. До сегодняшнего дня практически отсутст-
вуют полноценные практические рекомендации применения практи-
ки Европейского Суда по правам человека в той или иной категории
дел, связанных с защитой свободы совести и религии. Исключени-
ем, пожалуй, явилась книга Р.В. Маранова «Практика Европейского
Суда по правам человека по делам о свободе совести» (М.: НП «Сла-
вянский правовой центр», 2009. – 384 с.), целью которой скорее было
все же создание удобного поискового аппарата по судебной практике
Европейского Суда по правам человека, нежели рассмотрение кон-
кретных механизмов защиты свободы совести и религии.
Учитывая правовой нигилизм отдельных должностных лиц в со-
вокупности с посредственными религиоведческими познаниями на

уровне среднестатистического чиновника и обывателя, а также отсут-
ствие фундаментальных исследований постановлений Европейского
Суда по правам человека, свобода совести и религии по сей день нуж-
дается не только в защите, но и в теоретическом осмыслении.
В свете изложенного предлагаемая читателям книга известного
правозащитника и юриста Айдара Рустэмовича Султанова представ-
ляет собой особую ценность, поскольку написана автором на базе
практической юридической деятельности с привлечением обширно-
го теоретического и исторического материала.
Это не первая книга данного автора. В 2012 г. издательство «Ста-
тут» выпустило книгу «Европейские правовые стандарты, уроки ис-
тории и правоприменительная практика», которая получила высокую
оценку специалистов. Кроме того, более сотни статей А.Р. Султано-
ва, опубликованные за последние годы в самых авторитетных науч-
ных изданиях и посвященные актуальным аспектам прав человека
и справедливого правосудия, без преувеличения являются украше-
нием отечественной теоретической юриспруденции. Исследованный
и систематизированный в новой книге материал является бесценным
не только для практикующих юристов, но и для должностных лиц ор-
ганов государственной власти, а также судей и сотрудников право-
охранительных органов при рассмотрении дел связанных с правами
и свободами человека.
В предыдущей книге автор отмечал, что «всю европейскую исто-
рию можно описать, как движение двух противоположных начал –
недопущение инакомыслия и борьба за свободу мысли, за справед-
ливость» и что европейские стандарты родились не в результате воли
некоего законодателя, написавшего абстрактные правила, а в резуль-
тате длительной борьбы за свободу мысли, совести и религии.
Новая книга также наглядно подтверждает, что «стандарты в об-
ласти прав человека» – не надуманная идея, а скорее подтвер-
жденная горькими уроками истории правда о том, как должно ува-
жать права личности в обществе, чтобы общество было успешным
и процветающим.
Зная автора давно, полагаю, что было бы неправильным не ука-
зать, что практическая деятельность А.Р. Султанова заслуживает
не меньшего внимания. Достаточно упомянуть только некоторые
из судебных актов, принятых при его активном участии и повлияв-
ших на правоприменительную практику России. Так в Постановле-
нии Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 1-П были
подняты на новую высоту стандарты защиты прав лиц, не привле-
ченных к рассмотрению дела. Благодаря этому в настоящее время
в ГПК РФ закреплено право на обжалование лицами, не привле-
ченными к рассмотрению дела судом. В Постановлении Конститу-
ционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П не только сдвинута
с мертвой точки реформа надзорного производства, но и подчерк-
нуто, что постановления ЕСПЧ являются частью правовой системы
Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ
от 11 ноября 2008 г. № 556-О-Р стало новой вехой в разрешении про-
блемы исполнения решений Конституционного Суда РФ. В Опреде-
лении Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 234-О-П
была разрешена проблема восстановления процессуальных сроков
для лиц, не привлеченных к рассмотрению дела. В Постановлении
Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г. № 6-П в результа-
те признания неконституционной нормы АПК РФ был восстанов-
лен институт отвода и обеспечения беспристрастности судопроиз-
водства в отношении арбитражных заседателей. В Постановлении
Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. № 11-П был разре-
шен сложный вопрос о публично-правовой ответственности и фак-
тически был восстановлен институт презумпции невиновности в ан-
тимонопольном законодательстве. В Постановление ЕСПЧ по делу
«Кимля и другие против РФ» от 1 октября 2009 г. было признано, что
«правило 15 лет», принятое в Федеральном законе от 26 сентября
1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединени-
ях», не соответствует европейским правовым стандартам. Право на
создание религиозной организации не только является частью сво-
боды объединений, но и защищается также ст. 9 Европейской кон-
венции о защите прав и свобод человека. Поэтому определенная
смелость автора, который в очередной раз поднимает животрепе-
щущие проблемы, подкреплена его опытом и более чем убедитель-
ными практическими результатами.
Безусловно, книга будет популярна и не залежится на полках ма-
газинов и библиотек, как иногда происходит с научными трудами.
В этом заслуга автора, который сумел написать ее не сухим казенным
языком, а достаточно доступно: легкость стиля органично сочетается
с глубиной рассмотрения серьезных юридических вопросов. То, как
это сделано, безусловно, вызывает чувство уважения.

