ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е
г.Такой-то Дело №хххххх
«21» апреля 2014 г. (оглашена резолютивная часть)
«25» апреля 2014 г. (изготовлен полный текст)
Арбитражный суд такой-то области в составе судьи ххххххх В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем ххххххх Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Индивидуального предпринимателя хххххх
(ОГРНИП ххххххх, ИНН хххххххх), такая-то область,
р.п.хххххх,
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по такойто области в лице Отдела надзорной деятельности по хххххх району (ОГРН хххххххх, ИНН хххххххх), ххххххх область,
третье лицо: Прокуратура хххххх района хххххххх области, хххххх область, р.п.хххххх,
о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2013 №103 о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя – хххххх В.В., представителя по доверенности от 18.01.2014, паспорт;
от административного органа - Сидоров., представителя по доверенности от 16.01.2014 №ххххх;
от 3 лица – помощника прокурора Иванова И.И., служебное удостоверение;
установил:
индивидуальный предприниматель ххххххх (далее — ИП, предприниматель, заявитель) посредством системы «Мой Арбитр» 10.01.2014 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по хххххх району от 20.12.2013 №ххх о назначении административного наказания.
Через канцелярию суда 16.01.2014 посредством системы «Мой Арбитр» от ИП поступило ходатайство б/н от 10.01.2014 о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование оспариваемого постановления.
Определением суда от 17.01.2014 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Заявление ИП., документы, приложенные к заявлению, определение суда от 17.01.2014 о принятии заявления к производству, а также поступившие документы размещены на официальном сайте Арбитражного суда ххххххх области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В материалы дела через канцелярию суда 03.02.2014 поступил отзыв №ххххххх от 30.01.2014 Отдела надзорной деятельности по ххххх району на заявление ИП х., в котором административный орган считает его необоснованным.
Согласно поступившему 03.02.2014 в арбитражный суд отзыву, прокуратура ххххх района ххххххх области (далее - прокуратура) просит отказать в удовлетворении заявленных ИП требований.
Через канцелярию суда посредством системы «Мой Арбитр» 04.03.2014 от заявителя поступили возражения на отзыв Отдела надзорной деятельности по хххххх району.
Определением суда от 11.03.2014 в порядке ч.5 ст.227 АПК РФ суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам, предварительное судебное заседание назначено на 14.04.2014 на 11час.00мин., судебное разбирательство - на 14.04.2014 на 11час.10мин.
В судебном заседании 14.04.2014 с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд окончил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
В судебном заседании 14.04.2014 объявлялся перерыв до 21.04.2014 для представления заявителем дополнительных доказательств: документов на установку
автоматической пожарной сигнализации в помещении магазина, в том числе, актов приемки пуско-наладочных работ, подписанных с подрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию на выполнение таких работ, копии проектно-сметной документации на перепланировку нежилого встроенного помещения I под магазин по ул.ххххххх,хх, кВ.х в р.п.хххххх ххххххх области, основания возникновения права на спорное помещение (договор купли-продажи, аренды).
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, и ходатайствовал об исключении из числа доказательств акта проверки от 10.02.2013, как полученного с нарушением законодательства.
Ходатайство заявителя об исключении из числа доказательств представленного в материалы дела акта проверки от 10.02.2013 с учетом положений ст.ст.65,71 АПК РФ судом отклонено.
Представитель административного органа, ссылаясь на материалы проверки, считает заявленное требование необоснованным.
Прокуратура хххххх района хххххх области просит в удовлетворении заявления ИП отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, установлено следующее.
В связи с обращением 09.12.2013 в прокуратуру хххххх района ххххх области Ххххххх Х.Х. (вход. №хххж/2013, л.д. 123), в котором указано о факте нарушения требований пожарной безопасности в помещении магазина по продаже хххххх техники, принадлежащем ИП, расположенном по адресу: хххххх обл., р.п. ххххх, ул. хххххх, д. хххх, пом. 1, прокуратурой на имя начальника Отдела надзорной деятельности по ххххх району Сидорову направлено уведомление о выделении специалиста для проведения совместной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на указанном объекте (л.д. 124).
Прокуратурой с участием представителя Отдела надзорной деятельности по хххххх району 10.12.2013 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в магазине по продаже хххххх техники ИП, расположенного по адресу: ххххх обл., р.п. ххххх, ул. хххххх, д. хх, пом. 1.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:
помещения магазина не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением п.10 Табл. 1 НПБ 110-03;
в здании магазина отсутствует фотолюминесцентная система в нарушение ГоСТ Р 12.2 143-2009;
в здании магазина отсутствуют первичные средства пожаротушения, что является нарушением п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
№390 от 25.04.2013;
ИП не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с установленным требованиями приказа МЧС №645 от 12.12.2007.
