Вступление.
Откровенно говоря, я ранее никогда не озадачивался вопросом о том, каким "оператором" отсылать процессуальные документы в суд: Почтой России или какой-либо курьерской службой. 90% документов я все-таки отсылал именно Почтой России, но бывали случаи (оставшиеся 10%) отправки документов через различные организации, оказывающие курьерские услуги (при чем как имеющие, так и не имеющие лицензии на оказание услуг почтовой связи).
Однако! В практике арбитражных судов, как оказалось (*), часто встречается поход следующего толкования ч. 6 ст. 114 АПК РФ: срок на подачу процессуальных документов (заявление, жалоба и т.д.) не считается пропущенным, если такие документы были сданы отправителем на почту в последний день срока, но под "почтой" при этом понимается организация, обладающая лицензией на оказание услуг почтовой связи.
(*) Например:
Таким образом, надо полагать, что курьерами без "почтовой лицензии" пользоваться опасно, т.к. датой подачи процессуального документа суд должен (вроде бы) посчитать не дату сдачи документа "курьеру без лицензии", а дату поступления документа в суд, т.е спустя 1-5 дней (необходимых на практике для работы курьеров). Если я не ошибаюсь, то сейчас даже у Major Express нет лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Вопросы:
Верно ли я понимаю, что приведенный подход судов является оправданным и единообразным для большинства АС, т.е. расширительно истолковать ч. 6 ст. 114 АПК РФ неверно: "курьеры без лицензии" не удовлетворяют термину "почта", используемому в ч. 6 ст. 114 АПК РФ, процессуальные документы поданные через них считаются поданными в дату поступления в сам суд, а не к курьеру.
Если подход оправдан, то возникает следующие вопрос: значит в момент принятия заявления (иного процессуального документа для которого важно, в какой срок он должен считаться поданным) в обязанности суда входит установление обстоятельства о том, имеет или не имеет лицо, осуществившее доставку процессуального документа лицензию на оказание услуг почтовой связи?
p.s. на практике я одно время отправлял апелляционные и кассационные жалобы через курьерскую организацию "СПСР" (лицензии насколько помню они почтовой не имели), при этом количество таких жалоб было за 300 штук, в разные суды и насколько помню, многие из них (наверное 30-40%) сдавались мной курьеру в последний или предпоследний день истечения срока на обжалование. Суд ни разу не упрекнул меня в том, что жалобы поданы за пределом срока обжалования (конечно восстановить срок я никогда не просил). Естественно, незнание в тот момент мной судебной практики по толкованию ч. 6 ст. 114 АПК РФ не в пользу "курьеров без лицензии" меня не красит. Могли ведь и возвратить жалобы.


