Мы обсуждаем как бы абстрактную проблему. Есть акт гос органа, на основании которого снесли объект аренды.
Является ли причиной прекращения арендного обязательства сам акт или факт сноса.
Те кто за первый вариант упирают на то, что основанием сноса является акт государственного органа, те кто второго варианта, что факт сноса.
В целом позиции сторон понятны.
Но мне лично не понятно почему сторонники первого варианта не учитывают тот факт, что обязательство прекращается именно в тот день, когда арендодатель не может обеспечить владение и/или пользование объектом аренды.
Ни днем ранее, ни днем позже. Именно в этот момент. И если это помнить, то совершенно не разрешимыми становятся ситуации, связанные с отменой акта, с признанием его недействительным, со сносом до или после. В общем на что упирал Святослав. Если обязательство прекращается по 417, то момент прекращения просто невозможно определить. И основание в виде акта гос органа становится просто призрачным.
Так что при всей похожести ситуации на 417, я бы все таки это так не трактовал.
Почему ситуация абстрактная, есть ли зависящие от арендодателя действия.
По хорошем это тоже важно, но тогда надо будет идти дальше, а мы пока с первого шага не удалились.
Для принятия акта гос органа требуется квалификация объекта как самовольно постройки. Более того, критерии самовольности должны быть настолько очевидными, что законодатель даже разрешил не принимать это решение судом. Критерии, связанные с самим фактом нахождения объекта в месте, где он никак не может находится, как бы хорошо не были оформлены документы, зарегистрирован ли в ЕГРП.
Все объекты снесенные по решению акта гос органа по идее этим критериям удовлетворяют. То есть они самовольные постройки. Как и обозначенный в вопросе объект аренды.
Самовольные постройки, как мы знаем, в обороте не участвуют, но ситуаций аренды самовольных построек много. Недействительна эта аренда? С точки зрения ГК да. Но владение и/или пользование все таки было, то есть конкретные финансово-хозяйственные операции осуществлялись. Для налогового учета я думаю тут проблем не должно быть. Вопрос только в возврате ОП.
И может действительно, забить на выбор между 416 и 417.. Подумать над тем, допустимо ли удерживать ОП, идет ли речь о возврате всего арендного платежа, представлять ли случаи, что арендатор мог якобы не знать о самовольности, при том, что критерий очевидности самовольной постройки, о котором я выше упоминал, он потому и очевиден, что всем и сразу.
Интереснее, чем обсуждать 416 и 417, где соглашусь все по кругу идут 