Выявленные нарушения зафиксированы помощником прокурора хххххх района хххххх области в акте проверки законодательства о пожарной безопасности от 10.12.2013 (л.д. 84). С выявленными в ходе проверки нарушениями ИП не согласился, на что последним указано в акте, а так же представлены письменные объяснения от 10.12.2013 (л.д. 87).
Прокурором хххххх района хххххх области в отношении ИП 10.12.2013 в присутствии ИП хххххх вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 85-86).
ИП выразил свое несогласие с постановлением, указав, что
«частично в магазине присутствовали средства автоматической пожарной охраны и огнетушитель».
Указанное постановление ИП вручено 10.12.2013.
Главным государственным инспектором хххххх района по пожарному надзору – начальником Отдела надзорной деятельности по хххххх району 10.12.2013 вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было вручено ИП лично 10.12.2013.
На основании постановления от 10.12.2013 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, материалов проверки Отделом надзорной деятельности по хххххх району в присутствии ИП вынесено постановление №хх от 20.12.2013 о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.
Копия указанного постановления направлена предпринимателю заказным письмом с уведомлением 21.12.2013 и вручена ИП 24.12.2013, что подтверждается письмом ФГУП «Почта России» №ххх от 28.01.2014 и приложенной к нему распечаткой с сайта ОАСУ РПО (л.д.107-108).
Полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. Также заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного для обжалования оспариваемого постановления.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что п. 1 постановления №хххх от 15.09.2008 Администрации ххххх муниципального района хххх области разрешено ИП произвести перепланировку нежилого встроенного помещения I под магазин, находящегося в здании общежития по ул. ххххх, д. ххх, кв. 1 в р.п.ххххх хххххх области. Пунктом 2 вышеназванного постановления указано на необходимость оформления в отделе архитектуры проекта перепланировки. Проектом были предусмотрены противопожарные мероприятия, в том числе обязательное наличие системы охранно- пожарной сигнализации. Приемочной комиссией было вынесено решение от 16.09.2008 о соответствии проекту в полном объеме. Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства свидетельствует, по мнению заявителя, о наличии автоматической охранно-пожарной сигнализации в магазине (л.д. 18-19).
ИП также указывает, что является собственником помещения, а не здания, как указано в п.10 таб.1 НБП 110-03, и, следовательно, не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Также заявитель ссылается на наличие у него в магазине исправных огнетушителей в необходимом количестве, на надлежащий их учет. Кроме того, заявитель считает, что удостоверение от 09.09.2013 свидетельствует о прохождении ИП обучения по пожарно- техническому минимуму.
ИП, кроме того, считает, что обжалуемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных норм: в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не рассмотрен заявленный ИП отвод главному государственному инспектору по пожарному надзору Сидорову, административным органом не представлены достаточные и объективные доказательства совершения индивидуальным предпринимателем вменяемого правонарушения, уведомления его о проводимой проверке, вынесение определения и постановления в один день, что является нарушением процессуальных прав привлекаемого лица, предусмотренных ч.1 ст.25.1 КоАП РФ.
Отделом надзорной деятельности по хххх району указывается на подтверждение материалами проверки факта отсутствия автоматической пожарной сигнализации в помещении магазина, а также на отсутствие документов на монтаж и приемку в эксплуатацию данной сигнализации. При этом административный орган
также ссылается на то, что ИП признал факт отсутствия в помещении магазина сигнализации, указав, что имеет место лишь «частичное присутствие в магазине средств автоматической пожарной сигнализации» (л.д.17).
В силу 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Кроме того, требования пожарной безопасности должны соблюдаться всеми учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Изучив материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 25.11. и ч. 1 ст. 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1. Кодекса)
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8. Кодекса постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
Согласно части 1 ст.23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители; 2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; 3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; 3.1) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; 4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному
надзору; 5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; 6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; 7) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Тем самым, полномочия должностного лица на принятие оспариваемого постановления, проверенные судом, подтверждены материалами дела.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.02.2013) "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,
орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела: акта проверки от 10.12.2013 (л.д.84), постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.12.2013 (л.д.85-86), обжалуемого постановления (л.д.91-92), объяснений ИП (л.д.17), допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
помещение магазина не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией
ч.4 ст.20.4 КоАП РФ;
в здании магазина отсутствует фотолюминесцентная система – ч.4 ст.20.4 КоАП РФ;
в здании магазина отсутствуют первичные средства пожаротушения – ч.3 ст.20.4 КоАП РФ;
не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с установленным требованиями приказа МЧС №645 от 12.12.2007 – ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением ИП привлечен к административной ответственности лишь по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
В силу части 4 ст. 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной
безопасности, в том числе, предъявляемые к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Исходя из указанного выше с учетом диспозиции ст.20.4 КоАП РФ следует признать, что заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 указанной статьи за совершение следующих нарушений: помещение магазина не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; в здании магазина отсутствует фотолюминесцентная система.
Остальные указанные в постановлении нарушения: в здании магазина отсутствуют первичные средства пожаротушения, ИП не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, следует квалифицировать в соответствии с ч.3 и ч.1 ст.20.4 КоАП РФ соответственно. За совершение указанных правонарушений в рамках рассматриваемого постановления ИП не привлекался.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты.
На основании ч. 1 ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на
законных основаниях.
Как следует из представленных доказательств: постановления главы администрации ххххх городского поселения от 24.03.2008 №хх, акта приемочной комиссии от 16.09.2008, постановления администрации ххххх муниципального района хххххх области от 17.09.2008 №хххх «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию перепланировки нежилого встроенного помещения I под магазин по ул.ххххх, д.хх в р.п.хххххх хххххх области», разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18.09.2008
№99, свидетельства о государственной регистрации права от 21.10.2008 Серия ххххх, ИП является собственником нежилого встроенного помещения площадью 28,2 кв.м., расположенного на 1 этаже по адресу: ххххх область, р.п.ххххх, ул.хххххх, дом ххх, помещение I, в котором расположен принадлежащий ему магазин, что признается заявителем (л.д.8).
Следовательно, ИП несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на объекте, принадлежащем ему на праве собственности.
При этом ссылка заявителя на договор б/н от 09.09.2011 (л.д.32-34), заключенный с ООО «хххххх» на содержание и текущий ремонт нежилых помещений, внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома, который является по своей правовой природе договором управления многоквартирного дома (ст.162 ЖК РФ), признается безотносительным к рассматриваемому вопросу в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Таким образом, обязательным элементом состава правонарушения, который должен установить административный орган, является вина лица, которому вменяется совершение правонарушения.
В соответствии с нормами Закона о пожарной безопасности Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315
утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В соответствии с Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 04.06.2001 N 31 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001", действовавшим на дату ввода в эксплуатацию магазина, помещения магазинов отнесены к первой группе помещений по степени опасности развития пожара (Приложение N 1) и должны быть оснащены системой пожарной сигнализации.
На необходимость установки пожарной сигнализации в спорном магазине указано в проектно-сметной документации, представленной заявителем.
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
В силу пункта 36.2 таблицы (раздела) Ш приложения к НПБ 110-03 помещения предприятий торговли, встроенные в здания другого назначения, расположенные на надземных этажах менее 500 кв. м, должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (аналогичные требования содержатся в пункте
таблица А.3 свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические" СП 5.13130.2009, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 25.03.2009 N 175).
Частью 4 статьи 4 ФЗ РФ N 122 ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на дату введения в эксплуатацию магазина) установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы
обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу статей 52, 53 и 61 Технического регламента устройство эвакуационных путей и применение автоматических и автономных установок пожаротушения являются способами защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и относятся к системам противопожарной защиты. Следовательно, отсутствие автоматической установки пожаротушения в здании торгового центра и нарушение требований, предъявляемых к эвакуационным путям, может привести к гибели большого количества людей, причинить вред их здоровью при возникновении пожара.
Согласно представленного в материалы дела заявителем ситуационного плана магазин расположен на первом этаже двухэтажного жилого многоквартирного дома.
Доказательств того, что в эксплуатируемом индивидуальным предпринимателем магазине были выполнены на момент проведения проверки монтаж и ввод в эксплуатацию пожарной сигнализации, последним не представлено.
Ссылка на утвержденный администрацией ххххх муниципального района ххххх области акт от 16.09.2008 приемки в эксплуатацию магазина площадью 28,2 кв.м, подписанный без каких-либо замечаний, и утвержденный Постановлением Администрации ххххх муниципального района от 17.09.2008 №хххх, с учетом даты ввода объекта в эксплуатацию - 2008 год, и отсутствия в акте подписи представителя пожарного надзора признается несостоятельной.
При этом суд учитывает, что п.61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" предусмотрена обязанность руководителя организации обеспечивать исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и хранение на объекте исполнительной документации на установку системы противопожарной защиты объекта.
Представленные заявителем рабочие проекты и акты об окончании монтажных работ свидетельствуют о том, что монтаж и установка пожарной сигнализации и системы оповещения и организации управления эвакуацией людей, к числу которой относится фотолюминисцетная система, в магазине, принадлежащем ИП, осуществлены лишь 20.12.2013, т.е. после проведения проверки, по результатам которой принято оспариваемое постановление.
Довод заявителя о том, что акт проверки от 10.12.2013 является доказательством, полученным с нарушением действующего законодательства, не нашел своего документального подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Ссылка административного органа в постановлении от 20.12.2013 №ххх на нарушение п.10 табл.1 НПБ 110-03 признается судом ошибочной. Вместе с тем, с учетом установленных судом обстоятельств, подтверждающих отсутствие в магазине автоматической пожарной сигнализации, указанная ошибка не может являться основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности за содеянное незаконным.
В силу пункта 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009 N 260-ст "Об утверждении национального стандарта" ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля" утвержден для добровольного применения с датой введения в действие 01.07.2010 взамен ГОСТ Р 12.2.143-2002 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля".
Согласно пункту 203 Перечня национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.04.2009 N 1573, вмененный управлением в качестве нарушения ГОСТ Р 12.2.143-2009 - национальные стандарты добровольного применения, неприменение которых само по себе не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Кроме того, согласно п.4.2. ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминисцетные эвакуационные системы (ФЭС) включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:
пути эвакуации;
эвакуационные двери (аварийные выходы);
опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;
места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;
объекты оперативного опознания.
Пунктом 4.2.1. предусмотрено, что ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени
эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для:
зданий, сооружений, а также их отдельных частей;
потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов;
зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м2;
транспортных средств, перевозящих более 36 человек.
Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).
Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:
если площадь этажа более 1000 м2;
при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;
при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;
при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации (п.6.2.1.). Административным органом не доказано, что помещение магазина,
принадлежащего ИП отвечает указанным выше признакам и в целях выполнения требований технических регламентов требуется установка ФЭС (ч.4 ст.210 АПК РФ).
Тем самым, вменение ИП отсутствие ФЭС в помещении магазина, как правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, неправомерно.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, НПБ 110-03, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем нарушены требования пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии в помещении магазина автоматической пожарной сигнализации.
Исследуя вопрос о наличии в действиях индивидуального предпринимателя вины в совершении правонарушения (часть 2 статьи 2.1 Кодекса), суд с учетом, в том числе, периода времени осуществления торговой деятельности (сентябрь 2011 года) приходит
к выводу, что у него имелась реальная возможность установить в принадлежащих ему помещениях магазина автоматическую систему пожарной сигнализации.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности установлен в ходе проведения проверки, подтвержден материалами административного производства. Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
При этом учитывая характер и степень общественной опасности вменяемого предпринимателю деяния, считает, что выявленное административным органом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, как работников, так и сторонних лиц, поэтому не может быть расценено в качестве малозначительного.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе, в частности, заявлять ходатайства и отводы.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Статьей 24.4 КоАП РФ предусмотрено, что заявленные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Как следует из материалов дела, 20.12.2013 ИП обратился с заявлением об отводе от рассмотрения дела должностным лицом к Сидорову (л.д. 89).
На основании ст. 24.4 КоАП РФ Сидоровым вынесено 20.12.2013 определение об отказе в удовлетворении заявления об отводе в связи с тем, что в заявлении указаны ложные сведения, не относящиеся к делу.
Тем самым, довод заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных при рассмотрении административного дела, отклоняется.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения ИП к административной ответственности.
Статьей 4.5 Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Оспариваемое постановление отдела о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности (часть 1 статьи 4.5 Кодекса).
За совершенное правонарушение индивидуальному предпринимателю назначен минимальный штраф, указанный в санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя (ОГРНИП,) о признании незаконным и отмене постановления начальника Отдела надзорной деятельности по хххххх району подполковника внутренней службы Сидорова от 20.12.2013 №103 о признании ИП виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000,00руб., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в хххххх арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья В.В. ххххххх