Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

ГУП vs академия


Сообщений в теме: 7

#1 Jack

Jack
  • Новенький
  • 67 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 18 August 2004 - 16:31

ГУП бы создан Российской академией сельскохозяйственных наук (РАСХН) в соответствии с ФЗ "О науке и гос. научно-технической политике". Однако по ФЗ "О гос. и муниципал. унитарных предприятиях" учредителем (участником) УП м.б. только РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Уставы предприятий необходимо было привести в соответствие с ФЗ в срок до 01.07.2003 г., дочерние предприятия необходимо было реорганизовать в течение 6 месяцев путем присоединения к создавшим их УП (ст. 37 ФЗ). Ситуация с предприятиями академии наук в законе прямо не урегулирована.
Если до 01.07.2003 г. в устав ГУПа соответствующие изменения не внесены, то вправе ли академия сейчас принимать какие-либо решения в отношении предприятия и его имущества, либо в таком случае полномочия собственника имущества будет осуществлять федеральное агентство по управлению федерал. имуществом? Какие могут быть последствия? Возможен (или неизбежен?) в данной ситуации вопрос о ликвидации ГУПа по п. 2 ст. 61 ГК?
  • 0

#2 sud

sud

    Свободен для идей и отношений

  • Partner
  • 7452 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 01:55

Jack
Россельхозакадемия может все!
Несмотря на то, что Минимущество (ранее, сейчас - Росимущество) официальный и полномочный осуществитель полномочий собственника, Россельхозакадемия выигрывает многие суды, касаюшиеся собственных ФГУПов.
Поэтому отвечаю на Ваши вопросы:

Если до 01.07.2003 г. в устав ГУПа соответствующие изменения не внесены, то вправе ли академия сейчас принимать какие-либо решения в отношении предприятия и его имущества, либо в таком случае полномочия собственника имущества будет осуществлять федеральное агентство по управлению федерал. имуществом?

Вправе. Однако, если вы покупаете что-то (недвижимость) у нее, то лучше иметь согласование с Росимуществом.

Какие могут быть последствия?

разные. все зависит от того, что у Вас за сделка. Принцип работы указан выше.

Возможен (или неизбежен?) в данной ситуации вопрос о ликвидации ГУПа по п. 2 ст. 61 ГК?

Дочки может и возможен. А самого ГУПа нет.

Все - ИМХО. Россельхозакадемия очень загадочная структура.
  • 0

#3 Jack

Jack
  • Новенький
  • 67 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 13:37

2Федоров Александр
А можно увидеть хотя бы одно решение? Или мотивировочную часть из него?

Все - ИМХО. Россельхозакадемия очень загадочная структура.

Это я уже понял :)
Вместе с тем, в законе четко прописано: "полномочия собственника имущества унитарного предприятия", т.е. РФ :) Все остальное - домыслы.
  • 0

#4 scorpion

scorpion
  • Старожил
  • 13547 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 14:00

Вместе с тем, в законе четко прописано: "полномочия собственника имущества унитарного предприятия", т.е. РФ  Все остальное - домыслы.

В том-то и дело, что из-за указа № 84 и письма ВАСи от 30.06.93 суды выдают и такие перлы: "Материалы дела свидетельствуют, что здание N 93, являясь собственностью академии СХН,..." (ФАС ЗСО от 31 января 2002 года Дело N Ф04/433-22/А45-2002).

Сообщение отредактировал scorpion: 25 August 2004 - 14:58

  • 0

#5 kuropatka

kuropatka

    подшишечник

  • Partner
  • 21327 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 14:44

А каков вообще статус у РАН, РАСХН, РАМН? Они кому-то вообще подчиняются?
  • 0

#6 scorpion

scorpion
  • Старожил
  • 13547 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 15:01

Статья 6. (№ 127-ФЗ от 23.08.96) Академии наук в Российской Федерации, имеющие государственный статус
(в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)

1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество (имущественное право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих государственный статус, используется ими на условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на отдельном балансе.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий наук.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
2. Российская академия наук является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
Порядок использования результатов научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств федерального бюджета, определяется законодательством Российской Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными организациями указанных академий наук научных исследованиях, представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
5. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
6. За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.
  • 0

#7 sud

sud

    Свободен для идей и отношений

  • Partner
  • 7452 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 22:25

А можно увидеть хотя бы одно решение? Или мотивировочную часть из него?

Jack

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Москва "08" октября 2003г. Дело № 3559/03
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Хорошиловой И.И., Терно В.Н. при помощнике судьи Петровой В.В., которая вела протокол судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения "Государственный научный центр Российской Федерации "Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И.Вавилова" к ответчику - Правительству Российской Федерации, третьим лицам: Российской академии сельскохозяйственных наук; Управлению делами Президента Российской Федерации; Министерству имущественных отношений Российской Федерации; Министерству культуры Российской Федерации; Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга о признании недействительным ненормативного акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 1784-р в части передачи в ведение Управления делами Президента Российской Федерации здания Министерства государственных имуществ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4, ул. Большая Морская, 42, р. Мойки наб., 87, и Дома Министра государственных имуществ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 13, ул. Большая Морская, 44, р. Мойки наб., 89,
В судебном заседании приняли участие: -
от истца - Скрыпник В.А. - заместитель директора института по доверенности от 21.05.2003 № 01/469, Андриянов Н.В. - адвокат по доверенности от 27.03.2003 № 01/286 (ордер от 17.06.2003 № 023/06), Челенкова Е.Д. - адвокат по доверенности от 27.03.2003 № 01/286 (ордер от 17.06.2003 № 021/06), Челенков О.Д. - адвокат по доверенности от 27.03.2003 № 01/286 (ордер от 17 06 2003 № 022/06);
от ответчика - Правительства Российской Федерации по его поручению от 10.04.2003 № ХВ-П5-4149 и доверенности от 17.06.2003 № АБ-3/12229 - Маканова И.Ю. - заместитель руководителя Департамента правового обеспечения имущественных отношений Российской Федерации;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от Министерства имущественных отношений Российской Федерации - Маканова И.Ю. по доверенности от 04.06.2003 № ФГ-3/11461, Федоров А.В. - консультант Департамента правового обеспечения имущественных отношений Российской Федерации по доверенности от 17.12.2002 № ФГ-3/22542;
от Российской академии сельскохозяйственных наук -Алмосов Н.Н. - начальник юридического управления по доверенности от 09.06.2003 № 36-09/67, Панкратова Ю.А, - главный специалист юридического управления по доверенности от 01.07.2003 № 36-09/74;
от Управления делами Президента Российской Федерации -Мамонтов Д.В. - начальник отдела договорной и судебной работы по доверенности от 13.01.2003 № УДИ-116, Чупина И.М. - советник этого же отдела по доверенности от 15.01.2003 № УДИ-166.
Представители лиц, участвующих в деле, представили суду служебные удостоверения, паспорта и доверенности, подтверждающие их полномочия.
Представители третьих лиц: Министерства культуры Российской Федерации; Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в заседание суда не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещены.
От названного Комитета поступил отзыв по делу, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В ходе обсуждения вопроса о возможности рассмотрения дела в данном судебном заседании в отсутствии представителей неявившихся третьих лиц суд, руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании.
При участии в заседании суда представителей истца, ответчика и третьих лиц: Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации суд установил следующее.
Государственное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации "Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И.Вавилова" (далее - институт) обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к ответчику - Правительству Российской Федерации о признании недействительным ненормативного акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 1784-р в части, касающейся передачи в ведение Управления делами Президента Российской Федерации здания Министерства государственных имуществ, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4, ул. Большая Морская, 42, р. Мойки наб., 87, и Дома Министра государственных имуществ, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 13, ул. Большая Морская, 44, р. Мойки наб., 89.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.05.2003 исковое заявление принято к производству и к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: указанное истцом заинтересованное лицо - Российская академия сельскохозяйственных наук и по инициативе суда - Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга.
Заявленный иск мотивирован тем, что институт владеет спорными зданиями на праве оперативного управления, которое зарегистрировано в государственном реестре прав. Эти здания закреплены за институтом на праве оперативного управления Российской академией сельскохозяйственных наук, имеющей право собственности на данные объекты недвижимости согласно действующему Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук". Истец считает, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, передав в ведение Управления делами Президента Российской Федерации здания, в которых размещается институт, и которые он использует для осуществления своей уставной деятельности. Заявитель указал на то, что оспариваемая часть вышеназванного ненормативного акта не соответствует положениям Федерального закона от 26.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", статьям 13, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права и интересы.
В ходе судебного разбирательства уполномоченные представители истца поддержали исковые требования по мотивам, приведенным в исковом заявлении, а также сослались на нарушение принадлежащего истцу права оперативного управления, исходя из того, что оспариваемое распоряжение от 17.12.2002 № 1794-р принято Правительством Российской Федерации в целях размещения в спорных зданиях органов федеральной исполнительной власти, о чем указано в тексте данного распоряжения. В связи с этим институт указал на использование им по назначению основных площадей в спорных зданиях, которые имеют вмонтированное в помещения специальное оборудование, предназначенное для сохранения генетического фонда сельскохозяйственных культур, перемещение которого без ущерба для Российской Федерации практически невозможно. Истец пояснил, что незначительная часть неиспользуемых им площадей (1956 кв. метров) в зданиях сдается в аренду, и это научной организации разрешено действующим законодательством. Истец также указал на то, что согласно Уставу института он осуществляет определенные виды деятельности: долгосрочное хранение семян и посадочного материала, производство для Российской Федерации новых сельскохозяйственных культур, которые относятся к экономической деятельности, а осуществление им такой деятельности на договорной основе входит в понятие предпринимательской деятельности.
