О чем же ст. 328 ГК? Эта статья предусматривает, какими средствами защиты может пользоваться кредитор в обязательствах со встречным исполнением. При наличии встречности обязательств (взаимообусловленности обязательств, при которой обязанность исполнять свою часть встречных обязательств одной стороны зависит от исполнения обязательств другой стороной) должник по встречному обязательству в качестве средств защиты в случае неисполнения контрагентом его обязательств может приостановить свое исполнение либо отказаться от договора и требовать возмещения убытков (п. 2 ст. 328 ГК). В случае частичного исполнения кредитор вправе приостановить исполнение или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (абз. 2 п. 2 ст. 328 ГК).
При этом следует учесть, что в отношении договоров купли-продажи действует императивная норма п. 2 ст. 487 ГК: "В случае неисполнения покупателем обязанности предварительно оплатить товар применяются правила, предусмотренные ст. 328 настоящего Кодекса". Аналогичная отсылка к правилам ст. 328 ГК содержится и в п. 2 ст. 488 ГК в отношении обратной ситуации, когда продавец не передает товар по договору, предусматривающему отсрочку платежа.
Данные средства защиты, которые изложены в ст. 328 ГК и на которые ссылаются ст. ст. 487 - 488 ГК, следует считать исключительными, т.е. исключающими применение иных средств защиты. Иначе говоря (на примере случая с просрочкой предоплаты), если покупатель не выплатил предоплату, то продавец не будет иметь права взыскать с него эту сумму, а имеет лишь право на одностороннее расторжение договора или приостановление своего встречного исполнения, а также на убытки.
Пункты 1 - 2 ст. 328 ГК дублируются также и в ст. 719 ГК на случай невыполнения заказчиком встречных обязательств перед подрядчиком, включая, безусловно, и обязанность по предоплате работ, если таковая закреплялась в договоре.
Если бы законодатель не сделал эти оговорки в отношении купли-продажи и подряда, то, наверное, пришлось бы говорить, что наше законодательство не знает такого ограничения, так как в этом случае у нас не было бы полной уверенности в том, что кредитор ограничен возможностями, изложенными в ст. 328 ГК, и не может требовать исполнения. Но прямые отсылки в ст. ст. 487 - 488 и 719 ГК к последствиям, предусмотренным в ст. 328 ГК, говорят о принятии нашим правом указанного подхода в отношении наиболее важных договоров. Такая отсылка к ст. 328 ГК не дублируется в главах о других взаимных договорах (например, по оказанию услуг), но тем не менее нам представляется логичным и обоснованным этот подход к такому важному вопросу распространить и на другие взаимные договоры, если имеющиеся обстоятельства дела подпадают под регулирование ст. 328 ГК. Иначе было бы трудно объяснить наличие противоположных решений одного и того же вопроса в разных договорных конструкциях.
Таким образом, в тех договорных отношениях, где присутствуют взаимообусловленные обязанности и должник по обязательству, которое должно было исполняться первым по времени, не исполняет его в срок, то должник по встречному обязательству не вправе требовать исполнения в этом случае, а ограничен возможностями, предоставленными ст. 328 ГК (приостановление/отказ и убытки).
Вот такое мнение нашла, в общем-то аналогичное практике.
Но все равно как-то это все неправильно.