о, это долгая история... еще с 90-х.
После приватизации и растаскивания бывших госпредприятий сначала в АО, а потом в дочки-внучки ООО, ВНЕЗАПНО возник кризис неплатежей (середина 90-х) и огромные долги между предприятиями.
Грянул кризис 1998 года.
Решили разрулить это дело через банкротство и приняли закон 1998 года, по которому все было просто и без предрассудков: АУ мог назначать как кредитор, так и суд по своему усмотрению (из числа аккредитованных при суде). Сам АУ тоже мало чем был связан: имущество банкрота мог продавать без согласования с кредиторами по прямым договорам. АУ был «вольным художником» - получил лицензию, уведомил территориальный орган ФСФО и вперед.
Но, через некоторое время обнаружилось, что вместе с реальными должниками в банкротство стали уходить и нормально действующие предприятия. Оказалось, что банкротство было единственным легальным и самым простым способом рейдерского захвата. К этому времени (начало 2000-х) уже стали поднимать волну и принимать законы о противодействии рейдерам.
Приняли и новый закон о банкротстве 2002 года, по которому кредитор уже не мог указывать кандидатуру конкретного арбитражного управляющего, а указывал только СРО из которой в суд приходили три кандидатуры и суд с учетом мнения должника и ФНС выбирал достойного (на практике ФНС отводил одного, должник другого и утверждали оставшегося третьего). Всех «вольных художников» в 2004 году согнали в СРО, а уполномоченным органом от государства назначили ФНС.
Банкротства пошли со скрипом, так как кандидатуры АУ от ФНС отклонялись должником и кредитором, кредиторы на первых собраниях снимали утвержденного судом и ставили своего арбитражника. А ФНС с ее бюрократией не могла подолгу подбирать "лояльных" АУ. Да тут еще АУ вдруг прочли норму, что можно расходы взыскивать с заявителя и полетели в суд иски о взыскании с ФНС как с заявителя в деле о банкротстве. Тем временем в судах получился дефицит кадров судей, так как апелляции убрали из первых инстанций и ввели по две на каждый федеральный округ. А банкротные составы тогда были только коллегиальными - по три человека. Самый актуальный вопрос у судей был: "Третьим будешь?".
К тому же государство уже приняло пакет антирейдерских законов, а порейдерить крупным игрокам хотелось все также, но кредитор не мог указывать кандидатуру своего АУ.
В общем, что-то надо было менять.
Тут грянул кризис 2008 года (опять?!). Внесли поправки в Закон о банкротстве 2008 года, по которым кредитор опять мог указывать кандидатуру управляющего, дела о банкротстве рассматривались судьей единолично, «залоговых» кредиторов выделили в отдельную касту со своими привилегиями в части удовлетворения требований за счет продажи залога (поддержали «хромающий» после кризиса банковский сектор), для гендиров и участников должника ввели субсидиарную ответственность.
Не желая отвечать по долгам своего общества, да еще по такому нелепому основанию как неподача заявления о банкротстве, директоры и участники должника стали практиковать подачу заявлений о банкротстве от должника (да еще, поганцы, по упрощенной процедуре). Поправка 2008 года также уточнила размер причитающегося вознаграждения по окончании процедуры - АУ были счастливы…
Но, государству показалось, что должники слишком легко выскакивают из долгов, бюджет списывает большое количество нереальных к взысканию налогов. Да и банки поняли, что их обманули, лишив права голоса в процедуре, если они были залоговыми кредиторами.
Надо что-то было менять.
И тут на помощь пришел… кризис! В канун Нового 2015 года приняли новые поправки в Закон о банкротстве, по которым должник лишился права выбора не только кандидатуры АУ .из СРО, но и даже выбора самой СРО, банкам дали право голосовать на всех процедурах, определять рыночную стоимость залога перед торгами, кредиторы получили право привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и оспаривать сделки должника.
Только одним АУ было не до всеобщего веселья…
Сообщение отредактировал Jason Voorhees: 15 January 2016 - 20:27