СвятославОчень интересует сий вопросец, поделитесь, пожалуйста, мнением!
Классические подходы учат, что владение - фактическое господство. А какое же это господство, если пришел утром арендатор, а его охрана - взашей? Да, арендодатель не входит в обособленное внутри центра помещение арендатора, не контролирует его, т.е. не лишает арендатора владения, но и арендатор не может добраться до своего помещения.
Как же датель не лишает датора владения, когда последний по воле дателя не имеет в помещение доступа? Из проекта нового ГК:
Статья 209. Понятие владения
1. Владение означает фактическое господство лица над объектом владения (статья 211) и сохраняется до тех пор, пока владелец имеет свободный доступ к объекту владения.
Доступ то свободный к помещению датор не имеет, а значит и владения не имеет, не так ли? Хотя в известном п.21 Информационного письма ВАС от 28.04.1997 N 13 именно похожий случай про замурованную дверь. Может Вас ошибся в далеком 1997 г.?
Скловский К.И. Комментарий к Постановлению 10/22Комментарий к пункту 45:
Постановление дает общее описание иска об устранении нарушений права собственности или законного владения, не связанных с лишением владения.
Прежде всего нужно сказать, что содержащиеся в ст. 304 ГК РФ слова "хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения" иногда на практике толкуются неверно. Содержащийся в норме уступительный оборот "хотя бы" в отдельных делах понимают так, что оспариваемое нарушение может быть и связано с лишением владения. В результате этой ошибки возникает почва для подмены виндикационного иска, предусмотренного ст. 301 ГК РФ, негаторным (ст. 304 ГК РФ). Такая подмена является совершенно недопустимой.
Не случайно в п. 45 Постановления, после изложения нормы закона, далее говорится только о нарушениях, не связанных с лишением владения. То же самое можно видеть и в тексте п. 46 Постановления - оборот "хотя бы" опускается, что, конечно, не случайно. Это значит, что истец по смыслу негаторного иска владеет тем имуществом, право на которое нарушается поведением ответчика. Если речь идет о земельном участке, то владение предполагает нахождение истца на участке, включая, как говорилось выше, охрану, возведение ограждения и т.п.
Следовательно, если истец утверждает, что ответчик нарушает его право нахождением на своем участке и просит устранить препятствия в пользовании путем сноса забора, находящегося на участке, принадлежащем истцу, прекращения охраны, разрушения КПП и т.п., то спор на самом деле является спором о владении и иск должен рассматриваться по правилам ст. 301, 302, а не ст. 304 ГК РФ.
В то же время могут быть нарушения, которые совершаются на участке истца без владения этим участком ответчиком - например, ответчик проложил канаву через участок истца, проезжает через него своим транспортом, разрушая сооружения или насаждения, отвел воду или сбросы на участок истца, складирует на нем материалы и т.д.
В таком случае требование будет иметь природу негаторного иска.
Выходит этакое "матрёшечное" владение, в котором "внутреннее" владение, как ни странно, защищается либо негаторным иском либо вовсе договорным (что менее правильно, на мой взгляд), предъявляемыми к "внешнему" владельцу.
Если договорной иск, то какое обязательство датель нарушил?
А если же негаторный иск, то теория и ВАС в части виндикационного иска (про негаторный ВАС молчит, но, имхо, учитывая, что негаторный иск тоже вещный, то и требования по идее должны быть одинаковые), говорят о невозможности вещного иска при наличии договорных отношений между сторонами. Таким образом опять упирается в то - есть ли какое обязательство, которое датель нарушил, недопустив арендатора в помещение. Если есть, то обязательственный иск, а ежели нет, то вещный, хотя между сторонами и есть договорные отношения, так ли?