Книга А.Р. Султанова станет полезной для всех, кто интересует-
ся проблемами прав и свобод человека в целом и свободы совести
и религии в частности. Несомненно, она будет способствовать вы-
работке навыков умелого использования и защиты, провозглашен-
ных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека
и гражданина.
А.В. Пчелинцев,
почетный адвокат России,
главный редактор журнала «Религия и право»,
доктор юридических наук, профессор РГГУ
  • 0

#7 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 May 2013 - 22:04

Ог л а в л ение
Предисловие В.Г. Буткевич................................................................ 3
Предисловие А.В. Пчелинцева..........................................................10
Введение
О свободе совести – основе демократического общества
и ее защите..........................................................................................14
Глава 1. Совершенствование системы защиты прав и свобод
человека, через призму Постановлений ЕСПЧ,
как задача государства.......................................................................20
Глава 2. Нарушение конвенционных прав и свобод
на примере дела ≪Кимля и другие против России≫..........................27
Глава 3. Некоторые аспекты правосубъектности
религиозных объединений в Российской Федерации......................41
Глава 4. Нарушение религиозных свобод несовершенством
законодательства – дело Баранкевич против России.........................65
Глава 5. Формальное исполнение Постановления ЕСПЧ
и новые проблемы..............................................................................72
Глава 6. Дело о ликвидации Библейского центра
Чувашской Республики.....................................................................89
Глава 7. Дело о ликвидации местной религиозной организации
≪Объединенная методистская церковь≫ г. Смоленска...................100
Глава 8. Дело о ликвидации местной религиозной организации
≪Люблинская поместная церковь евангельских христиан≫,
или Пастор А.В. Федичкин против Управления
налоговой службы............................................................................107
Глава 9. Юридическая природа дел о признании
информационных материалов экстремистскими
с точки зрения гражданского процесса...........................................120__
Глава 10. Признание материалов экстремистскими –
это публично-правовая санкция.....................................................125
Глава 11. Признание информационных материалов
экстремистскими и их конфискация..............................................129
Глава 12. Реалии правоприменения конфискационных мер.........132
Глава 13. Цель признания информационных материалов
экстремистскими и задачи гражданского судопроизводства.........139
Глава 14. Правовые позиции ЕСПЧ................................................142
Глава 15. Цензурное прошлое и современная карательная
цензура религиозных учений ..........................................................148
Глава 16. Рассмотрение дел об ограничении свободы
распространения мнений и убеждений и запрете литературы
в особом производстве – возвращение упрощенных
недемократических карательных практик?....................................170
Глава 17. Происхождение особых совещаний.................................177
Глава 18. Уроки истории учтены при принятии
Конституции РФ..............................................................................183
Глава 19. Отход от конституционных ценностей и помощь
Европейского Суда по правам человека в требовании
для защиты прав человека надлежащей правовой процедуры.......185
Глава 20. Рассмотрение дел об ограничении свободы
распространения мнений и убеждений и запрете
литературы в особом производстве.................................................195
Глава 21. Нетранспарентность судебных решений,
ограничивающих права и свободы неограниченного
количества лиц.................................................................................198
Глава 22. Административные процедуры или судебная защита?.....203
Глава 23. Правовая определенность, ясность
и недвусмысленность закона...........................................................222
Глава 24. Как в закон об экстремизме правовую
определенность вводили..................................................................234__
Вместо эпилога.................................................................................245
Приложение 1. Кимля и другие против России..................................250
Приложение 2. Кузнецов и другие против
Российской Федерации.......................................................................291
Приложение 3. Религиозная община Свидетелей
Иеговы в г. Москве против Российской Федерации...........................322
Приложение 4. Замечание общего порядка № 34............................405
Приложение 5. Постановление Конституционного Суда РФ
от 12 февраля 1993 г. № 3-П ≪По делу о проверке
конституционности Указа Президента Российской Федерации
от 28 октября 1992 года ≪О мерах по защите конституционного
строя Российской Федерации≫........................................................428
Приложение 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 10 октября 2003 г. № 5 ≪О применении судами общей
юрисдикции общепризнанных принципов и норм
международного права и международных договоров
Российской Федерации≫..................................................................437
Приложение 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 28 июня 2011 г. № 11 ≪О судебной практике по уголовным
делам о преступлениях экстремистской направленности≫............449
Приложение 8. Заключение Венецианской комиссии
по поводу Федерального закона ≪О противодействии
экстремистской деятельности≫........................................................464
Приложение 9. Доклад Венецианской комиссии от 23 октября
2008 г. о соотношении между свободой слова и свободой религии:
регулирование в связи со святотатством,
религиозными оскорблениями и разжиганием
религиозной ненависти...................................................................494
Список использованной литературы..............................................526
Коротко об авторе............................................................................539
  • 0

