Наверное, да. Потому что приговоры тоже делятся на вступившие в силу и не вступившие в силу. Если автор знает по ФЗ об ИП - он должен знать, что не вступивший в силу приговор суда не влечёт никаких юридических последствий для подсудимого.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Интересно построена конструкция этой нормы.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, НЕ превышает его средний месячный заработок - ЧТО ТОГДА?
Если месячный срок НЕ истек И работник согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, ПРЕВЫШАЕТ его средний месячный заработок - ЧТО ТОГДА?
Если месячный срок истек, НО работник СОГЛАСЕН добровольно возместить причиненный работодателю ущерб - ТОГДА ЧТО? На что в этом случае влияет сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника? Или не будет влиять?
Если месячный срок НЕ истек, а работник НЕ согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб - ТОГДА ЧТО? На что в этом случае влияет сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника? Или не будет влиять?
Дело в том, что из данной словесной конструкции методом формальной логики выводится следующее правило: взыскание может осуществляться только судом при одновременном соблюдении двух условий:
1) если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб,
2) если сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок.
Чтобы исключить возможность взыскания иным способом, кроме судебного, обязательно наличие первого условия, хотя оно имеет факультативный выбор из двух вариантов, но обязательно должно присутствовать какой-то из них: один либо другой.
Чтобы осуществить взыскание иным способом, кроме суда, первому из условий не должно сопутствовать второе, ведь союз "а" противопоставляющий. То же самое, если второе условие не обусловлено первым. Одного условия всегда недостаточно.
Как эта норма применяется в реальности и какие к ней есть обязательные для применения (минтруд) и необязательные для применения (пленум) разъяснения - я пока не вдавался в подробности. Посему здесь не буду спорить с Капитоном ... пока

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Формально из этой нормы не следует, что по распоряжению работодателя производится взыскание с виновного работника ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТАКОЙ суммы причиненного ущерба, которая не превышает среднего месячного заработка. Подобный вывод следовал бы, если бы она сопровождалась следующей нормой, из которой следовало бы, что "... во всех остальных случаях взыскание возможно исключительно судом". Но между ситуациями, описанными в первой и второй частях (абзацах) статьи 248 ТК, остаются вообще не поименованные в них казусы. Кроме того, в описании из второй части статьи 248 ТК (тот случай, когда взыскание возможно только по суду), столько противоречий, что, как указано выше, возможны ситуации, если какое-то условие присутствует, а какое-то отсутствует - но что с этими гибридными случаями делать, нормы ответа не даёт.
У меня складывается впечатление, что авторы текста случайно использовали союз "а" вместо соединительного союза "или" и тем самым исказили волю законодателя. В любом случае получилась очень спорная и неоднозначная статья, особенно в тех случаях, если пытаться обосновать взыскание без судебного решения, базируясь на данном тексте, а в случаях, когда в исходном тексте неясности, объяснить их какой-то другой нормой. Например, из второй части статьи 148 следует (см. выше) возможность при наличии одних условий и отсутствия других условий, что взыскание может осуществляться не обязательно судом. А кем ещё? А - работодателем? Да, по распоряжению работодателя производится взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, НЕ превышающей среднего месячного заработка. Но ведь не следует же, что распоряжение возможно ТОЛЬКО в этом случае. А из части второй следует, что есть ситуации, когда взыскание возможно без суда. Юрист, сопоставив эту части между собой, придёт к выводу о том, что во взаимосвязи обе нормы позволяют осуществлять без суда взыскание также и суммы причиненного ущерба, превышающей среднего месячного заработка. Пусть не всегда - но иногда.
Тут ещё саму первую часть статьи 248 можно объяснить, мол, она существует в ТК для обеспечения порядка привлечения к материальной ответственности в тех случаях, когда ответственность работника в принципе ограничена размером среднего месячного заработка. А это, между прочим, едва ли не подавляющее большинство случаев для большинства работников и реальных ситуаций. Соответственно, как из нормы о том, что "полиция ловит преступников" НЕ следует, что она не должна заниматься чем-то ещё (например, ловлей психов или поиском пропавших), так и из этой нормы ТК формально не следует, что распоряжение работодателя возможно лишь в случае, описанном в статье 248, просто это, так сказать, типовой случай.
Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Теоретически из этой статьи может следовать, что за пределами месячного срока распоряжение невозможно, что оно в этом случае не повлечёт последствий как ничтожное. Но авторы ТК этого не указали. Отсюда возникает вопрос: распоряжение по истечении месячного срока будет действительно по существу либо это просто нарушение формальности, которое в худшем случае повлечёт штраф, а, может быть, и не имеет последствий. Не каждое нарушение процедуры для работодателя влечёт юридическую ничтожность все процедуры. Хотя при увольнении это так, но в любой момент ВС может поменять это мнение. В данном случае есть разъяснения? Или вопрос нормативно не урегулирован? В ТК таких дыр много - которые только лишь практикой как бы "урегулируются" (в кавычках, потому что судебная практика ничего УРЕГУЛИРОВАТЬ не может априори по своей природе, практика реагирует именно на те случаи, когда конкретного правила поведения нет, но суть дела его требует и принять какое-то решение необходимо, исходя хотя бы из общих принципов, а потом судьи списывают друг у друга тексты и тем самым закрепляют порой такую муть, что я не могу без смеха читать их опусы. Дыр так много, что лесник не успевает.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Отличная норма, характеризующая наш ТК в целом. Как будто он не может обжаловать действия работодателя в суд, когда работодатель соблюдает установленный порядок взыскания ущерба! Зато норма не даёт ответа о последствиях нарушения. Что произойдёт, если установленный порядок работодателем не соблюдён, и работник обратился из-за этого в суд? Должен ли суд лишь признать сами эти действия незаконными или он должен отменить взыскание как несостоявшееся? Ведь никто основания взыскания не отменял - они могут быть 100% верными и обоснованными, просто будет нарушен порядок. Строго говоря, работник пойдёт в суд не действия обжаловать (что это вообще за нонсенс! обжалуют действия гос. органов и ранее можно было обжаловать действия организаций, именно в тех случаях, когда для защиты нарушенных прав существенны не последствия, а сами действия как таковые, или для защиты прав требовалось блокировать последствия действий, отменить их результат, потому что действия имеют долгоиграющие последствия). В указанном случае работнику пофиг на порядок как таковое - ему деньги неполученные жалко, он может быть несогласен с их основанием, размером, ограничениями на сумму удержания из одной получки. Скорее всего, здесь есть какое-то разъяснение какого-нибудь пленума, поскольку без него эта норма неработоспособна, но весь перец в том, что если норма не работает без разъяснений - значит, она настолько сырая и пустая, не содержит настолько важнейших элементов, что представляет собой незаконченный текст закона (полуфабрикат).
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
А невиновный работник - может? А такое согласие свидетельствует о его виновности? Эта вменяемая виновность потом не сыграет против работника ещё много-много-много раз?
А виновный работник может добровольно возместить ущерб на сумму больше месячного заработка? А может быть так, что он причинил ущерб на большую сумму, но готов добровольно возместить только в этих пределах?
Если работник признаёт ущерб и согласен возместить его частично - работодатель должен этим ограничиться или он может сначала взять то, что добровольно дают, а потом довзыскать остальное принудительно? Между прочим, отказ работодателя от обращения в суд ничтожен, если такое право у него есть ... только я вижу возможность злоупотреблений?
И что будет в случае, если ответственность работника ограничена размером месячного заработка (то есть, бОльшая сумма не может быть взыскана ни в каком порядке), но ущерб очевидно причинён и размер причинённого ущерба выше, и поэтому работодатель уговорил работника на добровольное возмещение в полном объёме (типа тот не понесёт иных расходов и не получит сопутствующих проблем). Игры и пари по ГК прошу не вспоминать, ничего общего с теми обязательства нет, так как там - обязательства существуют, но не подлежат защите, а здесь - самого обязательства не существует в принципе.
Ещё вопросы:
- следует ли письменное обязательство по ст. 148 ТК РФ считать соглашением? Если да, то гражданско-правовым (договор), соглашением в сфере трудового права ("трудовым соглашением"), неким гибридом между первым и вторым или чем-то ещё вовсе науке неизвестным? вопрос не праздный, от правильной квалификации можно понять, что с ним можно делать потом;
- какие последствия неисполнения письменного соглашения работником, в том числе последствия нарушения сроков? если я правильно понял (хотя это в тексте не указано), то базовое последствие в том, что работодатель на основании этих бумаг начнёт удерживать суммы из зарплаты? правда, тогда неясен смысл слова "платёж". Алё, кто кому платить при удержании?
- можно ли на основании этого соглашения производить взыскание в ином порядке, кроме удержания из заработной платы? например, прийти домой к работнику и забрать у его жены кошелёк? ну, или благородно в его банки отправить соглашение? а то я не уверен, что нельзя заключить соглашение на сумму, большую 50% его зарплаты и в сроки, отличные от её выплат;
- можно ли отказаться от исполнения соглашения, если работник посчитал его невыгодным? или только увольнение может в этом случае помочь? кстати, о слове "задолженность" - а если предметом соглашение выступает не денежное возмещение?
- может ли такое соглашение заключить работодатель, виновный в причинении ущерба работнику? Например, в каком-то из случаев своей материальной ответственности перед работником, указанном в ТК (в те, что не указаны - я лезть и не прошу);
- может ли такое соглашение быть заключено (совершено? подписано?) работником на основании доверенности, выданной работником? Если да, то вкупе с нормой заверении доверенностей на получение зарплаты работодатель может сам с собой такое соглашение заключить, а работник потом никому уже не докажет отсутствие своей воли и согласия на изнасилование.
Я могу вопросов ещё много придумать, но попробуйте ответить сначала на эти.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Следует ли понимать эту норму как правомерность возмещения ущерба в случае, если работник был привлечён к какому-то из указанных видов ответственности, но сумел оправдаться? Или я текст не понимаю, или я о том же бы по иному написал.
2) а вдруг у должника есть счет в банке?
У него наверняка есть счёт в банке - зарплатный. Между прочим, с зарплатного счёта существующее законодательство ныне позволяет взыскать гораздо больше и быстрее, чем непосредственно из зарплаты у работодателя. Более того, неправильно и незаконно взысканные деньги со счёта взыскать обратно намного сложнее, чем когда удержанием занимается работодатель. Связано это с тем характерным для нашей страны обстоятельством, что законы в одной сфере могут быть совершенно никак не увязаны с законами и НПА в другой сфере. В частности, ограничения из зарплаты разумны и положительны (работник должен кушать сам и кормить детей), поэтому предусмотрены Трудовым кодексом (какая забота со стороны законодателя!), но категорически отстали от норм и законов в области исполнительного производства. Поэтому до прошлого года включительно можно было взыскать с зарплатного счёта или зарплатной карты всё, что там был, и даже уйти в минус (технический овердрафт или как оно там называется), когда всё вновь зачисляемое уходит на оплату долгов. Собственно, и в прошлом году принципиально ничего не изменилось, просто приставам дали ценное указание смотреть на то, не является ли счёт зарплатным, и если является - то ограничивать взыскание на него теми нормами, которые имеются для зарплаты (а на социальные счета, соответственно, вообще не обращать взыскание). Но пристав может и ошибиться, и поэтому такие случаи по-прежнему происходят. Вроде, Банк России собирался дать аналогичное указание банкам, которые осуществляют взыскание по исполнительным листам без участия приставов, но вот дала ли Набиуллина указание об этом?