Дума ускоренными темпами приняла закон "о праве на забвения", то есть удаления не достоверной информации и информацию потерявшую значимость. Нет ли новой информации о том, что сведения о судимости человека обретут хоть какие-то нормальные сроки хранения ( а не 80 лет),
Да, это так. Но этот закон есть нечто иное как поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 ГПК в части установления обязанностей операторов поисковых систем удалять информацию о гражданах по их требованию.
Вместе с тем Европейский Суд распространил право быть забытым и на законодательство о персональных данных. В частности, в Постановлении от 13.11.2012 по делу "M.M. (M.M.) против Соединенного Королевства" (жалоба N 24029/07)
Европейский суд по правам человека указал: «Хотя данные, содержащиеся в уголовном досье, являются, с одной стороны, публичной информацией, их систематическое хранение в центральных реестрах означает, что они доступны для раскрытия по истечении длительного срока после происшествия, когда другие лица, помимо заинтересованного человека, могли забыть о нем…..."
Ответственность за разглашение персональных данных действительно установлена.
Согласно нашим законам о погашенной судимости имеет право знать лишь работодатель лишь в том случае, если федеральным законом установлены ограничения на определенные сферы деятельности.
И он (работодатель) вправе знать лишь о той погашенной судимости, которая препятствует занятию определенным видом деятельности. Следовательно, имеет право знать далеко не о каждой судимости.
Это требование ст. 5 закона "О персональных данных" и статьи 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Россией Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ.
Из смысла статьи 5 указанной Конвенции следует, что хранимые и обрабатываемые персональные данные должны быть адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения.
Насчет того что информация хранится до достижения 80 лет скажу вот что.
Это неправильно и незаконно. Такой порядок определен в п. 15.2.е Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденному Приказом МВД РФ от 12.02.2014 № 89-дсп).
Но проблема в том, что по достижении 80-летнего возраста информацию также не удаляют, а лишь прекращают обрабатывать, но продолжают хранить.
При рассмотрении дел суды часто подменяют понятия. Они полагают, что если в законе не указаны сроки хранения персональных данных, то, следовательно, надо руководствоваться этим закрытым приказам. При этом дела рассматриваются так. что судьи даже не видят самого приказа, а верят лишь на слово представителям МВД.
Согласно же закону персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. ( ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции" ).
Часть 1 статья 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» называет лишь одну цель обработки персональных данных: выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Однако при этом в обязанность полиции не ставится формирование банка данных о гражданах, судимость которых погашена.
Полный перечень обязанностей полиции определен в статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».
В числе перечисленных обязанностей, применительно к целям обработки персональных данных о лицах, осужденных за совершение преступления, значится только две обязанности:
- предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления (пункт 31 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»);
- предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления (пункт 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).
Тогда вопрос: что же делать?
Выход один: независимо от прогнозируемого результата (чаще он отрицательный. чем положительный) обращаться в суд для того чтобы получь возможость оспорить закон в КС и ЕСПЧ.
Мною подготовлено 16 жалоб в КС и 8 жалоб в ЕСПЧ. 5 жалоб уже приняты в ЕСПЧ, но там процесс весьма долгий. Но я никуда не тороплюсь.
Сообщение отредактировал звезда1812: 05 July 2015 - 18:07