#8 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 May 2013 - 22:26

Вы дело "Пусси Райт" успели рассмотреть?
  • 0

#9 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 May 2013 - 00:15

Вы дело "Пусси Райт" успели рассмотреть?

Нет, это дело не рассматривал. Кстати, о каком деле иде речь - об уголовном или о признании экстремистскими их роликов?
Прилагаю макет части книги с первой главой.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Aidar: 10 May 2013 - 00:16

  • 0

#10 yur

yur
  • Старожил
  • 1889 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 May 2013 - 02:25

Прилагаю макет части книги с первой главой.

первой главы "Глава 1. Совершенствование системы защиты прав и свобод
человека, через призму Постановлений ЕСПЧ,
как задача государства."

Не нашел.
  • -1

#11 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 May 2013 - 19:29

Прилагаю макет части книги с первой главой.

первой главы "Глава 1. Совершенствование системы защиты прав и свобод
человека, через призму Постановлений ЕСПЧ,
как задача государства."

Не нашел.

Привет! :beer: ошибочка вышла. речь шла о первой главе, а в макет презентации включили только введение... жутко извиняюсь... :shuffle:
  • 0

#12 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 May 2013 - 10:48

Изображение обзор книги http://issuu.com/est...howFlipBtn=true
  • 0

#13 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 June 2013 - 11:37

Вот здесь мои книги в мягкой обложке по очень дешевой цене: http://relig-books.ru/legal



Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика

А.Р. Султанов

300 руб





Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека

А.Р. Султанов

330 руб
  • 0

#14 Aidar

Aidar
  • Старожил
  • 1531 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 December 2013 - 12:58


11 декабря 2013 г. в 16.00 в Пресс-центре Адвокатского бюро "Славянский правовой центр" по адресу 3-й Кадашевский пер., д.5, стр. 5 состоится презентация книги Анатолия Пчелинцева "Религиозная диффамация. Защита верующих от ксенофобии и языковой агрессии" (М.: ИД "Юриспруденция", 2013) и книги Айдара Султанова "Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека" (М.: Статут, 2013).


Предполагается обмен мнениями и дискуссия. Все участники получат книги.


За дополнительной информацией Вы можете обратиться по телефону 8 495 645 10 44.

  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных