Народ, появилась неожиданная задача сделать разъяснения по вот этой очень душной теме.
Текст статьи в спойлере. В интернете масса лажи на эту тему. Мне часто кажется, что люди там сами не понимают, о чем пишут. Хотелось бы как-то вдумчиво подойти к вопросу... И без использования сленга.
Прошу откликнуться высокотехнологичных товарищей, если есть что прокомментировать по изложению технической части блокчейна (критика первой части статьи), ну и подкованных товарищей, которые могут применить к этому делу юриспрудическую логику (критика второй части статьи и мнения по МКТУ).
Может, хоть в нашем микросообществе можно будет найти взаимопонимание по этому вопросу. А потом все это объяснять экспертам и судьям...
Если же кто впервые читает техническую часть, то скажите, какие непонятки возникают.
Заранее спасибо.
Каждому физлицу в мире блокчейна соответствует примерно вот такая штуковина: “0x0afD2c39325995d07411Bdb86602314018C913b5”. Это называется “адрес”.
Это просто число, записанное в шестнадцатеричном формате.
Каждому физлицу может соответствовать любое количество адресов, но каждому адресу только одно физлицо. Также как в мире электронной почты каждому пользователю соответствует адрес типа “alex@gmail.com”, причем каждому физлицу может соответствовать любое количество адресов, но каждому адресу только одно физлицо.
Однако адрес (это число) в мире блокчейна не выбирается человеком самостоятельно, а генерируется для него случайным образом. Точнее, изначально генерируется случайная пара чисел (причем сами числа в паре связаны между собой по определенному правилу). Эти числа называются “публичный ключ” и “секретный ключ”. Затем из публичного ключа тоже по некоторому правилу образуется “адрес”.
Именно этот адрес предъявляют друг другу физлица при общении в мире блокчейна.
В мире блокчейна также существует два принципиально разных способа фиксации действии. Один из них реализован с помощью технологии Bitcoin другой помощи технологии Etherium. Все технологии блокчейна подразумевают наличие в интернете “сетей”. Bitcoin и Etherium - это также и названия “сетей”, созданных на основе этих технологий.
Дальше возникнет слово NFT. Но вообще не задумывайтесь о том, что означает это буквосочетание (все равно яснее не станет). Относитесь к NFT как к модному фантазийному слову. И имейте в виду, что NFT-проекты сейчас в основном развиваются на базе Etherium.
Основой функционирования Etherium являются так называемые “смарт-контракты”. Смарт-контракт это своего рода база данных, в которой записано, какому адресу какие активы принадлежат и в каком количестве, а также в смарт-контракте приведен перечень операций, которые можно осуществлять в рамках этого смарт-контракта применительно к этой базе данных. Это такие операции как “создать”, “переслать” и тд.
Когда физлицо “обращается” к смарт-контракту, оно фактически обращается именно какой-либо операции с просьбой ее выполнить. Когда эта операция выполняется, в базе данных изменяются записи значений, а также происходит фиксация произведённого действия в цепи операций, что приводит к наращиванию самой цепи блокчейна.
Нужно отметить, что в у каждого смарт-контракта тоже есть свой собственный “адрес”.
Создание NFT - это одна из операций, которые может выполнять смарт-контракт, имеющий отношение к технологии NFT. Это операция по созданию уникального токена. Токен в конечном счёте тоже представляет из себя некоторые число, но в это число по определённым правилам включена информация о некотором объекте, физическом или цифровом, который с этим токеном ассоциирован. В токен также включена информация об адресе смарт-контракта, в котором токен был создан.
Объекты, которые ассоциированы с токенами, в настоящее время являются в основном разного рода картинами и картинками. И если говорить именно о картинках, то в токен может быть включено либо само изображение в цифровом виде, либо адрес сервера в интернете, на котором данное изображение хранится (гиперссылка).
Как только токен создан, в базе данных смарт-контракта появляется запись о том, что некоторому адресу, то есть физлицу, принадлежит вот такой вот токен.
Далее можно осуществлять операции по передаче токена с одного адреса на другой, то есть от одного физлица к другому физлицу за вознаграждение. Информация об этой передаче фиксируется в базе данных смарт-контракта. Для каждого NFT сохраняется вся история его передачи с одного адреса на другой, включая стоимость, уплаченную каждым новым адресом за этот токен.
Нужно отметить, что сеть Etherium позволяет на своей основе создавать и другие сети схожего принципа действия. У каждой сети есть своё собственное название, например Polygon, Klaytn, Flow, Polkadot, Tron, Solana итп. Смарт-контракты могут находиться в разных сетях. Токены могут передаваться как внутри сети, так и из одной сети в другую.
Например, существует сеть Polygon. В этой сети существует смарт-контракт, который разработан компанией Open Sea. Вокруг этого смарт-контракта создана “платформа” Open Sea, которая обеспечивает инфраструктуру для работы с NFT: размещение цифровых изображений, проверки подлинности, генерация токенов NFT, торговля NFT.
Существуют и другие платформы для торговли NFT, например: LooksRare, Rarible.
А теперь про товарные знаки.
Когда NFT ассоциирован с логотипом либо внешним видом товара, то изображение, ассоциированное с NFT, в принципе может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Согласно ГК, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено путем размещения товарного знака в сети "Интернет" при разных способах адресации. NFT можно рассматривать как “способ адресации”. Таким образом ассоциация NFT с товарным знаком может считаться реализацией прав на товарный знак.
Когда мы говорим, что NTF создан в отношении изображения, охраняемого в качестве товарного знака, мы остаемся в рамках привычных концепций, и класс товаров и услуг для регистрируемого изображения определяется, исходя из реалий физического мира.
Если же возникает желание регистрировать товарный знак непосредственно в отношении NFT, то есть в отношении некоторого цифрового актива, встает вопрос о выборе класса товаров и услуг.
Согласно ГК, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя его товарный знак. Применительно к NFT это может означать, что не должно создаваться NFT, с которым ассоциировано изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака (либо изображение, сходное с ним до степени смешения).
В данном случае должен быть выбран класс товаров, в отношении которых этот знак следует регистрировать, чтобы отразить его отношение именно к токену, а не к реальному товару. То есть теперь осталось определить, каким именно типом “товаров” является NFT. Наверно, искать следует в классе 9. Что же касается услуг, то тут есть классы 35, 41 и 42. Но пока не понятно, является ли вообще NFT “услугой” какого-либо рода.
Хотя в США бодро регистрируются знаки в отношении NFT, хотелось бы во все это дело внести хоть какую-то долю здравого смысла.
Сообщение отредактировал anna vasilieva: 17 July 2022 - 16:50