Ответчик, не оспаривая того, что истец размещается в спорных зданиях и они закреплены за институтом на праве оперативного управления, сослался на то, что указанные здания являются объектами федеральной собственности, и принятое Правительством Российской Федерации распоряжение от 17.12.2002 № 1784-р не противоречит законодательству, поскольку оно издано в пределах полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации пунктом "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацем 6 статьи 14 Федерального конституционного Закона Российской Федерации от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 125, пунктом 3 статьи 214, пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик также указал на то, что на основании приведенных истцом законодательных актов за Российской академией сельскохозяйственных наук были закреплены лишь определенные правомочия собственника, и ее права, а также принадлежащее институту право оперативного управления не нарушены оспариваемой частью распоряжения от 17.12.2002 № 1784-р, поскольку этим ненормативным актом спорные здания не были у них изъяты. Ответчик считает, что Правительство Российской Федерации, обладая соответствующими правами собственника федерального имущества, осуществило свое право управления спорными зданиями и передало эти объекты в ведение Управления делами Президента Российской Федерации для осуществления соответствующего контроля и при совершении таких действий не нарушены законодательные нормы, на которые сослался истец. Ответчик в ходе судебного заседания подтвердил свою позицию и указал на то, что истец не доказал, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует законодательству и нарушает права и интересы истца в предпринимательской либо экономической деятельности. Ответчик считает, что институт не осуществляет деятельность, которая относится к экономической либо предпринимательской. Ответчик возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо по делу - Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - академия) считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из того, что Правительство Российской Федерации, издав распоряжение от 17.12.2002 № 1784-р, нарушило права собственника спорных зданий - академии, предоставленных ей законодательными актами, а также нарушило право оперативного управления этими зданиями, принадлежащее институ, поскольку в тексте вышеупомянутого распоряжения указано, что оно издано в целях размещения в зданиях федеральных органов исполнительной власти. Академия считает, что оспариваемой ненормативный акт не соответствует законодательным актам, названным истцом, и нарушает его законные права и интересы, связанные с использованием зданий для осуществления институтом уставной деятельности, которая относится к экономической деятельности, а отдельные виды его уставной деятельности являются предпринимательской деятельностью, поскольку осуществляются институтом на договорной возмездной основе, что предусмотрено Уставом института.
Третье лицо по делу - Министерство имущественных отношений Российской Федерации поддержало позицию ответчика и считает, что иск не подлежит удовлетворению, так как оспариваемый ненормативный акт соответствует законодательству и не нарушает права и интересы истца. Министерство имущественных отношений Российской Федерации также считает, что институт не имел права на обращение с указанным иском в суд, и рассмотрение поданного им иска неподведомственно арбитражному суду, так как оспариваемое распоряжение не затрагивает прав и интересов истца в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности, в связи с чем возникший спор не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, рассматриваемым арбитражным судом.
Третье лицо по делу - Управление делами Президента Российской Федерации также считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец не имел права на обращение с настоящим иском в арбитражный суд, так как распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 1784-р не затрагивает прав института в предпринимательской и экономической деятельности, а приведенные истцом законодательные акты в обоснование иска касаются прав академии, которая не является истцом по делу. Управление делами Президента Российской Федерации полагает, что спорное распоряжение издано Правительством Российской Федерации в соответствии с его полномочиями, и истец не доказал, что данное распоряжение не соответствует законодательству и нарушает права института в сфере предпринимательской либо экономической деятельности. Управление делами Президента Российской Федерации указало также на то, что передача в его ведение спорных зданий не влечет прекращения у истца права оперативного управления на нежилые помещения, используемые институтом в научной деятельности, и пояснило то, что истец не имеет права заниматься предпринимательской либо иной экономической деятельностью, исходя из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе заслушивания представителей лиц, участвующих по делу, ими были представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела, о перечне этих документов и лицах, представивших их, указано в протоколе судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела и заслушав лиц, присутствующих на судебном заседании, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 17.12.2002 № 1784-р, согласно которому в целях рационального размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в городе Санкт-Петербурге, и обеспечения контроля государства за использованием уникальных исторических комплексов города Санкт-Петербурга, являющихся историческим и культурным наследием федерального (общероссийского) значения, здание Министерства государственных имуществ, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4, Большая Морская ул., 42, р. Мойки наб., 87, и Дом Министра государственных имуществ, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 13, Большая Морская ул., 44, р. Мойки наб., 89, переданы в ведение Управления делами Президента Российской Федерации.
Данное распоряжение Правительства Российской Федерации в изложенной выше части оспаривается государственным учреждением "Государственный научный центр Российской Федерации "Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И .Вавилова" со ссылками на несоответствие спорной части этого ненормативного акта законодательству и на нарушение принадлежащего институту права оперативного управления на здания, в которых он размещается.
При рассмотрении дела судом установлено, что названный институт входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук. На основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" академия наделена правом владения, пользования и распоряжения имуществом предприятий, учреждений и организаций, входящих в ее состав, которое находится в федеральной собственности, и академии предоставлено право на закрепление этого имущества за предприятиями, учреждениями и организациями на соответствующем праве.
На основании приказа указанной академии от 25.12.1996 № 122 и двустороннего акта № 0218, составленному по состоянию на 01.01.1997, академия передала институту в оперативное управление находящееся у него на балансе определенное имущество, в том числе спорные здания.
Право оперативного управления имуществом было зарегистрировано за институтом в реестре федерального имущества, что подтверждается свидетельством от 22.02.2000 (реестровый номер 07800432), выданным Комитетом по управлению имуществом Санкт-Петербурга.
В последующем институту выданы свидетельства от 13.12.2000 и от 20.12.2000 (регистрационные номера 78-01-37/2000-232.2, 78-01-8/2000-220.2) о государственной регистрации за институтом права оперативного управления на вышеуказанные здания.
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, не оспаривалось наличие у истца права оперативного управления упомянутыми выше зданиями, а также они не имели разногласий в отношении адресов этих зданий (описательных и регистрационных).
При этом ответчиком не представлено доказательств недействительности права оперативного управления на здания, принадлежащего институту.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов, изданных государственными органами, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ положений раздела 2 действующего Устава института показал, что его деятельность направлена на развитие агропромышленного производства и экономики, в связи с чем является не только научной, но и экономической деятельностью. Для достижения целей, ради которых создан институт, он вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе производить и реализовывать семена, посадочный материал, выполнять работы, оказывать услуги, а также осуществлять иную деятельность, которая не противоречит законодательству и отвечает целям и предмету деятельности института (п. 2.4 его Устава).
Уставную деятельность институт реализует с использованием спорных зданий, закрепленных за ним на праве оперативного управления, в которых он размещается.
Согласно статьям 304, 305 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве оперативного управления, имеет право на защиту его владения и может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 12 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа.
При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьих лиц по делу - Управления делами Президента Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации о неподведомственности арбитражному суду поданного институтом иска несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, то в соответствии со статьей 13 названного Кодекса он может признать такой акт недействительным.
Спорная часть распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 1784-р касается зданий, обремененных правом оперативного управления института, которые передаются Управлению делами Президента Российской Федерации в ведение, что не основано на законодательной норме, предусматривающей такое "ведение".
Кроме того, содержащаяся в тексте оспариваемого распоряжения № 1784-р цель передачи указанного имущества Управлению делами Президента Российской Федерации, ограничивает права института по оперативному управлению зданиями в том объеме, который предусмотрен положениями статей 5, 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым научная организация владеет, пользуется и распоряжается федеральным имуществом, переданным ей в оперативное управление.
При таких обстоятельствах ссылки ответчика и третьих лиц по делу: Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации на то, что оспариваемая часть распоряжения № 1784-р издана Правительством Российской Федерации законно и не затрагивает прав института в осуществлении им уставной деятельности, связанной с экономикой, не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 1, 12, 13, пунктом 1 статьи 296, статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьями 156, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить: признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 1784-р в части передачи в ведение Управления делами Президента Российской Федерации здания Министерства государственных имуществ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4, Большая Морская ул., 42, р. Мойки наб., 87, и здания Дома Министра государственных имуществ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 13, Большая Морская ул., 44, р. Мойки наб., 89.

Полная подборка документов по этому делу:
Сысылка
  • 0

#8 Massive

Massive

    Большой человек

  • Модераторы
  • 7346 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2004 - 22:58

Согласен с Федоровым Александром.
Вот еще один левак, с которым сам тщетно пытался бороться: ДГУП ГУПа, созданного РАСХНом, присоединили к ГНУ.
Оспорить со ссылкой на п. 3 ст. 37 ФЗ о ГУПах не удалось.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  31275.doc   46К   141 скачиваний

  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных