Полагаю ничтожным и не влекущим правовых последствий. Попробуйте оспорить.
Я исхожу из установленных законодательством безусловных ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, при наличии которых, в том числе, возникших после заключения трудового договора, такой трудовой договор должен быть расторгнут.
Итак, начинаем по порядку. Пункт 13 ст.83 ТК РФ устанавливает конкретное основание для прекращения ТД с работником: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Статьей 10 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности» (далее - ФЗ ОТБ) установлены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Согласно п.6 ч.1 ст. 10 ФЗ ОТБ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности (далее – ОТБ), не вправе выполнять лица, сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Данный пункт введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ и стоит в ряду с такими ограничениями, как непогашенная или неснятая судимость за совершение умышленного преступления у работника, психологические заболевания, алкоголизм, наркомания и пр.
Статья 10 ФЗ ОТБ носит императивный характер.
ФЗ ОТБ также установлено, что проверка указанных сведений проводится, во-первых, в порядке, установленном Правительством РФ, а во-вторых - как в отношении лиц, принимаемых на работу, так и в отношении лиц, уже выполняющих такую работу (то есть по заключенным ТД) – (ч.1.1. ст.10 ФЗ О транспортной безопасности).
Часть 1.1 также введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ.
Согласно «Правилам проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2015г. № 1257, проверка проводится посредством:
а) проверки наличия документов, подтверждающих право указанных лиц выполнять такую работу,перечень и форма которых устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
б) получения дополнительной информации у лиц, располагающих документами, указанными вподпункте "а" настоящего пункта, и (или) информацией о содержании указанных документов с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
В «Перечень документов, предоставляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ», утверждённый приказом Минтранса России от 18 апреля 2016 г. N 104, включена анкета по установленной форме (пункт 3 Перечня).
В пункте 12 анкеты должна быть заполнена "информация о трудовой деятельности (включая учебу в средних и специальных учебных заведениях, военную службы, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и иное) с указанием места и года поступления/увольнения, должности с указанием организации".
Подписывая анкету, соискатель подтверждает, что предоставление заведомо ложной информации может повлечь отказ в допуске к работе, непосредственно связанной с ОТБ (пункт 18 анкеты).
Итак, при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ мы имеем расширенный ФЗ-ом перечень документов, предоставляемый соискателем работодателю, нежели перечень, установленный ТК РФ и что прямо допускается ст.65 ТК РФ.
Соискателю в числе прочего необходимо заполнить анкету по утвержденной форме, в которой им должна быть указана в т.ч. информация о трудовой деятельности, полностью, в хронологическом порядке и с указанием сведений в т.ч. учебы, работы по совместительству, работы предпринимателем и пр., чего, очевидно, трудовая книжка не содержит (кроме работы по совместительству да и то, только если эти сведения были внесены по просьбе работника).
Не думаю, что предоставление работодателю второй «новой» трудовой книжки, сокрытие работы по другой трудовой в аналогичной структуре (связанной с ОТБ), да еще по которой имелось несколько дисциплинарных взысканий, можно списать на забывчивость. Это первое.
А второе – зачем работодателю выяснять причину предоставления в анкете заведомо недостоверной информации? Нет у него такого права/обязанности – выяснять причину указания недостоверной информации, «забывчивости» или иные причины сокрытия информации о трудовой деятельности, либо оценивать «тяжесть» предоставления недостоверной информации.
При выявлении указанных работодатель в силу прямого указания закона должен прекратить трудовой договор (с предварительным предложением др.работы у него, не связанной с ОТБ – см. ст.10 ФЗ ОТБ и п.13 ст.83 ТК РФ).
Да, и не стоит путать требование законодательства прекратить ТД по указанным выше основаниям (ст.83 ТК РФ) с основаниями прекращения ТД по ст.84 ТК, согласно которой в определенных в ст.84 ТК РФ статьей случаях, ТД прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы.
Если предположить, что работник указал бы в анкете «сокрытое» место работы, пусть даже, на которой его привлекали к дисц.ответственности – препятствовало бы это для продолжения им работы? Нет.
Но сам факт сокрытия (предоставление заведомо ложной информации) является тем самым ограничением, установленным ФЗ ОТБ, которое согласно указанного ФЗ и п.13 ст.83 ТК РФ является безусловным основанием для прекращения ТД.
Так уж составлен закон. Такие повышенные требования установил законодатель (напомню, в 2014 году введен рассматриваемый пункт) к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности (коих, к слову, было всего 6, а с февраля 2020г. добавились еще 2 – см. распоряжение Правительства РФ 1653-р), такие уж цели и принципы транспортной безопасности установил, в числе которых - взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности.
Если ты такой забывчатый – иди работать на работу, не связанную непосредственно с обеспечением транспортной безопасности.
Обоснованность увольнения по данному основанию, безусловно, может быть предметом судебной проверки.
Вместе с тем, на мой взгляд, гораздо проще обосновать увольнение при указанных вводных (или хотя бы оградить себя от возможного ада в будущем), нежели позже «отстреливаться» в суде по административному/уголовному делу, в случае, если такой сотрудник выкинет коленце при указанных вводных и тут то и всплывет, что анкета содержит недостоверную инфу, работодатель это знал, но мер не принял.
Но это лично мое мнение.
суд практику не смотрела